Актуализация учетной политики на 2025 год: как «сэкономить» на налоге на прибыль

28 апреля 2025

Кредиты стоят дорого. Поэтому компании ищут иные пути пополнения оборотных средств, в т.ч. через оптимизацию налоговых платежей. На вебинаре (18 апреля) рассмотрели, какие поправки по налогу на прибыль с 2025 года позволяют компаниям «сэкономить» — если отразить их в учетной политике, и как применять преференции НК РФ, не опасаясь налоговых претензий. Представляем его конспект.

Почему выбирать аудиторов и начинать аудит 2025 нужно уже сейчас?

Поэтапный аудит помогает:

  • не накапливать ошибки, сразу составлять идеальную отчетность и принимать взвешенные управленческие решения на основе верных данных,
  • постоянно контролировать налоговые риски и не привлекать внимание налоговых органов,
  • выявить налоговые резервы и уверенно применять преференции НК РФ, позволяющие оптимизировать налоговые платежи,
  • перейти на новые ФСБУ, в т.ч. на новую промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность,
  • решить ваши задачи, в т.ч. повысить рейтинг для взаимодействия с партнерами и инвесторами,
  • занять места на «горячий сезон» и забронировать лучших аудиторов в вашей отрасли,
  • получить экспертную поддержку в течение года и др.

Чек лист «Выбор надежных аудиторов для благополучия и защиты от рисков в 2025 году» > >

ФИНВ: как применять

С 1 января 2025 года организации могут применять федеральный инвестиционный налоговый вычет (далее — ФИНВ). Это значит, сумму налога на прибыль, подлежащую зачислению в федеральный бюджет, можно уменьшать на часть расходов по созданию, приобретению и модернизации основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА).

Новый вычет введен на всей территории РФ. Но налогоплательщики могут применять либо региональный вычет (ст. 286.1 НК РФ), либо федеральный (ст. 286.2 НК РФ).

ФИНВ установлен ст. 286.2 НК РФ, а конкретные условия его применения определены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2024 года N 1638 «О параметрах применения федерального инвестиционного налогового вычета» (далее — Постановление).

Право на применение ФИНВ предоставляется плательщикам налога на прибыль организаций, указанным в ст. 246 НК РФ. Для применения ФИНВ в 2025 году основным видом их экономической деятельности по данным ЕГРЮЛ на 1 января 2024 г. должен быть один из видов деятельности:

  • включенных в раздел «Добыча полезных ископаемых»;
  • включенных в раздел «Обрабатывающие производства», за исключением классов «Производство пищевых продуктов», «Производство напитков», «Производство табачных изделий»;
  • включенных в раздел «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха»;
  • включенных в раздел «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания»;
  • включенных в класс «Научные исследования и разработки»;
  • включенных в класс «Деятельность в сфере телекоммуникаций»;
  • деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность, включенная в класс «Деятельность в области информационных технологий».

Размер ФИНВ составляет 3% от суммы расходов, указанных в п. 4 ст. 286.2 НК РФ (п. 3 Постановления). Сумма налога (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в результате уменьшения на ФИНВ не может быть ниже суммы налога, исчисленной по ставке 3% в 2025 — 2030 годах (2% — после 2030 г.) (п. 6 ст. 286.2 НК РФ), т.е. 3% от налогооблагаемой базы в федеральный бюджет придется уплатить. Причем право на применение ФИНВ имеют налогоплательщики налога на прибыль, исчисляющие налог в федеральный бюджет по ставке 8% в 2025 — 2030 гг. (п.1 ст.286.2 НК РФ). Т.е. ФИНВ введен для компенсации увеличения ставки налога в федеральный бюджет с 01.01.2025 г. на 5%.

Сумма ФИНВ, как и налога на прибыль, определяется нарастающим итогом в течение налогового периода (п. 7 ст. 274 НК РФ). Вычет нужно применить в том налоговом (отчётном) периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты основных средств или нематериальные активы или изменена их первоначальная стоимость (п. 6 ст. 286.2 НК РФ).

Если вычет превысит сумму налога, зачисляемую в федеральный бюджет, то его можно будет перенести на последующие налоговые (отчётные) периоды. Сделать это можно в течение последующих 10 лет (п. 3 Постановления).

