1 квартал 2013 – промежуточная бухгалтерская отчетность. Составляем, но в налоговую не представляем

28 марта 2013
Не секрет, что марафон годовой  бухгалтерской и налоговой отчетности в начале года плавно перетекает в  необходимость подготовки отчетности за 1 квартал текущего года и отнимает немало бухгалтерских сил. Новый закон о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011 — (далее Закон 402-ФЗ) фактически отменил представление промежуточной бухгалтерской отчетности в налоговые органы, а также исключил аудиторское заключение из состава бухгалтерской отчетности.

Налоговые органы теперь в стандартном пакете отчетности будут получать меньше бумаг. Это следует из того, что в  тексте Закона 402-ФЗ предусмотрена обязанность представления организациями (или экономическими субъектами, обязанными вести бухгалтерский учет и составлять отчетность) только обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности — органам государственной статистики и установлен срок  ее представления не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода  (то есть календарного года) (п. 1 ст. 15, п. 2 ст. 18  Закона 402-ФЗ). В 2013 году, учитывая, что 31 марта 2013 года выходной день эта дата выпадает на  1 апреля 2013 года.

Из обновленной редакции пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ вытекает, что  в указанные выше сроки экземпляр годовой бухгалтерской отчетности организации обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения.

Про промежуточную отчетность ни в ст.18 Закона 402-ФЗ, ни в ст. 23 НК РФ ничего не говорится.

Вывод — промежуточная отчетность в налоговые органы, органы статистики не представляется. Об отмене представления в налоговые органы промежуточной отчетности сказано в письме Минфина России от 23.10.2012  № 03-11-09/80, а также в  Информации Минфина РФ от 04.12.2012 г. № ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ПЗ - 10/2012)". На практике это означает, что не владея информацией о квартальных бухгалтерских отчетах организаций, налоговые органы не будут иметь возможности требовать с налогоплательщиков объяснений в расхождениях между показателями отчетности и данными из налоговых деклараций за соответствующие отчетные периоды.

Все это не означает, что организации освобождены от составления промежуточной отчетности, Закон 402-ФЗ предусматривает формирование такой отчетности, при этом никаких конкретизирующих указаний закон не содержит, а отправляет экономических субъектов (так в законе называются организации) к федеральным стандартам и нормативным правовым актам органов государственного регулирования бухгалтерского учета (т.е. Минфина России).

Именно этими документами в перспективе будет определено: в каких случаях, кому и по каким правилам формируется и представляется промежуточная бухгалтерская отчетность  по российским стандартам (п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 14 Закона 402-ФЗ).

Пока специального федерального стандарта на эту тему не выпущено  и продолжается нормотворческая работа Минфина и бухгалтерско-аудиторского сообщества, бухгалтерам предстоит руководствоваться прежними документами согласно ст. 30  Закона 402-ФЗ. На основании этой статьи Закона 402-ФЗ в 2013 году продолжают применяться ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (Приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н), а также Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Согласно п. 48 ПБУ 4/99 организации должны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал с нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Остальные требования к промежуточной отчетности изложены в п. 49-52 ПБУ 4/99.  Схожие нормы изложены в  п. 29-34 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Напомним их:

  1. Состав отчетности: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках (в соответствии с Законом 402-ФЗ — он теперь называется отчет о финансовых результатах). По решению учредителей состав промежуточной отчётности может быть расширен.
  2. Срок составления: не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Отчетный период для промежуточной отчётности — месяц, квартал нарастающим итогом (п. 48 ПБУ 4/99).
  3. Представление и публикация: для определенной части субъектов сроки установлены законодательством РФ. Например, необходимость составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности обусловливается тем, что:
  • в случаях, установленных Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", квартальная бухгалтерская отчетность представляется субъектом страхового дела в орган страхового надзора;
  • в случаях, установленных Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", квартальная бухгалтерская отчетность эмитента ценных бумаг подлежит раскрытию;
  • согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" застройщик ежеквартально представляет в Федеральную службу по финансовым рынкам пакет отчетности, в который включается и бухгалтерская отчетность.

Для тех, кому такая обязанность не вменена законом, порядок представления и публикации промежуточной отчетности определяется  учредительными документами самой организации. Указанные требования в целом  не вступают в противоречие с положениями Закона 402-ФЗ относительно промежуточной отчётности.


Как должны выглядеть формы промежуточной отчётности

В Законе 402-ФЗ об этом не сказано, нет прямых указаний  на эту тему ни  ПБУ 4/99, ни в Положении о бухгалтерском учете и отчетности. Правилами МСФО (МСФО IAS 34 «Промежуточная отчетность»)  допускается возможность составления промежуточной отчетности по сокращенным финансовым формам, при этом также допускается  составление  такой отчетности в полном объеме.

