6 важных вопросов об обязательном аудите акционерных обществ, актуальных в 2023 году

09 декабря 2022

Мы часто получаем вопросы о требованиях, предъявляемых акционерным обществам (АО). И один из самых распространенных касается того, как именно регламентируется обязательный аудит акционерного общества сегодня. Обязателен ли аудит акционерного общества? Постараемся ответить подробно.

Обязательный аудит АО является достаточно часто запрашиваемой услугой у аудиторских компаний.

Обязаны ли акционерные общества проводить обязательный аудит за 2022 год?

До 2022 года все АО, вне зависимости от вида, объема прибыли, количества акционеров и других факторов, в т.ч. субъекты малого предпринимательства должны были проходить процедуру обязательного аудита.

Но с 1 января 2023 года вступают в силу важные изменения, касающиеся обязанности проведения аудита в непубличных акционерных обществах. Согласно Федеральным законам от 16 апреля 2022 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и N 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» с 1 января 2023 года и соответственно с отчетности за 2022 год, останется обязательный аудит для публичных акционерных обществ, а непубличные АО (далее — НАО) должны будут провести аудит, только если такие требования установлены в Законе № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) или других федеральных законах.

Например, для НАО аудит останется обязательным, если:

  • доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности составляет более 800 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей (пп. а,б п. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности);
  • ценные бумаги НАО допущены к организованным торгам;
  • акции НАО находятся в собственности РФ, субъекта РФ и (или) муниципального образования;
  • если НАО является профессиональным участником рынка ценных бумаг или ценные бумаги общества допущены к организованным торгам (пп.1, 2 п.1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности);
  • если обязательный аудит отчетности АО, созданных в форме непубличного акционерного общества, предусмотрен другими федеральными законами (касается кредитных, страховых и микрофинансовых организаций, застройщиков).

Федеральным законом от 16.04.2022 N 114-ФЗ (вступающим в силу с 1 января 2023 года) статья 54 Закона об акционерных обществах была дополнена пунктом 3, согласно которому даже при отсутствии обязанности по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности совет директоров непубличного АО все равно вправе принять решение о подобной проверке. Если такое решение вынесено, в повестку дня годового общего собрания акционеров включается вопрос о назначении аудиторской организации (индивидуального аудитора) общества.

Как следует из разъяснений Банка России (размещены на «Официальном сайте Банка России www.cbr.ru»), так как изменения в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса РФ" и Закон об акционерных обществах были внесены в апреле 2022 года и вступают в силу только с 1 января 2023 года, а общие собрания акционеров АО проводились в периоде с апреля по июнь 2022 года, в соответствии с п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 54 Закона об акционерных обществах (действующей в 2022 году), то не смотря на изменение законодательства, вопрос об утверждении аудитора общества должен быть включен в повестку дня годового общего собрания акционеров, проводимого в 2022 году, в том числе в непубличном акционерном обществе, в отношении которого с 2023 года исключаются требования по обязательному проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

То есть, даже если НАО в соответствии с новым порядком не подлежит обязательному аудиту, по желанию акционеров или решению руководства организации может быть принято решение о проведении инициативного аудита.

Акционерные общества, подлежащие обязательному аудиту, должны ежегодно предоставлять независимое аудиторское заключение в налоговые органы.

АО обязаны привлекать для проведения аудита независимую аудиторскую организацию в соответствии с п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ. В этом же Федеральном законе регулируется, что утверждение аудиторской организации происходит путем общего собрания акционеров, а решение по размеру оплаты аудиторских услуг принимается советом директоров АО (п. 2 ст. 86).

Провести обязательный финансовый (бухгалтерский) аудит, выдать аудиторское заключение для акционерного общества может исключительно аудиторская организация, а не частный аудитор.

На инициативный аудит в НАО может быть привлечена как аудиторская организация, так и индивидуальный аудитор (п. 3.1 ст. 88 Закона об акционерных обществах, в ред. действующей с 01.01.2023 г.) При этом аудиторская компания, индивидуальный аудитор могут предоставлять услуги АО только в том случае, если имеют членство в СРО. С 2020 года Ассоциация «Содружество» (СРО ААС) — это единственная СРО аудиторов, которой удалось выполнить требования законодательства. А значит, аудиторская компания (индивидуальный аудитор), проводящая проверку АО, должна быть членом этой СРО.

Кто подлежит обязательному аудиту

Получить
аудиторское
заключение
Вместе с достоверной отчетностью и аудиторским заключением получите максимум пользы от аудита
Узнать стоимость аудита за 1 мин

Куда и в каком виде АО необходимо предоставлять аудиторское заключение?

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность вместе с аудиторским заключением должны быть представлены в ФНС России через операторов электронного документооборота.

Причем с 1 января 2021 года даже у субъектов малого предпринимательства нет возможности выбора вида предоставления отчетности — «на бумаге» или «электронно». Сдача отчетности за 2022 год на бумажном носителе будет основанием для отказа в ее приеме налоговой (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», письмо Минфина и ФНС России от 17.12.2020 N 07-04-07/110599/ВД-4-1/20793@, Письмо Минфина России от 20.04.2022 N 03-02-07/37920, Письмо ФНС России от 26.08.2021 N ЕА-4-26/12065@).