Есть и еще некоторые особенности, например:

  1. Запрещено применять вычет к ОС и НМА, при формировании первоначальной стоимости которых был использован повышающий коэффициент (п. 5 ст. 286.2 НК РФ).
  2. Разрешена амортизационная премия в отношении объектов, к которым применили вычет (п. 7 ст. 286.2 НК РФ).
  3. Объекты следует включать в амортизационную группу по первоначальной стоимости, уменьшенной на федеральный вычет и амортизационную премию. А в случае модернизации (достройки и проч.) суммарный баланс группы (первоначальная стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом) меняется на величину соответствующих расходов за минусом вычета и амортизационной премии (п. 7 ст. 286.2 НК РФ).
По основным средствам можно применять одновременно ФИНВ и амортизационную премию!

Напомним, налогоплательщик имеет право, если иное не предусмотрено настоящей главой, включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % (не более 30 % — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК РФ (п.9 ст.258 НК РФ).

Минфин разъяснил, что ФИНВ (3%) и амортизационная премия (10%/30%) рассчитывается от одной и той же первоначальной стоимости (изменения стоимости) ОС (Письмо Минфина России от 24.12.2024 г. N 03-03-06/1/130574).
Кстати, в обновленной форме декларации по налогу на прибыль Приложение № 7 к листу 02 дополнено разделом «Д». Этот раздел предназначен для расчета федерального инвестиционного налогового вычета.

Считаем на примерах, сколько можно сэкономить на ФИНВ

Пример 1. Первоначальная стоимость основного средства, по которому можно применить ФИНВ составляет 10 млн руб. Сколько можно сэкономить в 2025 году, если применить ФИНВ?

ФИНВ =3% от 10 млн руб.= 300 000 руб.

Т.е. налог на прибыль в 2025 году в федеральный бюджет можно будет уменьшить на 300 000 руб. максимум.

Если к первоначальной стоимости можно применить повышающий коэффициент, например, 2, то следует рассчитать, что будет выгоднее: повышающий коэффициент ИЛИ ФИНВ.

Например, повышающий коэффициент 2 позволит «сэкономить» в данном примере на налоге на прибыль 2,5 млн руб. при ставке по налогу на прибыль 25% (25% налога на прибыль от «лишних» расходов в размере 10 млн руб.), но они "будут получены в течение всего срока амортизации. Это больше 3% ФИНВ, т.е. применение повышающих коэффициентов при формировании первоначальной стоимости ОС или НМА выгоднее, чем ФИНВ (если конечно ОС и НМА входят в список ОС и НМА, по которым применяются повышающие коэффициенты и возможность применения повышающего коэффициента установлена в учетной политике).

Решение о применении ФИНВ и его параметры необходимо закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения на 2025 год (п. 8 ст. 286.2 НК РФ). В п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.11.2024 N 1638 указано, что решение о применении вычета организация принимает отдельно в отношении каждого объекта ОС или амортизируемого НМА.

Поэтому, по нашему мнению, в учетной политике следует оговорить документ, которым будут определяться основные средства и НМА для применения ФИНВ. Например, «Решение о применении ФИНВ утверждается Приказом руководителя отдельно в отношении каждого объекта ОС или амортизируемого НМА».

Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, руководитель отдела консалтинга, главный эксперт по бухучету и налогообложению «Правовест Аудит», аттестованный аудитор

Обновленные повышающие коэффициенты при формировании стоимости ОС и НМА

С 01.01.2025 г. упростили применение повышающих коэффициентов при формировании первоначальной стоимости ОС и НМА и сделали их применение еще выгоднее. Отметим основные правила.

1) С 01.01.2025 г. при формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта, либо включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — Российский реестр ПО), либо включенного в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утверждаемый Правительством Российской Федерации, налогоплательщик вправе учитывать указанные расходы с применением коэффициента 2. В 2024 году коэффициент составлял 1,5 и не применялся в отношении ОС, включенных в Российский реестр ПО, т.е. в отношении программно-аппаратных комплексов и т.п.

Также с 1,5 до 2 с 01.01.2025 г. увеличили коэффициент, который может применяться при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в Российский реестр ПО.

