Содержание
Аудит на результат — щит и меч бизнеса: ваша финансово-налоговая страховка и развитие в 2025 >>
ГАЙД ПО РИСКАМ 2025: как не потерять деньги и быть уверенным >>
Цифры и факты налогового контроля-2025: «средний чек» 115 млн р. с вероятностью 99%
По официальным данным ФНС (отчет Ф.2-НК, 2025 г.) по итогам результативных выездных проверок компаний за 1 квартал 2025 года средние доначисления только по налогам составили 79 млн. руб. в целом по РФ (на 25% больше аналогичного периода 2024 года) и 115 млн руб. — в Москве (на 31% больше 1 квартала 2024 года).
При этом результативность выездных проверок по РФ — 98%, а по Москве достигла 99%, т.е. риски налоговых доначислений, при назначении выездной проверки очень высоки. Налоговые доначисления влекут и личные рики для руководителей и главных бухгалтеров компаний (средний чек по субсидиарной ответственности — 81 млн руб.). Поэтому важно снижать риски повышенного внимания инспекции и тем более-назначения выездной проверки.
12 «рисковых» критериев от ФНС: чек-лист для бизнеса
Цифровизация позволяет налоговому органу изучать и анализировать «тонны информации» о налогоплательщике. Обнаружение параметров, отклоняющихся от установленных «нормативов», становится триггером для повышенного интереса к компании и поводом для проведения анализа ее деятельности. Начинается все с истребования пояснений причин отклонений от «нормальных показателей», вызова в инспекцию для дачи пояснений вне рамок проверок (Письмо ФНС от 09.08.2022 года № ЕА-4-15/10350@). При наличии следов серьезных нарушений — назначают предпроверочный анализ итогом которого может стать решение о назначении выездной проверки.
ФНС предлагает компаниям самостоятельно оценивать риск быть подвергнутым выездному налоговому контролю по 12 критериям, приведенным в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@).
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров
Критерий 1: Низкая налоговая нагрузка — это соотношение уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Обоснованность налоговой нагрузки проверяют путем сравнения показателей компании со средними значениями по отрасли.
Сопоставима ли налоговая нагрузка вашей компании (применяющей общий режим налогообложения) со средней по отрасли — можно узнать, используя калькулятор в сервисе ФНС «Прозрачный бизнес».
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров
Налоговая нагрузка — «зона налогового риска» в 2024-2025 >>
Критерий 2: Убытки на протяжении 2-х и более лет. По нашему опыту от организаций зачастую требуют объяснить причину убытка.
При этом инспекция вправе запрашивать пояснения по убыткам и в ходе камеральной проверки декларации ( Налогового Кодекса РФ). Если проводится проверка и для уточнений по убыткам в ходе камеральной проверки инспекция истребует документацию (в т.ч. выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета), то это неправомерно. Обязанности передать эти документы налоговой — нет. Произойти такое может только по желанию налогоплательщика. Существует ограниченный перечень случаев, когда инспекция в ходе «камералки» правомочна истребовать документы. Эти случаи перечислены в , , НК РФ ( Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08, письма Минфина от 03.09.2015 № 03-05-05-01/50668, от 08.08.2022 № 03-02-07/76672).
Целесообразно в пояснениях подробно объяснить причины убыточности (расторжение договоров с крупными контрагентами, снижение продаж, «стартап», сезонный характер работ и пр.), указать, что убыток образовался в результате хозяйственной деятельности и все расходы экономически обоснованы и документально подтверждены, не лишним будет — указать прогнозы выхода на результат без убытка. Дополнительно к пояснениям по желанию можно представить в инспекцию любые документы (в т.ч. выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, КУДиР), подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Отметим, что инспекциям не слишком интересны убыточные компании, когда они не используются для уменьшения налогооблагаемой прибыли (например, путем переноса убытка на аффилированные организации).
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров
Критерий 3: Высокая доля вычетов по НДС — это доля вычетов по НДС больше либо равна 89% суммы исчисленного НДС за период 12 месяцев.
Для определения доли вычетов у компании используют данные декларации по НДС:
Полученный показатель сопоставьте с пороговым — 89 %. Долю вычетов по НДС считают «безопасной», если она меньше порогового.
В расчет необходимо включить все суммы, указанные в декларации по НДС (налог с реализации, восстановленный налог, начисленный и принятый к вычету авансовый НДС, уплаченный на таможне НДС и т. д.). Желательно также уточнить в своей инспекции, какие именно показатели важно включить в расчет. Т.к. официального алгоритма расчета доли вычетов НДС нет, а инспекции могут рассчитывать ее по данным деклараций по НДС за год и сравнивать с пороговым значением 89 % (п. 3 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Либо рассчитать долю по данным деклараций по НДС за квартал и сравнить ее со средней долей вычетов по региону.
