Содержание
- Утвердить формы первичных учетных документов
- Утвердить формы регистров бухгалтерского учета
- Утвердить порядок и сроки проведения инвентаризации, а также перечень подлежащих инвентаризации объектов
- Утвердить положение о внутреннем контроле
- Упрощенцам подготовиться к ведению бухучета в полном объеме
- Адреса предоставления бухгалтерской отчетности
- Подведем итог
Утвердить формы первичных учетных документов
С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, разработанные и утвержденные Госкомстатом, не обязательны к применению. Используемые в работе первичные документы самостоятельно разрабатываются бухгалтерией и утверждаются руководителем организации (п. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ;). Новый закон содержит только требование о наличии в самостоятельно разработанных формах всех обязательных реквизитов.
Они перечислены в пункте 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ и идентичны перечню реквизитов, предусмотренных старым бухгалтерским Законом N 129-ФЗ для документов, по которым унифицированные формы отсутствовали.
Использование данного права не слишком удобно как самим организациям (ведь навязать свой формат всем контрагентам вряд ли удастся), так и государственным структурам, которые реально смогут принимать электронные документы только в формате, который реализован в их программных средствах.
Поскольку все заинтересованы в единых форматах документооборота, ФНС России предложила к использованию форматы наиболее востребованных первичных документов: товарной накладной (ТОРГ-12) и акта приемки-сдачи работ (услуг) (приказ ФНС России от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@;).
Таким образом, каждой организации необходимо разработать и утвердить формы первичных учетных документов (это могут быть как унифицированные формы Госкомстата, так и новые документы с содержанием обязательных реквизитов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ).
Вместе с тем, обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012;).
Утвердить формы регистров бухгалтерского учета
Принцип формирования регистров бухгалтерского учета с 1 января 2013 года не изменится. Однако требования к их составлению ужесточились.
Так формы регистров должны быть разработаны бухгалтерией и утверждены руководителем организации (п. 5 ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ;).
При этом каждый регистр бухгалтерского учета должен содержать все обязательные реквизиты, установленные пунктом 4 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ.
Утвердить порядок и сроки проведения инвентаризации, а также перечень подлежащих инвентаризации объектов
Согласно статье 11 нового Закона случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, а также перечень инвентаризируемых объектов определяются организацией самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации.
Таким образом, периодичность, порядок и сроки проведения инвентаризации устанавливаются внутренними документами по организации (например, учетной политикой, положением о проведении инвентаризации, приказом руководителя).
По сравнению с законом N 129-ФЗ, в новом Законе не прописаны конкретные хозяйственные операции, при которых проведение инвентаризации обязательно. Это отдано на откуп конкретных законов, а также федеральных и отраслевых стандартов.
В то же время перечень ситуаций для обязательной инвентаризации имеется в Положении по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н;), а также в Методических указаниях по инвентаризации имущества (утв. приказом Минфина России от 13.06.95 N 49;). Можно предположить, что указанные нормативные акты в ближайшее время будут отменены или существенно переработаны.
Скорее всего, перечень случаев обязательной инвентаризации будет установлен одним из новых федеральных стандартов. Однако, до момента утверждения такого стандарта перечни всех инвентаризаций, проводимых в организации, целесообразно утверждать внутренним нормативным актом экономического субъекта.
При этом проведение инвентаризаций в тех случаях, которые в соответствии с прежним бухгалтерским законом N129-ФЗ являлись обязательными, целесообразно и оправданно.
Утвердить положение о внутреннем контроле
В Законе N 129-ФЗ упоминалось о необходимости утвердить в составе учетной политики порядок контроля за хозяйственными операциями (п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ;).
Аналогичное требование содержится в пункте 4 ПБУ 1/2008. К сожалению, многие организации игнорировали разработку данного положения. Новый закон содержит жесткое требование об организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Кроме того, организации, чья отчетность подлежит обязательному аудиту, обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль за ведением бухучета и составлением бухгалтерской отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя) (п. 2 ст. 19 Закона N 402-ФЗ;).
