Актуализируем учетную политику 2020 для целей бухгалтерского учета

13 мая 2020

Активно продолжается реформа РСБУ, вводятся в действие новые федеральные стандарты учета (ФСБУ 25 «Бухгалтерский учет аренды», ФСБУ 5 «Запасы» — пока для добровольного досрочного применения), внесены значительные изменения в «старые» положения по бухучету (ПБУ). Так, с бухгалтерской отчетности за 2020 год стали обязательными к применению обновленные редакции: ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» в редакции приказа Минфина России от 20.11.2018 N 236н, ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» в редакции приказа Минфина России от 04.12.2018 N 248н, ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» в редакции приказа Минфина России от 05.04.2019 N 54н (подробности в статье «Что изменилось в ПБУ в 2019 году?». Рассмотрим, что изменилось в учете и как это должно отразиться на учетной политике организации для целей бухучета.

Когда необходимо актуализировать учетную политику

Изменения требований федеральных стандартов бухгалтерского учета являются основанием для изменения учетной политики для целей бухгалтерского учета (п. 6 ст. 8 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 10 ПБУ 1/2008). Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008). По общему правилу последствия изменения учетной политики в связи с началом применения нового (измененного) стандарта отражаются ретроспективно в отчетности за период, в котором применяются такие новые (измененные) стандарты (п.13-16 ПБУ 1/2008, приложение к письму Минфина РФ от 19.01.2018 N 07-04-09/2694). Есть и еще один повод для актуализации учетной политики — появление новых фактов в хозяйственной жизни организации, которые по существу отличаются от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации (абз.5 п. 10 ПБУ 1/2008). Выбор способа учета для вновь появившегося события хозяйственной жизни не считается изменением учетной политики и вводится в действие с момента утверждения организацией дополнения к учетной политики.

Учетная политика и применение новой редакции ПБУ 18/02

Изменения в ПБУ 18/02 внесены с целью приведения правил учета отложенного налога на прибыль в соответствие с МСФО. При этом, как разъясняет Минфин РФ, показатели по ПБУ 18/ 02 можно рассчитывать как методом отсрочки, так и балансовым методом, поскольку ПБУ 18/02 не содержит ограничений для использования организацией любого из этих способов по своему выбору (Информационное сообщение Минфина РФ от 28.12.2018 N ИС-учет-13).

В учетной политике для целей бухгалтерского учета в разделе «Расчеты по налогу на прибыль» организации следует предусмотреть следующие моменты:

1) Способ формирования информации о постоянных и временных разницах (п. 3 ПБУ 18/02)

  • либо на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухгалтерского учета;
  • либо в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно.

Постоянные и временные разницы отражаются в бухгалтерском учете обособленно. В аналитическом учете временные разницы учитываются дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла временная разница.

Обратите внимание! В новой редакции ПБУ 18/02 изменены термины вместо постоянного налогового обязательства (актива) (ПНО, ПНА) введено понятие постоянного налогового расхода (дохода) (ПНР, ПНД) (п. 7 ПБУ 18/02).

Важное новшество — изменено и расширено понятие временной разницы. Временная разница определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

Кроме того, появились новые виды временных разниц, в том числе и те, которые не влияют на бухгалтерскую прибыль, но формируют налоговую прибыль в других налоговых периодах (например, результаты переоценки ОС) (п. 8 ПБУ 18/02).

Как с учетом новаций составить регистр временных разниц для целей ведения учета налога на прибыль по ПБУ 18/02 в 2020 году разъясняют специалисты БМЦ в Рекомендации БМЦ Р-109/2019-КпР «Регистр учета временных разниц» от 10.01.2020.

2) Способ отражения сумм налоговых активов и налоговых обязательств в бухгалтерском балансе (п. 19 ПБУ 18/02)

Суммы налоговых активов и обязательств в бухгалтерском балансе отражаются:

  • либо в развернутом виде;
  • либо в свернутом виде.

Остаток по счету 09 «ОНА» отражается по строке 1180 баланса, остаток по счету 77 «ОНО» отражается по строке 1420 баланса. При свернутом варианте по строке 1180 можно отразить сальдированную (свернутую) сумму ОНА и ОНО, кроме случаев, когда законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрено раздельное формирование налоговой базы.