Пока «сжатые» формы отчетности утверждены Минфином РФ только для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ от 17.08.2012 N 113н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н").

Согласно приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н, организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса.

На наш взгляд, до выхода федерального стандарта в отношении промежуточной отчётности, целесообразно руководствоваться  разъяснениями Минфина РФ, изложенными в  письме от 24.01.2011 N 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторам по проверке годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год".

Там, в частности  указано, что при формировании промежуточной бухгалтерской отчетности, включающей данные об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее деятельности нарастающим итогом с начала года, содержание включаемых в ее состав бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках должно соответствовать формам и содержанию бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, включаемых в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Кроме того, как указано в п. 34 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

Исходя из этого, формы промежуточной бухгалтерской отчетности должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности.

О пользе промежуточной отчётности

То, что промежуточную отчетность с 1 января 2013 года не надо сдавать в налоговые органы не значит, что надобность в ней отпала. Законодательно устранена бюрократическая процедура по представлению квартальной отчетности, тем не менее, информация, содержащаяся в ней, не  утратила своей ценности.

Она нужна для того, чтобы пользователи экономической информации (собственники, акционеры, кредиторы, контрагенты, госорганы, банки и др.) имели достоверное представление об имуществе организации.

Налоговая отчетность не способна ее заменить —  она содержит лишь данные о налоговых обязательствах компании и служит одной цели — определить размер обязательств налогоплательщика перед государством по различным налогам.

Промежуточная отчетность — важный элемент системы внутреннего контроля организации.

Выявленные отклонения бухгалтерской и налоговой отчетности служат индикатором возможных ошибок при расчете налогов не только для налоговых органов, но и для бухгалтера или внутреннего аудитора. Регулярное составление промежуточной отчетности позволит своевременно обнаружить и выяснить причины таких нестыковок — ведь бухгалтерский учет при том, что он формально отделен от налогового учета, тем не менее, является для него основой.

Необходима эта отчетность как внутренним пользователям — руководству и учредителям, так и внешним. Здесь и банковский контроль по кредитам,  по лизинговым сделкам, не исключено, что налоговый орган затребует отчетность в рамках камеральной проверки налоговой декларации за период. Зачастую, при заключении договоров, одним из условий продолжения сотрудничества является обязанность регулярно предоставлять контрагенту балансы компании. Такие документы позволяют судить и о текущем финансовом состоянии предприятия и о его платежеспособности.

В жизни организаций происходит множество фактов хозяйственной деятельности, при которых по закону следует опираться на данные промежуточной бухгалтерской отчетности.

Например,  при выходе участника из общества, совершении крупных сделок и т.п. Так, согласно правовой позиции, высказанной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.02.2007 N 14092/06 при определении балансовой стоимости активов по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, такой отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (п. 37 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ). А на основании п. 29  Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ установленный минимальный отчетный период — это месяц.

Например, действительная стоимость доли определяется на основании бухгалтерской отчетности за последний календарный месяц, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества (ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее – Закон об ООО).

Аналогичными ситуациями являются — момент распределения прибыли, на который организация должна  убедиться в том, что финансовое состояние организации на указанную дату обеспечивает правомерность распределения прибыли. То же самое организация должна проверить и перед тем как фактически выплачивать распределенные суммы дивидендов.

Уменьшение чистых активов до уровня меньшего, чем уставный капитал и резервный фонд, а также появление признаков банкротства являются препятствием, как для распределения прибыли, так и для ее выплаты (ст. 29 Закона об ООО). А по неправомерно выплаченным дивидендам налоговые инспекторы могут отказать в применении ставки на доходы по дивидендам и пересчитать налог по общей ставке.

Как видим, без составления промежуточной отчетности нормально функционирующая организация обойтись не может. На момент написания материала, федеральные стандарты в соответствие с новым законом о бухучете не утверждены, поэтому, готовя  отчетность за 1 квартал 2013 года,  пользуемся порядком, установленным ПБУ 4/99 и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и  своими учредительными документами. И еще раз о приятном — в налоговый орган представлять промежуточную отчетность за 1 квартал 2013 года  не надо.

С уважением, Руководитель отдела консультирования Клиентов компании «ПРАВОВЕСТ Аудит» Ольга Викторовна Новикова

завтра
9:30
КЕЙС-СТАДИ: разбор кейсов защиты и развития бизнеса, налоговой реформы-2025
Бизнес-встреча
Записаться
Наверх