ФНС не публикует готовые данные по размерам квартальной «безопасной доли». Они рассчитываются на основании данных отчета ФНС 1-НДС, публикуемого на официальном сайте службы (Приказ ФНС от 27.10.2023 года № ЕД-7-1/783@). Причем, средняя «квартальная» доля по конкретному региону РФ может быть значительно выше или ниже порога в 89 %. Например, на 3 квартал 2024 года средняя доля вычетов НДС по Москве составила 90,2%, по Московской области — 87,8 %, по Санкт-Петербургу — 90,9 %.
Для уверенности, есть смысл сравнить показатель компании как с годовым порогом НДС-вычетов (89%), так и с «квартальным» по региону.
Особой необходимости обязательно соответствовать данному критерию нет. Тем более, если превышение обусловлено применением разных налоговых ставок на «входе» и на «выходе» или другими объективными причинами.
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров
Критерий 4: Темп роста расходов на реализацию товаров (работ, услуг) выше, чем темп роста доходов от нее — такая ситуация приводит к уменьшению суммы налога на прибыль к уплате, поэтому не «пройдет мимо» инспекции. Цель налогового органа — определить, обусловлено ли такое положение дел реальными нуждами хозяйственной деятельности организации или является результатом применения «налоговых схем», которые направлены на уплату налога в меньшем размере. При этом, учитывайте, что инспекторы не должны проверять затраты компании на рациональность, эффективность или целесообразность ( Минфина от 01.06.2021 № 03-03-07/42417, п. 33 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019)» от 25.12.2019).
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров

Критерий 5: Низкая средняя зарплата — это среднемесячная зарплата на одного сотрудника менее среднего значения оплаты труда по отрасли в конкретном регионе.
Определить риск в части уровня зарплаты можно также с помощью сайта ФНС (в разделе «Прозрачный бизнес» — сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»). В сервисе нужно выбрать: налоговый период, вид экономической деятельности, регион, масштаб бизнеса — отобразится информация о средней зарплате по отрасли. На эти показатели на практике ориентируются налоговые инспекции при проверках РСВ и 6-НДФЛ.
Сейчас, на фоне усиления борьбы с нелегальной занятостью данный критерий стал одним из важных. Поэтому его соблюдение требует избегания сомнительных способов снижения налоговой нагрузки на ФОТ.
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров
Критерий 6: Приближение к максимальным лимитам спецрежимов (УСН и пр.) 2 раза и более в течение календарного года — имеется в виду приближение менее, чем на 5% к максимальным значениям показателей, которые предоставляют компании право на применение спецрежимов. Критично, если в течение года фактический показатель компании 2 и более раза отклонялся от предельного значения меньше чем на 5 %. Например, средняя численность работников компании, применяющей УСН несколько раз за год превышала 95 человек.
Это важный критерий, соблюдение которого предполагает, что компании и ИП на специальных налоговых режимах (УСН, ЕСХН, ПСН) не должны принимать специальные меры к искусственному попаданию в необходимые лимиты: менять сроки оплаты или назначение платежей, регистрировать новые организации или ИП, перезаключать на них договоры, переводить сотрудников и т.п.
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров
Критерий 7: Расходы максимально приближены к доходам в течение календарного года. Проверяющие пересматривают весь перечень расходов, анализируют соответствие затрат НК РФ, контролируют единство содержания операции над ее формой и др. На практике достаточно часто инспекторы просят пояснить причину «больших расходов» компании. Поэтому важно «расшифровать» причины повышенных расходов (например, таковыми могут являться, падение спроса на товар, приобретение дорогостоящего оборудования, ТМЦ и пр.).
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров
Критерий 8: Сотрудничество с посредниками без деловой цели. Фиктивные «цепочки» контрагентов находятся в фокусе особого внимания налоговых органов. Поскольку наличие сомнительных посредников может свидетельствовать о получении компанией необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1 НК РФ). Например, незаконным считается фиктивное участие посредников в операциях, если преследуется преимущественно налоговая цель — искусственное наращивание цены и получение покупателем повышенного вычета НДС и завышенных расходов (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 года № 53, п. 8 приложения № 2 к Приказу ФНС № ММ-3-06/333@, Постановление АС СЗО от 18.07.2024 по делу № А56-61331/2023 и пр.).
Само по себе использование посредников при осуществлении хозяйственных операций не может служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Для этого важно наличие совокупности обстоятельств. Например, невозможность реального осуществления посредниками договорных обязательств в силу отсутствия необходимых материальных и трудовых ресурсов, основных средств, складских помещений, транспортных средств, наличие особых форм расчетов и сроков платежей, не обусловленных разумными экономическими причинами (деловыми целями). Особое внимание обращают на отношения с взаимозависимыми или аффилированными «посредниками». Надо быть готовыми обосновать причину привлечения посредника, причем именно деловую. Например, привлекательность договоров с такими контрагентами по срокам поставки, отсрочки платежа, способу доставки и пр. (Постановление АС ЦО от 28.02.2023 года по делу № А62-10255/2021).