Документа, устанавливающего общие правила и требования по организации системы внутреннего контроля в организациях, в настоящее время не существует. Поэтому организации следует руководствоваться отраслевыми инструкциями, сложившейся практикой, а также нормами иных нормативных документов.
Перед началом нового финансового года организации целесообразно разработать и утвердить порядок внутреннего контроля за хозяйственными операциями в форме отдельного локального акта (положение о внутреннем контроле, положение о внутреннем аудите и т.п.).
В нем следует прописать методики и процедуры, которые организация будет применять для внутреннего надзора и проверки обеспечения соблюдения требований законодательства, точности и полноты бухгалтерской документации, своевременности и достоверности бухгалтерской отчетности, сохранности имущества организации.
Упрощенцам подготовиться к ведению бухучета в полном объеме
Обязанность юридических лиц вести бухучет независимо от применяемой ими системы налогообложения закреплена в статье 6 Закона N 402-ФЗ. То есть с 1 января 2013 года компании на УСН должны вести бухучет на общих основаниях и в полном объеме. Как нам стало известно, в Госдуму РФ 19 ноября 2012 г. внесен законопроект N 174312-6 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете». В нем, в частности, предлагается сохранить за организациями на упрощенке право не вести бухучет, если они учитывают доходы, расходы и иные объекты налогообложения согласно налоговому законодательству.
Такое право предоставлено Законом N 402-ФЗ ИП и лицам, занимающимся частной практикой, а также структурным подразделениям иностранных организаций в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном НК РФ (п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ;).
Действие этого положения Закона N 402-ФЗ распространяется в частности, на ИП, применяющих УСН, ЕНВД, ЕСХН и общий режим налогообложения (НДФЛ) (письма Минфина России от 23.10.2012 N 03-11-11/324, от 27.08.2012 N 03-11-11/257, от 23.10.2012 N 03-11-09/80, от 08.08.2012 N 03-11-11/233;).
Но пока эта поправка не принята законодателем. Поэтому организациям на УСН не ведущим бухучет в полном объеме, помимо вышеперечисленных мероприятий по утверждению первичных документов, регистров бухучета, порядка инвентаризации и системы внутреннего контроля необходимо:
- разработать и утвердить дополнения к учетной политике по бухучету ТМЦ, финансовым вложениям, заемным средствам, доходам и расходам, установить уровень существенности и пр.;
- провести по состоянию на 1 января 2013 года инвентаризацию по всем вновь используемым объектам учета.
Адреса предоставления бухгалтерской отчетности
По новому Закону о бухучете с 2013 года обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности предоставляется только в органы государственной статистики по месту государственной регистрации. Срок его представления – «не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода» вместо прежних «в течение 90 дней по окончании года» (п. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012.).
Обязанность представлять бухотчетность в налоговый орган по месту нахождения установлена в пункте 5 статьи 23 НК РФ. С 2013 года этот пункт будет действовать в новой редакции – в налоговый орган следует представлять только годовую бухгалтерскую отчетность, в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Такие изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ.
Представление же промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы и органы государственной статистики с 2013 года не предусмотрено ни Законом N 402-ФЗ, ни НК РФ. Однако, требование по составлению промежуточной отчетности (месячной и квартальной) по прежнему содержится в пункте 48 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
Подведем итог
С вступлением в силу нового закона о бухучете организации необходимо:
- утвердить используемые в работе формы первичных документов и регистров бухучета (возможно использование унифицированных форм);
- утвердить порядок и сроки проведения инвентаризации, а также перечень подлежащих инвентаризации объектов (можно использовать порядок действующий ранее);
- разработать и утвердить положение о внутреннем контроле (если таковое не разработано);
- упрощенцам подготовиться к ведению бухучета в полном объеме (провести инвентаризацию остатков по счетам и внести в учетную политику необходимые дополнения).
Аудитор, Куратор по вопросам налогообложения и бухучета ООО «ПРАВОВЕСТ Аудит»
Ирина Остафий