229 млн руб. взыскано с компании через 3 года после окончания налоговой проверки

31 марта 2025

Спустя три года после окончания выездной налоговой проверки организация получила решение о доначислении более 229 млн налогов и пеней. Посчитав, что инспекция нарушила сроки принятия решения, организация обратилась с требованием о признании незаконным взыскания доначислений по проверке, и суды первой и апелляционной инстанций с этим согласились. Однако суд кассационной инстанции не нашел оснований считать взыскание просроченным.

Судебное решение
  • Постановление АС Московского округа от 28.01.2025 №Ф05-35025/2022 по делу №А40-177758/2022
  • О взыскании налоговой задолженности на сумму более 229 млн руб.
Результат
  • Судебные постановления нижестоящих инстанций отменены, в удовлетворении требований налогоплательщика отказано полностью

Ситуация

Оспаривая принудительное взыскание доначислений по выездной проверке, налогоплательщик приводил следующие аргументы и суды нижестоящих инстанций с ним согласились:

  • нарушение процессуальных сроков проведения налогового контроля не влечет безусловную отмену решений по итогам налоговых проверок, но такие нарушения не могут приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налоговой задолженности, что гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика;
  • соблюдение налоговым органом процессуальных сроков является его обязанностью и не может зависеть от желания или воли как налогового органа так и налогоплательщика, а их несоблюдение может привести к невозможности взыскания налоговой задолженности в связи с истечением срока;
  • доводы о несоблюдении нормативных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, либо решения о взыскании налога, пеней и штрафа, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом;
  • превышение длительности производства по делу о нарушении налогового законодательства само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, но, во всяком случае, ограничивает возможность взыскания доначислений пределами двух лет;
  • в рассматриваемых обстоятельствах нарушение длительности производства по делу о нарушении налогового законодательства составило более 2,5 лет, что привело к истечению предельного двухлетнего срока для взыскания доначислений по проверке и фактической утрате налоговым органом такой возможности.
В последние годы возникла проблема нарушения налоговыми инспекциями сроков на проведение выездных проверок. Это вылилось в волну судебного оспаривания действий по взысканию доначислений за пределами нормативных сроков. Однако, как видим, судьи считают, что превышение процессуального срока даже на два года может иметь уважительные причины.

Решение

Арбитражный суд округа отменил судебные постановления по делу, принятые в пользу налогоплательщика, и отказал в удовлетворении его требований.

Отменяя обжалованные налогоплательщиком судебные постановления, суд кассационной инстанции признал взыскание налоговой задолженности законным, указав следующее:

  • в отличие от процедуры взыскания задолженности, нарушение длительности производства по делу о нарушении налогового законодательства может быть обусловлено совокупностью причин, имеющих как объективный (например, непоступление или позднее поступление ответов налоговому органу на направленные им запросы налогоплательщику и иным лицам и т.п.), так и субъективный (необходимость обеспечения реализации прав налогоплательщика, в том числе на ознакомление с материалами налоговой проверки, на подготовку дополнительных возражений и т.п.);
  • НК РФ регламентирует содержание решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе предусматривает обязанность налогового органа изложить обстоятельства совершенного правонарушения, размер выявленной недоимки, пеней и штрафа и т.п., что, в свою очередь, не освобождает налоговый орган от обязанности в рамках контрольных процедур принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика, что исключало бы возможность вменения ему налога в размере большем, чем это установлено законом;
  • формальное прибавление двух лет к дате истечения срока исполнения требования недопустимо, а предельный срок принудительного взыскания задолженности должен определяться судом в каждом конкретном случае и будет зависеть от совершенных налоговым органом действий;
  • в рассматриваемых обстоятельствах имели место представление налогоплательщиком множества возражений на акт проверки и дополнения к нему с приложением документов в значительном объеме (что затрудняло их немедленную оценку), а также переносы рассмотрения материалов проверки в связи с неявкой налогоплательщика;
  • действия инспекции были направлены на обеспечение возможности участия налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки и дачи им объяснений по акту проверки, на вынесение объективного решения с учетом проверки всех доводов налогоплательщика и на установление размера недоимки, пеней и штрафа, исключающее вменение налоговой обязанности в размере большем, чем это установлено законом.

Выводы

Выводы кассации по данному делу демонстрируют доминирующий в настоящее время подход к разрешению споров о законности взыскания доначислений при нарушении сроков проведения налоговых проверок и принятия по ним итоговых решений: если продление сроков является следствием поведения налогоплательщика, то оно не влечет признания незаконными действий инспекции по взысканию доначислений на основе решения, принятого с нарушением нормативных сроков.

Эту правовая позиция подтверждает, что тактика нераскрытия или позднего раскрытия перед налоговым органом контраргументации и значимой информации ушла в прошлое. Напротив, проактивная позиция в назревающем или уже возникшем споре с инспекцией сулит налогоплательщику выгоды если не в виде уменьшения исчисленного к доплате налога, то, по крайней мере, в результате сокращения периода начисления пеней. Если же даже при таком подходе будет иметь место существенное нарушение процессуальных сроков, обусловленное действиями или бездействием должностных лиц инспекции, у суда не будет иметься оснований признавать просрочку допущенной «по уважительным причинам».

Оценивайте налоговые
риски каждой сделки
Не давайте повода для проведения выездных налоговых проверок и доначислений. Для постоянного контроля за налогами проводите аудит с углубленной проверкой налогового учета в несколько этапов и «страховкой от налоговых претензий». Налоговые юристы компании «Правовест Аудит» готовы оказать юридическую поддержку при оценке рисков и при сопровождении налоговых споров любой сложности.
Рассчитать стоимость аудита
АУДИТ СЕГОДНЯ — ЭТО ВАША УВЕРЕННОСТЬ И СТРАХОВКА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ЗА ОШИБКИ ЗАВТРА
Узнать цену за 1 минуту
Наверх