Этот критерий тоже важен, т.к. находит отражение в знаменитой статье 54.1 НК РФ, запрещающей совершать сделки, основная цель которых занижение налога к уплате или его зачет (возврат).
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров
Критерий 9: Отсутствие пояснений и документов при выявлении проверяющими ошибок и нестыковок в данных. Налоговые органы вправе запрашивать пояснения и истребовать документы. Но не все, а только те, что необходимы для проверки ( НК РФ). Судебная практика уже давно пестрит спорами с инспекциями из-за их не вполне законных и обоснованных требований о представлении документов и пояснений. Кто-то из налогоплательщиков занимает жесткую позицию, остальные проявляют меньшую принципиальность.
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров

Критерий 10: Миграция между налоговыми инспекциями. Имеются в виду случаи, когда организация неоднократно ставила себя на учет в инспекции, а затем снимала и переходила в другое территориальное отделение налоговой службы.
Такие действия, по мнению налогового органа, могут быть связаны с возможными попытками уклонения от налогообложения. В фокус внимания попадают часто «мигрирующие» компании с заявленными видами деятельности, не характерными для региона регистрации, меняющие место «налоговой регистрации» в ходе выездных проверок и пр.
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров
Критерий 11: Низкий уровень рентабельности — значительное отклонение рентабельности от тех показателей, что характерны для определенного вида деятельности и подтверждены Росстатом. Отбор по данному критерию производится в части налога на прибыль. Принимается во внимание отклонение в сторону уменьшения рентабельности по данным бухучета компании от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики (на 10% и более).
Среднеотраслевые показатели рентабельности по регионам для организаций на общем режиме налогообложения можно также найти с помощью сервиса ФНС «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки».
Относиться к данному критерию надо так же, как и к средней налоговой нагрузке: ежегодно проверять бизнес (уже по сведениям из приложения № 4 к Концепции) и обязательно следить за достоверностью налогового учета.
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит»
Критерий 12: Деятельность с высоким налоговым риском — проведение сделок, имеющих целью получить налоговую выгоду без законных на то оснований ( НК РФ).
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров
Самыми явными признаками того, что налогоплательщик рассматривается в качестве кандидата на выездную проверку, являются:
- инспекция требует документы и информацию за периоды от года до трех лет;
- стали известны факты истребования у контрагентов и третьих лиц информации по сделкам;
- вызывают в налоговую инспекцию для дачи пояснений.
Критерии оценки рисков для налогоплательщиков по назначению выездных налоговых проверок общедоступны, ФНС и суды часто дают свои «комментарии» к ним (например, ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, от 03.10.2023 № БВ-4-9/12603, от 16.07.2024 года № БВ-4-7/8051@, 09.08.2024 № СД-4-7/9113, Обзор практики применения судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 декабря 2023 года). Может показаться, что самостоятельного их мониторинга достаточно для безопасности компании. Но практика показывает, что это далеко не так.
Во-первых, на самостоятельный полноценный контроль не всегда хватает времени и профессионального фокуса внимания, во-вторых, применение критериев оценки риска выездной налоговой проверки имеет множество нюансов, которые не всегда известны внутренним службам компании. Поэтому, чтобы налоговая проверка и доначисления не стали неприятной неожиданностью, важно регулярно заботиться о порядке в налоговом учете бизнеса, вовремя выявлять налоговые риски и оперативно принимать действия по их снижению/полному нивелированию. Это защитит бизнес от серьезных финансовых потерь, а собственников, руководителей и финслужбу компании – от личных рисков из-за налоговых ошибок и упущений (уголовной и субсидиарной ответственности).
Практика показала, что с фокусом на налоги прекрасно справляется с этой задачей, находя при этом налоговые резервы бизнеса для его развития и роста доходности.
Кстати, риски повышенного внимания со стороны ФНС с учетом рассмотренных 12 критериев, также оцениваются в ходе аудита, с предоставлением соответствующего отчета.
В летний сезон для своих постоянных и новых клиентов «ПРАВОВЕСТ АУДИТ» предлагает услугу по (чек-ап) рисков компаний, связанных с налоговым, бухгалтерским и кадровым учетом.
Чек-ап — это быстрая верхнеуровневая независимая диагностика вашего учёта и налогов по самым существенным моментам с учетом отраслевой специфики. Если компания по каким-либо причинам не готова к полноценному аудиту - такая диагностика поможет выявить крупные ошибки, риски штрафов, чтобы вы могли спокойно развивать бизнес, не опасаясь неприятных неожиданностей от налоговой. После чека-па вы получаете понятный отчёт в виде дорожной карты и краткие рекомендации — что исправить, где можно сэкономить, как избежать проблем.