- Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2025 по делу №А56-9941/2025
- О доначислении налога на доход на сумму 29,5 млн. руб.
- В удовлетворении требования организации отказано, решение инспекции признано законным.
Ситуация
Заявляя о незаконности вменения налога к доплате, организация приводила в суде следующие аргументы:
- либерийская компания — экспедитор не являлась собственником судов и действовала как агент, не являясь фактическим получателем дохода от международных перевозок;
- из отчетов экспедитора следует, что расчеты по договорам включали его вознаграждение и возмещение расходов на привлечение третьих лиц;
- коносаменты были выданы фактическими перевозчиками — турецкими компаниями;
- полученная от экспедитора информация о турецких компаниях — перевозчиках как о лицах, имеющих фактическое право на доход международной перевозки, давала основание для применения пониженной налоговой ставки в соответствии с СИДН с Турцией.
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров
Решение
Арбитражный суд признал решение инспекции о доначислении налога законным.
Признавая вменение налога к доплате законным, суд указал следующее:
- в рамках налоговой проверки было установлено, что по сравнению с документами валютного контроля организация исказила представленные в инспекцию документы так, чтобы искусственно придать договорам с либерийской компанией характер транспортной экспедиции;
- оплата в пользу либерийской компании проходила с назначением платежа как «демередж»;
- либерийская компания перечисляла денежные средства другим организациям с назначениями платежей, характерными для организаций, осуществляющих деятельность в области эксплуатации судов в качестве судовладельца / перевозчика;
- расчеты либерийской компании с турецкими компаниями, указанными в налоговом расчете как фактические получатели дохода от организации, отсутствовали;
- отсутствие у либерийской компании статуса судовладельца в смысле статьи 8 КТМ РФ не является доказательством того, что она не выступала перевозчиком;
- организация не представила документы, подтверждающие, что иностранные компании, заявленные как фактические получатели дохода, являются резидентами Турции;
Это означает, что турецкие компании, указанные в налоговом расчете как фактические получатели дохода от организации, спорные услуги фактически не оказывали, и доход организации — резидента Либерии, не имеющей СИДН с Россией, должен полностью облагаться по налоговой ставке 10% как полученный от выполнения международной перевозки в смысле НК РФ.
Выводы
Данный спор является свежим примером того, как налоговые органы подходят к контролю налогообложения доходов иностранных логистических компаний, противодействуя уклонению от налогообложения путем искажения юридической квалификации сделок и манипулирования статусом иностранных организаций, отдавая приоритет фактическому экономическому содержанию операций, а не их оформлению.
каждой сделки
Для предупреждения и урегулирования налоговых споров компания «Правовест Аудит» рекомендует:
- аудит или налоговый аудит — это лучший способ выявления и устранения налоговых рисков,
- законодательству
- представление интересов (сопровождение клиента на всех этапах налоговой проверки и оспаривания решения инспекции).