Вопрос № 1: Наше ООО закупает товар у взаимозависимого лица – иностранного учредителя, владеющего 100% долей в УК, затем продает его на территории РФ? Обязаны ли мы представлять в налоговый орган уведомление о контролируемой сделке?
Ответ: По сделкам с взаимозависимыми иностранными организациями суммовой порог для признания их контролируемыми не установлен. Они являются контролируемыми не зависимо от суммы сделки.
При этом обязанность представлять в налоговый орган уведомления по сделкам, совершенным в 2012 году, наступает от суммы сделки с одним лицом 100 млн. рублей, по сделкам 2013 года от 80 млн. рублей.
Если сделка признается контролируемой и попадает в указанные выше ценовые пределы, обязанность по представлению уведомления возникает как у продавца (исполнителя) так и у покупателя (заказчика).
Таким образом, если сумма Вашей сделки с иностранным учредителем превышает 100 млн. рублей, то до 20 ноября 2013 года вы обязаны уведомить об этой сделке налоговый орган, форма уведомления и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.
Вопрос № 2: Договор с взаимозависимым поставщиком был заключен в 2011 году, поставка товара по этому договору производится по настоящее время.
Какую сумму отражать в уведомлении – за весь срок действия договора или только за 2012 год?
Включать ли туда суммы по поставкам, по которым мы еще не расплатились с поставщиком?
Ответ: Как разъясняет ФНС России (Приказ от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@) в Порядке заполнения формы уведомления о контролируемых сделках, стоимость товара следует указывать из первичных документов (т.е. из накладных и т.п.), которые относятся к отчетному периоду, т.е. к 2012 году.
Если в первичных документах не указана стоимость, то данные отражаются по правилам формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета. При методе начисления для формирования доходов и расходов факт оплаты не имеет значения, в уведомлении следует отражать поставки, отраженные в бухгалтерском учете в 2012 году.
Вопрос № 3: Обязана ли организация вместе с уведомлением представлять документальное обоснование рыночных цен?
Ответ: Форма уведомления содержит поля для заполнения о применяемом налогоплательщиком методе ценообразования и об источниках информации, используемых налогоплательщиком, однако эти поля необязательны для заполнения. Статьей 105.16 НК РФ не предусмотрено одновременное представление с уведомлением о контролируемой сделке документации по обоснованию выбранного метода и указания выбранного налогоплательщиком источника информации о сопоставимых сделках. Такую информацию по сделкам, относящимся к 2012 году, налоговые органы имеют право запросить не ранее 1 декабря 1013 года.
Как установлено п. 6 ст. 105.17 НК РФ, налоговый орган истребует документацию, предусмотренную ст. 105.15 НК РФ в порядке, предусмотренном пунктами 1, 2 и 5 ст. 93 НК РФ. Срок на представление документации налогоплательщиком 30 дней со дня получения соответствующего требования. При этом необходимо отметить, НК РФ не предусмотрено применение п. 6 ст. 105.17 НК РФ вне рамок специальной проверки, предусмотренной указанной ст.105.17 НК РФ.
Решение о проведении проверки в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ в 2012 году, может быть принято не позднее 30 июня 2014 года, налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика в течение трех дней со дня принятия решения о проверке.
Как разъясняет Минфин России в письме от 19.02.2013 N 03-01-18/4414, направление требования о представлении документации в отношении конкретной сделки (группы однородных сделок) в соответствии со ст. 105.17 НК РФ возможно исключительно со дня вынесения решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами до дня составления справки о проведении такой проверки.
Итак, представлять документацию вместе с уведомлением о контролируемых сделках налогоплательщик не обязан. По сделкам, относящимся к 2012 году по правилам главы 25 НК РФ, запрос документации налоговым органом может производиться не раньше 1 декабря 2013 года при условии вынесения решения о проверке контролируемой сделки не позднее 30 июня 2014 года.
Вопрос № 4: Какие последствия ожидают организацию, не представившую уведомление о контролируемой сделке?
Ответ: Ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком уведомления содержащего недостоверные сведения предусмотрена ст. 129.4 НК РФ, штраф составляет 5 000 рублей.
Причем, по разъяснениями Минфина России в письме от 15.10.2012 N 03-01-18/7-142, размер штрафа не зависит от количества контролируемых сделок, информация о которых не включена в уведомление или недостоверна. Другими словами штрафовать будут не за количество листов, а за уведомление в целом.
Вопрос № 5: Штрафные санкции в размере 40% от неуплаченной суммы налога, установленные п. 1 ст. 129.3 НК РФ, не применяются вследствие применения нерыночных цен в контролируемых сделках вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 - 2013 гг.
Значит ли это, что к налогоплательщику не будут применяться общие правила статьи 122 НК РФ?
Ответ: Санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы (т.е. штраф 20% от суммы неуплаченного налога), не применяются к ситуациям, когда причиной этой неуплаты явилось правонарушение, предусмотренное ст. 129.4 НК РФ, т.е. в случае применение налогоплательщиком в контролируемых сделках нерыночных цен. Это прямо написано в п. 1 ст. 122 НК РФ.
Практика применения санкций по трансфертным ценам 2012 года пока не сложилась, однако следует заметить, что согласно пп. 4 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ недоимка, пени и штрафы с организации или ИП взыскиваются в судебном порядке, если обязанность по их уплате возникла в результате проверки правильности применения трансфертных цен.
С другой стороны, можно предположить, что вместо привлечения к ответственности за нарушение правил трансфертного ценообразования по решению ЦА ФНС России и соответственно привлечения по ст. 129.3 НК РФ, территориальные налоговые органы в рамках выездных и камеральных проверок будут доказывать получение необоснованной налоговой выгоды вследствие манипулирования ценами.
Такие рассуждения подтверждаются позицией озвученной на сайте ФНС в виде письма Минфина от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 и направленным для использования в работе территориальных инспекций письмом ФНС России N 03-01-18/8-145 от 02.11. 2012 г. N ЕД-4-3/18615.
Надеемся, что эти ответы будут для Вас полезными.
Мы всегда рады помочь Вам!
Обращайтесь за советом к профессионалам!
Компания «ПРАВОВЕСТ Аудит»
Телефон: (495) 134-32-23 (многоканальный);
Эл. почта: audit@pravovest-audit.ru