Финансовая отчетность АО по итогам года будет пополнять Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности ФНС.

Обязательный экземпляр отчетности представляется в ФНС экономическим субъектом в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом, если иное не предусмотрено другими федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Параллельно данные аудиторского заключения необходимо размещать и в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс).

Сведения об отчетности организаций и результатах ее обязательного аудита подлежат внесению в Федресурс, когда федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ. Данное требование не действует в отношении сведений, составляющих государственную тайну, а также в иных случаях, установленных федеральными законами (пп. «л.2» п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Обязательными сведениями о бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности) являются:

  • период, за который составлена отчетность,
  • дата, по состоянию на которую составлена отчетность,
  • дата составления отчетности,
  • дата утверждения отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами юридического лица предусмотрено ее утверждение,
  • дата представления отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее по тексту — ГИРБО),
  • адрес страницы (сайта) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемый для раскрытия отчетности и дата ее раскрытия.

Обязательными сведениями о результатах аудита отчетности являются наименование аудиторской организации, ее ИНН и ОГРН, а также дата аудиторского заключения. В случае, если аудиторское заключение об отчетности не подлежит представлению в ГИРБО, дополнительно в Федресурс вносится мнение аудиторской организации о достоверности отчетности с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.

Когда должно быть готово аудиторское заключение АО?

Акционерные общества должны раскрывать бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением. Это общее правило обозначено в пункте 58.2 Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 № 58203).

Крайний срок раскрытия бухгалтерской отчетности, т.е. ее опубликования на странице в сети Интернет — не позднее 3 дней, следующих за датой составления аудиторского заключения о ней, но не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года.

То есть, АО, которое должно раскрывать бухгалтерскую отчетность за 2022 год, следует провести аудит и получить аудиторское заключение до 30 апреля 2023 года.

Исключение из правил

Ранее мы сказали, что акционерное общество обязано раскрывать годовую отчетность в установленные сроки (ст. 92 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, гл. 58 раздел VIII «Раскрытие годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества» Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 № 58203). Под АО мы понимаем:

  • публичное АО;
  • непубличное АО, публично разместившее ценные бумаги, даже с числом акционеров менее 50-ти;
  • непубличное АО с числом акционеров более 50.

А вот для непубличных АО с числом акционеров 50 и менее, которые не осуществляют и ранее не осуществляли публичного размещения ценных бумаг, Банк России Письмом от 25.11.2015 № 06-52/10054 сообщил, что ФЗ «Об акционерных обществах» в редакции № 210-ФЗ не обязывает раскрывать ежегодную финансовую отчетность.

Интересно, что освобождение НАО от раскрытия финансово-хозяйственной деятельности не освобождает те же самые организации от ежегодной обязательной аудиторской проверки и представления аудиторского заключения, если они подлежат аудиту на основании требований Закона об аудиторской деятельности или иных федеральных законов.

В соответствии с п. 3.1 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2023 г.) НАО, в случае наличия обязанности по проведению аудита, привлекают для ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с обществом или его акционерами. Поэтому НАО, не обязанные раскрывать бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением, должны провести обязательный аудит до проведения годового собрания акционеров — не позднее 30 июня (п.1 ст. 47 и пп.11 п.1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Когда проводить аудит АО?

Подведем итог. ПАО и НАО, чья отчетность подлежит раскрытию, должны провести аудит не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года. А остальные НАО, при наличии у них обязанности по проведению аудита — до проведения годового собрания акционеров. Здесь нужно не только учитывать сроки проведения обязательного аудита, но и определить для своего АО те задачи, которые можно решить в случае комплексного и системного подхода к аудиту.

Поэтому организациям, проводящим аудит не из-за формальных соображений, а ставящим перед аудиторами задачи выявить и устранить ошибки до составления налоговой и годовой бухгалтерской отчетности, предупредить риски, мы рекомендуем проводить аудит в течение всего отчетного года, то есть поэтапно. Кроме того, поэтапный аудит позволит закончить аудиторскую проверку годовой отчетности в сроки, необходимые для представления аудиторского заключения, и не будет отнимать драгоценное время бухгалтерии в разгар подготовки налоговой отчетности по итогам года и за первый квартал.

Комплексный аудит оправдывает себя полностью не только с методологической точки зрения, систематизируя работу бухгалтерии, делая ее максимально эффективной, но и для всего бизнеса, а также его собственников, гарантируя стабильное и безопасное с точки зрения бухгалтерского учета и налогов функционирование организации. Комплексный аудит объединяет финансовый и налоговый аудит, выявляет налоговые риски и финансовые резервы компании, а также включает гарантированную защиту и страховку от претензий ФНС в течение 3 лет.

Чем грозит АО непредставление заключения об обязательном аудите?

Ответственность в случае непредставления аудиторского заключения, а также реальные кейсы описаны в материале «Ответственность за непроведение обязательного аудита».

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
 Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Рассчитать стоимость аудита
17 мая
11:00
Проблемные контрагенты: что учесть на практике
Открытый вебинар
Записаться
Наверх