Причем требование о принадлежности ОС или НМА к сфере искусственного интеллекта для применения коэффициента 2 необходимо только для ОС, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (п.4 ст.257 НК РФ). А для ОС и НМА, включенных в Российский реестр ЭВМ (это в т.ч. программно-аппаратные комплексы) — не нужно.

Новые коэффициенты применяются при вводе в эксплуатацию ОС и НМА с 01.01.2025 г.

Обратите внимание! К расходам на модернизацию повышающий коэффициент НЕ применяется (Письмо Минфина России от 08.11.2024 г. N 03-03-06/1/110137).

2) Расширен перечень высокотехнологичного российского оборудования.

Перечень высокотехнологичного российского оборудования для формирования первоначальной стоимости ОС с коэффициентом 2 утвержден Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2023 N 1937-р.

С 01.01.2025 г. распоряжением Правительства РФ от 16.12.2024 г. N 3777-р в него внесены изменения.

В список включена продукция радиоэлектронной промышленности, в том числе коммуникационная и радиолокационная аппаратура, устройства хранения данных, источники бесперебойного питания, модемы и оборудование для обработки сетевого трафика.

Кстати, в списке есть российские холодильные камеры, лифты, станки и другое оборудование, которое приобретают многие компании, т.е. повышающими коэффициентами могут воспользоваться многие налогоплательщики.

3) К первоначальной стоимости ОС с повышающим коэффициентом можно применять амортизационную премию.

Минфин России разъясняет, что амортизационную премию можно применять и в отношении ОС, первоначальная стоимость которых сформирована с повышающем коэффициентом (Письмо Минфина России от 02.11.2023 г. N 03-03-06/1/104586).

Это не новость, но данный факт следует учесть, чтобы получить максимальный эффект от использования преференций НК РФ.

Как получить «налоговый кешбек» от приобретения ОС и НМА: считаем на примерах

Пример 2. Первоначальная стоимость НМА в виде исключительных прав на ПО, включенное в Российский реестр ПО составляет 3 000 000 руб.

Сколько можно сэкономить при применении повышающего коэффициента при принятии к учету НМА в 2025 году?

Если ставка налога на прибыль 25%, то за все время амортизации НМА (минимум 2 года) экономия — 750 000 руб. (первоначальная стоимость НМА для НУ будет 6 млн руб., значит через амортизацию учтем «лишние» 3 млн руб. в расходах, 25% от которых = 750 тыс. руб.).

Если ставка налога на прибыль 5% (для ИТ-компаний), то экономия составит 150 000 руб.

Пример 3. ООО установило российскую систему пожарной сигнализации, стоимостью 5 млн руб. Согласно Классификации ОС система пожарной сигнализации входит в шестую амортизационную группу (код 330.26.30.50 «Устройства охранной или пожарной сигнализации и аналогичная аппаратура» ОКОФ), срок ее полезного использования свыше 10 лет и до 15 лет включительно (п. 1 ст. 258 НК РФ).


Данное оборудование включено в Перечень высокотехнологичного российского оборудования и соответственно для формирования его первоначальной стоимости может применяться с коэффициент 2.


В учетной политике организации предусмотрено применение амортизационной премии 30% к 3-й-7-й амортизационным группам и применение повышающего коэффициента 2 к первоначальной стоимости ОС, включенных в Перечень высокотехнологичного российского оборудования.

Сколько можно сэкономить, если применить коэффициент 2?

Первоначальная стоимость для налогового учета составит — 10 млн руб. (5 млн*2), т.е. если ставка налога на прибыль 25%, то за все время амортизации ОС (минимум 10 лет) экономия составит — 1,25 млн руб. (от учета «лишних» 5 млн в расходах через амортизацию).

Причем компания может сразу «получить» «налоговый кредит» в сумме 750 тыс. руб., применив амортизационную премию в размере 30% от «удвоенной» первоначальной стоимости ОС. За счет того, что 3 млн руб. (30% от 10 млн руб.) будет учтено в составе косвенных расходов единовременно при вводе в эксплуатацию ОС (амортизационная премия всегда косвенный расход), компания «отложит» уплату налога на прибыль в сумме 750 тыс. руб. на следующие периоды (25% налога от 3 млн руб. амортизационной премии).