3) Способ определения величины текущего налога на прибыль (п. 22 ПБУ 18/02)

Текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с НК РФ, то есть налог на прибыль, рассчитанный по декларации.

Сумма расхода по налогу на прибыль (строка 2410 отчета о финансовых результатах) складывается из текущего налога на прибыль (строка 2411) и отложенного налога на прибыль (срока 2412).

Организация может использовать следующие варианты определения величины текущего налога на прибыль:

  • либо на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете (абз.3 п. 22 ПБУ 18/02);
  • либо на основе налоговой декларации по налогу на прибыль (абз.4 п. 22 ПБУ 18/02).

Общим для этих двух способов является то, что в любом случае величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. То есть, показатели строки «Текущий налог на прибыль» отчета о финансовых результатах и строки 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль должны быть равны.

При первом варианте счет 09 (ОНА) и счет 77 (ОНО) корреспондируются со счетом 68 «Расчеты по налогу на прибыль», текущий налог на прибыль формируется как сумма условного расхода по налогу на прибыль, постоянного налогового расхода (дохода) и отложенного налога на прибыль.

При втором варианте, исходя из обновленных формулировок ПБУ 18/02 и принимая во внимание Рекомендацию БМЦ Р-102/2019-КпР сумма текущего налога на прибыль отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (субсчет «Текущий налог на прибыль») в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по налогу на прибыль организаций»). Сумма отложенного налога на прибыль отражается по дебету или кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» (субсчет «Отложенный налог на прибыль») в корреспонденции соответственно с кредитом или дебетом счетов 09 «Отложенные налоговые активы» или 77 «Отложенные налоговые обязательства». При этом суммы постоянного налогового расхода (дохода) отражать на счете 99 не требуется, он определяется расчетным путем (см. пример расчета в ПБУ 18/02).

Специалисты БМЦ разъясняют, что постоянный налоговый расход (доход) возможно определять согласно п.7 практического примера из Приложения к ПБУ 18/02 как числовую сверку между расходом по налогу на прибыль и условным расходом по налогу на прибыль. Организация самостоятельно принимает решение о необходимости ведения регистра постоянных разниц (п. 9 Рекомендации БМЦ Р-109/2019-КпР «Регистр учета временных разниц»).

Предусмотренные программой «1С» варианты учетной политики в части расчетов по налогу на прибыль с использованием ПБУ 18/02, реализуют как вариант балансового метода учета, рекомендуемого БМЦ (без учета постоянных и временных разниц), так и балансового метода с отражением в учете постоянных и временных разниц.

Как вариант учетной политики в настройках программы в целях ПБУ 18/02 сохранен и привычный бухгалтерам способ отсрочки расчета налога на прибыль. Пример расчета расхода по налогу на прибыль в Приложении к ПБУ 18/02 выполнен двумя способами: путем уменьшения прибыли до налогообложения на величину расхода по налогу на прибыль (балансовый способ) и путем уменьшения прибыли до налогообложения на величину условного расхода, скорректированную на сумму постоянного налогового расхода (способ отсрочки). При этом Минфин РФ обратил внимание, что ПБУ 18/02 не содержит ограничений для применения организацией любого из этих способов по своему выбору (N ИС-учет-13). По мнению экспертного сообщества, более предпочтительным является балансовый метод, так как он позволяет определять величину расхода по налогу на прибыль с подразделением на текущий и отложенный налог в пределах данных, отраженных непосредственно на счете 99.

О плюсах и минусах балансового и затратного методов расчета показателей по ПБУ 18/02
можно узнать из видеокурса Ирины Лихникевич: «Изменения ПБУ 18/02 „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций 2020 г.“ применяем на практике»
Получить видеокурс

Учет государственной помощи будет востребован в 2020 году

В связи с пандемией коронавируса государство окажет финансовую помощь бизнесу, пострадавшему в этот период. Поэтому число организаций, получивших субсидии из бюджета в 2020 году увеличится. А значит возникнет необходимость в применении ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

С 1 января 2020 года обязательной для применения стала новая редакция ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» в редакции Приказа Минфина России от 04.12.2018 N 248н.