Повышающие коэффициенты при учете расходов на приобретение прав использования ПО

Расходы на приобретение права на использование программ для ЭВМ и баз данных, и даже на программно-аппаратных комплексов по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям), включенных в Российский реестр ПО с 01.01.2025 г. можно учитывать с коэффициентом 2 (пп.26 п.1 ст.264 НК РФ). В 2024 году можно было применять коэффициент 1,5, да и то только при учете расходов на ПО, относящихся к сфере искусственного интеллекта.

Учитывая, что права на использование «российских ПО» есть практически у каждой компании, «сэкономить» на налоге на прибыль могут многие налогоплательщики.

Данная норма также предусматривает учет в составе прочих расходов затрат на адаптацию и модификацию таких программ для ЭВМ и баз данных. Но, по мнению Минфина России коэффициент 2 к расходам на адаптацию и модификацию программ для ЭВМ, баз данных НЕ применяется (Письмо Минфина России от 05.12.2024 г. N 03-03-06/1/122830).

Минфин разъяснил (Письмо Минфина России от 05.12.2024 г. N 03-03-06/1/122830), что повышающий коэффициент 2 можно применить к расходам на приобретение прав на ПО или базы данных, если дата осуществления расходов, приходится на период начиная с 2025 года и при условии, что программы для ЭВМ (базы данных), программно-аппаратные комплексы включены в Российский реестр ПО на дату приобретения права на их использование.

К расходам, связанным с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных, осуществленным до 01.01.2025, и признаваемым, в том числе, после 01.01.2025 года, применяется коэффициент 1,5 при условии, что такие ПО или базы данных включены в Российский реестр ПО и относятся к сфере искусственного интеллекта (т.е. применяются «старые правила»).

Пример 4. Расходы на приобретение прав использования ПО, включенного в Российский реестр (антивируса на 250 рабочих мест) составляет 850 000 руб.

Сколько можно сэкономить при применении повышающего коэффициента?

Если ставка налога на прибыль 25%, то экономия — 212 500 руб. (расходы для НУ будут 1,7 млн руб. (850 тыс.*2), значит в расходах учтем «лишние» 850 тыс. руб., 25% налога на прибыль от которых =212,5 тыс. руб.).

Если ставка налога на прибыль 5%, например, для ИТ-компаний, то экономия составит 42 500 руб.

Повышающие коэффициенты — как отразить в учетной политике

Если организация применяла повышающие коэффициенты 1,5 при формировании стоимости ОС или НМА, включенных в соответствующие реестры или при приобретении прав на использование «российского» ПО до 2025 года и принято решение продолжить их применение, то необходимо внести соответствующие корректировки в положения учетной политики по применению коэффициентов. Необходимо уточнить, что по ОС и НМА, введенным в эксплуатацию с 01.01.2025 г. и при приобретении прав на использование ПО или базы данных с 01.01.2025 г. применяется коэффициент 2, оговорив условия его применения, предусмотренные нормами НК РФ с 01.01.2025 г.

Аналогично следует поступить организации, которая ранее НЕ применяла такие повышающие коэффициенты и хочет «сэкономить» на налоге на прибыль при применении повышающих коэффициентов 2.

Кстати, в Приложение № 2 к листу 02 обновленной формы Декларации по налогу на прибыль «Состав расходов налогоплательщика» включены строки для детализации косвенных расходов, в т.ч. расходов на приобретение прав использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в Российский реестр с коэффициента 2 (строка 045). Т.е. налоговый орган будет видеть применение таких «льгот».

Налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность повышающих коэффициентов, применяемых согласно абз. 3 п. 1 и абз. 13 п. 3 ст. 257 , пп. 26 п. 1 ст. 264 , пп. 5 и 6 п. 2 ст. 259.3 и пп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, т.к. по мнению ФНС при получении права на применение повышенных коэффициентов, имеет место адресность предоставляемых преимуществ, которая должна квалифицироваться в качестве льготы в целях применения п. 6 ст. 88 НК РФ (Письмо ФНС России от 24.11.2023 N СД-4-3/14769@).

Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, руководитель отдела консалтинга, главный эксперт по бухучету и налогообложению «Правовест Аудит», аттестованный аудитор

Как применять преференции НК РФ и не беспокоиться о налоговых проверках

Все понимают, что при применении преференций НК РФ налогоплательщик будем под пристальным вниманием налоговых органов. Поэтому довольно часто мы видим конфликт интересов сотрудников финслужбы, собственников и руководителей компании. Бизнес заинтересован в экономии на налогах, а финслужба не очень хочет брать на себя ответственность за применение «льгот», т.к. именно ей придется представлять документы и пояснения в налоговую. А вдруг что не так? Хочется разделить ответственность за «экономию» на налогах еще с кем-то и получить поддержку. То есть чтобы применять преференции компания должна быть уверена, что в учёте все в порядке и ей не грозят доначисления, если налоговая проверка затронет не только «льготы».

В этом случае наш аудит — это ваши скрытые возможности.

Мы единственные кто страхует налоговые риски: страховка включает не только пропуск ошибок, но и риск неверных рекомендаций. То есть страховка работает, если аудиторы не увидели налоговые риски в тех документах, которые проверяли. Также страховой случай будет, если вы применили преференции, в т.ч. амортизационную премию, повышающий коэффициент при формировании первоначальной стоимости ОС, льготы для «айтишников» и т.п., но аудиторы и налоговые юристы проверили и не сделали замечаний, а налоговый орган доначислил налоги по проверенному периоду. В такой ситуации компания Ингосстрах компенсирует пени и штрафы — реальный ущерб.

При проведении аудита с углубленной проверкой налогового учета сотрудникам финслужбы не о чем беспокоится — их позиция подтверждена аудиторами и ошибок по проверенному периоду быть не должно.

Понятно, что глубина результатов и объём гарантии зависит от глубины аудита. Поэтому ещё раз хочу подчеркнуть, что страховка от налоговых претензий действует только тогда, когда в ТЗ на аудит включена углублённая проверка налогов или налогообложения отдельных операций.

Из нашей статистики мы видим, что при аудите с углублённой проверкой налогов выявляется в 10 раз больше налоговых рисков, чем при проведении «обычного» финансового аудита. Это не значит, что сотрудники компаний, которые проводят финансовый аудит лучше разбираются в налогах. Просто при «обычном» аудите выборка документов меньше и проверяются только данные бухгалтерского учёта и отчетность, а налоги — постольку, поскольку они могут оказать существенное влияние и исказить бухгалтерскую отчётность. Несущественные ошибки в налогах при финансовом аудите в отчет не попадают, но они могут составить солидные суммы. В среднем на одну аудиторскую проверку с проверкой налогов мы выявляем 24 млн руб. налоговых рисков — достаточно для заведения уголовного дела в случае, если такие ошибки выявят НЕ аудиторы, а налоговые органы (для возбуждения уголовного дела за неуплату налогов достаточно неуплаты 18,75 млн руб. за 3 года).

Кстати, большинство выявленных налоговых рисков — это те ошибки, которые можно исправить и они связаны с отсутствием первичных документов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов.

Многие считают, что если инспекторы придут на проверку, то задним числом удастся восстановить документы, которые «забыли» составить сотрудники компании. Сейчас нет времени этим заниматься. Но практика показывает, что восстановить документы очень трудно: уволились сотрудники, которые должны были эти документы тогда подписать, объёмы этих документов значительны и т.п. Поэтому нужен постоянный контроль и взгляд со стороны, который даст толчок навести наконец-то в учете полный порядок, и составить документы, до которых просто «не доходят руки».

По статистике налоговые доначисления растут с каждым годом. В среднем составляют в Москве 101 млн руб. И всё больше руководителей и собственников компании отвечают своим рублём если компания не смогла расплатиться по налоговым долгам («средний чек» субсидиарной ответственности уже 81 млн руб.). Зачем рисковать, если в 100 раз дешевле провести аудит и эти потери предотвратить?

Давайте рассмотрим, как важно уделять внимание первичным документам.

Особенности резерва на оплату отпусков: как «сэкономить» налог при помощи «трудоголиков»

Для «экономии» на налоге на прибыль рекомендуем оценить возможность «отложить» уплату налога на прибыль за счет создания резервов в налоговом учете: резерв на оплату отпусков, резерв по сомнительным долгам и др. Создание резервов, предусмотренных НК РФ в целях налога на прибыль должно быть отражено в учетной политике. Для создания любого резерва должны быть соответствующие первичные документы, обосновывающие суммы расходов, за счет которых формируется резерв.

Покажем на примере резерва на оплату отпусков, как важно, чтобы первичные документы были в порядке.

Правила формирования резерва на оплату отпусков установлены ст.324.1 НК РФ.

Алгоритм расчета резерва на оплату отпусков:

  1. Рассчитывается предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков, включая расходы на уплату страховых взносов.

  2. Определяется предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда с учетом страховых взносов.

    По мнению Минфина России (письмо от 08.09.2008 N 03-03-06/1/511), при определении процента отчислений в резерв предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда должен включать в себя предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков.

  3. Рассчитывается процент отчислений в резерв как отношение годовой суммы расходов на отпуска (п. 1) к годовому размеру расходов на оплату труда (п. 2).

    Сумма отчислений в резерв определяется в течение года ежемесячно путем умножения фактической суммы расходов на оплату труда за месяц (с учетом страховых взносов) на процент отчислений в резерв. Рассчитанные таким образом суммы отчислений в резерв в течение года включаются в состав расходов на оплату труда, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

    Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников (п. 2 ст.324.1 НК РФ). Фактические затраты на оплату отпусков, а также начисление страховых взносов на суммы отпускных в течение года учитываются за счет резерва (письмо Минфина России от 29.11.2010 N 03-03-06/4/116).

  4. В конце года по состоянию на 31 декабря сравнивают сумму начисленного за год резерва и сумму фактически произведенных расходов на оплату отпусков (с учетом страховых взносов).

    Если фактические расходы превысят начисленный за год резерв, то сумма превышения в конце декабря включается в расходы.

    Если же сумма резерва на конец года окажется больше суммы фактических расходов на отпуска, то в соответствии с п. 3 ст. 324.1 НК РФ недоиспользованные на последний день года суммы резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы этого года (в составе внереализационных доходов).

Если резерв будет создаваться в следующем году, то применяется п. 4 ст. 324.1 НК РФ (возможен остаток резерва, переносимого на следующий год).

Согласно п. 4 ст. 324.1 НК РФ в конце года организация должна рассчитать сумму резерва, приходящуюся на неиспользованные отпуска. Эта сумма определяется исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованных отпусков на конец года.

Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованных отпусков превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда.

Если же сумма рассчитанного резерва в части неиспользованных отпусков оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.

Таким образом, для расчета суммы резерва, создаваемого в течение года, а также при расчете остатка резерва в сумме неиспользованных отпусков налогоплательщику необходимы данные о неиспользованных отпусках. Какие дни в них включаются?

Минфин разъясняет (Письма Минфина России от 01.04.2013 г. N 03-03-06/2/10401, от 13.07.2010 N 03-03-06/2/125), что ТК РФ не ограничивает максимальный предел продолжительности ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников. Соответственно остаток резерва и предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда на основании положений статьи 324.1 НК РФ могут быть рассчитаны исходя из всего количества неиспользованных дней отпуска (в том числе и в случае, когда количество неиспользованных дней превышает 28 календарных дней).

Важно понимать, что неиспользованные отпуска в целях создания резерва по налогу на прибыль — это отпуска, предусмотренные первичными документами: графиком отпусков, заявлениями о переносе отпуска и т.п. Т.е. если у работника накопилось, например, 56 дней неиспользованного отпуска, то чтобы все эти дни вошли в расчет «налогового» резерва на отпуска необходимо, чтобы все 56 дней были отражены в графике отпусков и заявление о переносе «неотгулянных» отпусков на определенные даты было заверено руководителем компании. Такие выводы следуют из ТК РФ и судебной практики (Определение ВС РФ от 06.10.2020 г. N 307-ЭС20-14127 по делу N А44-5623/2019).

Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, руководитель отдела консалтинга, главный эксперт по бухучету и налогообложению «Правовест Аудит», аттестованный аудитор

Так, согласно статье 124 ТК РФ в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

Соответственно, расходы на создание резерва подтвердить нельзя, если:

  • нет графиков отпусков, в т.ч. в нем НЕ указаны накопившиеся отпуска, перенесенные на очередной год и графы о переносе отпусков не заполнены,
  • нет заявлений сотрудников о переносе неиспользованного отпуска за предыдущие годы, на основании которых переносился в налоговом учете резерв на оплату отпусков,
  • нет личных карточек работников, по которым создавался резерв.

Суды указывают: если в представленных налогоплательщиком заявлениях его работников не указаны период неиспользованного отпуска и период, на который он переносится, отсутствуют резолюции работодателя о переносе отпуска, а соответствующие приказы, графики отпусков и личные карточки не содержат сведений о переносе неиспользованного отпуска, то они не могут расцениваться в качестве доказательств, обосновывающих размер внереализационных расходов — дни неиспользованного отпуска за предыдущие рабочие годы сотрудников не переносились (Определение ВС РФ от 06.10.2020 г. N 307-ЭС20-14127 по делу N А44-5623/2019, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.12.2017 г N Ф07-14770/17 по делу N А56-60867/2016).

Расчет суммы резерва, переносимого на следующий год, должен быть документально подтвержден (ст.252 НК РФ).

Первичный документ для расчета расходов на оплату отпусков — утвержденный «График отпусков» (например, форма N Т-7). В графе 8-9 Графика отпусков предусмотрено заполнение сведений о переносе отпуска, которое предполагает наличие соответствующего документа, на основании которого он переносится и указание даты предполагаемого отпуска.

Обратите внимание, что порядок формирования резерва на оплату отпусков в налоговом и бухгалтерском учете различаются. «Налоговый» резерв формируется с учетом количества дней «реального» отпуска (отсутствия на работе по графику), а «бухгалтерский» — исходя из оценки суммы отпускных, которые компания должна оплатить сотруднику, если он реально пойдет в отпуск или уволится.

Поэтому суд посчитал ошибочной позицию компании о необходимости включения при формировании резерва сумм на оплату отпусков исходя из количества дней неиспользованных отпусков за весь период работы в организации в связи с тем, что при увольнении работника компания обязана выплатить ему компенсацию за все количество «неотгулянных» дней отпусков (в ситуации, когда «неотгулянные» отпуска отсутствовали в графике).

Суд отметил, что согласно статье 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Однако, в этом случае денежные компенсации за неиспользованный отпуск включаются в расходы для исчисления налога на прибыль в соответствии с п.8 ст. 255 НК РФ и не имеют отношения к формированию резерва на предстоящую оплату отпусков (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.06.2020 N Ф07-5493/2020 по делу N А44-5623/2019, Определение Верховного Суда РФ от 06.10.2020 N 307-ЭС20-14127).

Резюме: при идеальном кадровом учёте отпускных (при наличии всех первичных документов) вы действительно можете сэкономить на «трудоголиках», включив все неиспользованные отпуска в резерв на оплату отпускных.

Чтобы быть уверенным что у вас в налогах и учете все верно, включите в ТЗ на аудит углубленную проверку налогового учета с нашей экспертной поддержкой и начинайте аудит за 2025 год как можно раньше, чтобы получить максимальную пользу в течение года и решить все ваши задачи.

Как узнать стоимость аудита и для чего нужна встреча?

Вы можете узнать диапазон стоимости по прайсу за 1 минуту и получить автоматический расчет по 2-м показателям: размеру выручки и количеству бухгалтеров.

Чтобы получить персональную стоимость, важно на встрече-знакомстве объединить ваши запросы и наш отраслевой опыт. В течение 1-го дня после онлайн-встречи вы получите персональное техническое задание, трудоемкость и стоимость. Таким образом, в диалоге вы согласуете наилучшие условия для вас: вид аудита, какие опции и задачи важно реализовать, период проведения, сроки и результаты проверки, включая отчеты и гарантии. Назначить встречу >>

Видео
Почему в 2025 «первое свидание» с аудитором решает ВСЕ?
АУДИТ СЕГОДНЯ — ЭТО ВАША УВЕРЕННОСТЬ И СТРАХОВКА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ЗА ОШИБКИ ЗАВТРА
Узнать цену за 1 минуту
Наверх