Какие способы учета нужно выбрать из предусмотренных ПБУ 13/2000 и закрепить в учетной политике получателям бюджетных средств:

1) вариант отражения в учете получения бюджетных средств:

  • либо по мере фактического получения денег;
  • либо при наличии уверенности, что условия получения средств будут выполнены и наличии уверенности у организации, что средства из бюджета будут получены (п. 5, п. 7 ПБУ 13/2000).

2) вариант раскрытия в бухгалтерской отчетности доходов будущих периодов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат:

  • либо в качестве обособленной статьи в составе долгосрочных обязательств. При этом суммы, отнесенные в отчетном периоде на финансовые результаты, представляются в отчете о финансовых результатах в качестве отдельной статьи доходов;
  • либо в качестве регулирующей величины, уменьшающей балансовую стоимость внеоборотных активов. При этом суммы, отнесенные в отчетном периоде на финансовые результаты, уменьшают в отчете о финансовых результатах расходы по амортизации (абз. 2 п. 9, п. 21 ПБУ 13/2000).

3) вариант раскрытия доходов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование текущих расходов:

  • либо в качестве отдельной статьи доходов (с учетом существенности);
  • либо в качестве суммы, уменьшающей расходы, на финансирование которых получены соответствующие бюджетные средства. (абз. 2 п. 9, п. 21 ПБУ 13/2000).

Как уже говорилось, в связи с пандемией COVID-19 количество получателей бюджетных средств возросло. Если Вы получаете государственную помощь, проверьте свою учетную политику, возможно, ее необходимо актуализировать в соответствии с новой редакции ПБУ 13/2000.

Если Вашей организации приходится применять ПБУ по учету государственной помощи впервые, это обстоятельство не считается изменением учетной политики, а рассматривается как дополнение учетной политики. Применять дополнения можно сразу после утверждения.

Ольга Новикова
Член Палаты налоговых консультантов, DipIFR Russian, глава экспертного совета «Правовест Аудит», к. э. н.

Дополнения учетной политики в отличие от ее изменений не влекут для организации необходимость ретроспективного пересчета связанных статей бухгалтерской отчетности даже при существенном влиянии вновь появившихся фактов хозяйственной жизни на финансовые показатели организации.

Прекращаемая деятельность 2020: обратите внимание на новации ПБУ 16/02

Приказом Минфина России от 05.04.2019 N 54н в действующий стандарт ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» внесен ряд поправок. Правила раскрытия информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности приведены в соответствие МСФО 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность». Изменения, внесенные в ПБУ 16/02, не требуют от организации выбора способа ведения бухгалтерского учета, а значит изменять учетную политику в связи с началом применения ПБУ 16/02 в новой редакции с 2020 года нет оснований.

Обратите внимание: в новой редакции ПБУ 16/02 введено понятие долгосрочного актива к продаже — это объект основных средств, использование которого прекращено в связи с принятием решения о его продаже и имеется подтверждение того, что возобновление использования этого объекта не предполагается (принято соответствующее решение руководства, начаты действия по подготовке актива к продаже, заключено соглашение о продаже, другое). Такой актив переводится из состава основных средств в оборотные активы в составе товаров. Если это объект недвижимости, включаемый в налоговую базу по среднегодовой стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ), то перевод его в долгосрочный актив к продаже в связи с прекращением деятельности снижает налоговую базу по налогу на имущество. В отношении долгосрочных активов к продаже, облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости (п. 2. ст. 375 НК РФ) это правило не действует, такие активы облагаются налогом на имущество независимо от того, на каком счете они отражены (см. письмо Минфина РФ от 29.01.2020 N 03-05-05-01/5302).

Таким образом, своевременное применение ПБУ 16/02 в связи с прекращаемой деятельностью дает возможность в отдельных случаях оптимизировать сумму налога на имущество. Для того, чтобы сделать это грамотно нужно внимательно изучить все нововведения ПБУ16/02.

Получите
консультацию
эксперта
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
завтра
11:00
НДС и налог на прибыль: что нового в отчетности и с 1 июля 2024?
Круглый стол (Online-формат)
Записаться
Наверх