Бухгалтерский и налоговый учет операций, совершаемых при исполнении договоров транспортной экспедиции, прежде всего зависит от условий договора — его правовой конструкции: «посредническая» или «подрядная». Рассмотрим основные принципы учета этих вариантов при взаимодействии российских организаций.
Для бухгалтерского и налогового учета важно понимать правовую конструкцию заключенного договора транспортной экспедиции.
Договор транспортной экспедиции, договор на транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) является отдельным видом договора, который регулируется:
Главой 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция»,
Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон № 87-ФЗ),
Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила ТЭД).
Эти нормативные акты устанавливают специальный порядок взаимодействия сторон, их права и обязанности, а также ответственность сторон и порядок разрешения споров.
Сторонами договора ТЭО являются клиент и экспедитор. Предметом договора транспортной экспедиции является обязанность экспедитора за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Как правило, договор транспортной экспедиции заключается в форме — 1 раз на широкий спектр услуг, связанных с доставкой груза из пункта отправления в пункт назначения.
Для организации перевозки клиент направляет экспедитору специальное поручение (заявку), а экспедитор на основании данного поручения организует доставку соответствующего груза. Как правило, экспедитор не является перевозчиком, а фактически является посредником, организующим перевозку, в том числе осуществляет действия: заключает договоры с фактическими перевозчиками (как правило, от своего имени), организует (или осуществляет сам) оказание услуг по погрузке и разгрузке, сопровождению и охране груза, осуществляет таможенное оформление и страхование груза, складское хранение и т.д. Полный перечень экспедиторских услуг содержится в «ГОСТ Р 52298-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 148-ст).
В свою очередь, клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесённые им расходы (п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ).
Правовая природа договора транспортной экспедиции на протяжении долгих лет являлась предметом многих споров. Однако на практике, в зависимости от порядка ведения бизнеса экспедитором, договор транспортной экспедиции заключается в форме «посреднического договора» или в форме «договора оказания услуг». Иными словами, договор может быть составлен по двум схемам:
Или по аналогии с агентским договором (ст. 1005 ГК РФ), при котором экспедитор за вознаграждение заключает по поручению клиента договоры с фактическими исполнителями (перевозчиками, таможенными брокерами, страховщиками и т.д.) от имени клиента и за счёт клиента, или же от своего имени, но также за счёт клиента (далее — «посредническая» схема).
Или же договор может быть составлен по модели договора оказания услуг (ст. 779 ГК РФ) при которой экспедитор обязуется по заданию (поручению) клиента оказать определённые договором экспедиторские услуги, а клиент обязуется оплатить эти услуги (далее — «подрядная» схема). В этом случае экспедитор устанавливает на свои услуги «единые» цены, и не отчитывается перед клиентом о реально понесенных им расходах.
Порядок бухгалтерского и налогового учёта будет напрямую зависеть от применяемой договорной конструкции.
При «посреднической» схеме цена договора состоит непосредственно из вознаграждения экспедитора за организацию перевозки (оказание иных экспедиторских услуг), кроме того, клиент отдельно возмещает экспедитору все фактически понесённые расходы, связанные с исполнением поручения клиента. В данном случае такие возмещаемые расходы не учитываются у экспедитора в составе расходов, равно как и не учитывается в составе доходов сумма полученного от клиента возмещения. В состав доходов (выручки) экспедитора включается только его вознаграждение, а в состав расходов — только понесённые экспедитором расходы, которые не возмещаются клиентом.
При «подрядной» схеме цена договора складывается исключительно из вознаграждения экспедитора, какие-либо расходы клиенту дополнительно не перевыставляются, а учитываются у самого экспедитора. При этом механизм ценообразования может предполагать, что вознаграждение экспедитора определяется из размера фактических документально подтверждённых затрат экспедитора и доли прибыли непосредственно экспедитора (что не означает, что данные затраты перевыставляются экспедитором, данный порядок может быть предусмотрен лишь для формирования общей величины вознаграждения экспедитора).
БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Аудиторы помогут проверить систему внутреннего контроля, разрешить вопросы налогового и бухгалтерского учета любой сложности
Контролирующие органы при ответе на вопрос о порядке налогообложения операций по договору транспортной экспедиции занимают позицию в пользу «посреднической» схемы (см. письма Минфина РФ от 21.08.2015 № 03-07-08/48467, от 13.08.2015 № 03-07-08/46642, от 01.11.2012 № 03-07-09/148, от 21.09.2012 № 03-07-09/132, от 09.08.2012 № 03-11-06/2/106, от 08.07.2009 № 03-03-06/1/445, от 30.03.2005 № 03-04-11/69, УФНС РФ по г. Москве от 24.11.2011 № 16-15/113616@). При этом из данных разъяснений однозначно не следует, что экспедитор обязан определять налоговую базу исключительно в порядке, предусмотренном для посреднических договоров. В ряде приведённых писем указано, что при «посреднической схеме» экспедитор включает в налоговую базу сумму своего вознаграждения, однако отсутствует указание на то, что экспедитор не вправе определять сумму вознаграждения с учётом расходов в виде оплаты услуг третьих лиц. В письме Минфина РФ от 08.07.2009 № 03-03-06/1/445 подчёркнуто, что порядок учёта доходов и расходов предопределяется условиями заключенных договоров.
В налоговых спорах арбитры поддерживают правомерность учёта операций по договорам транспортной экспедиции, составленных как по «подрядной» схеме, так и по «посреднической» схеме. Так, в пользу того, что налогоплательщиком правомерно применена «посредническая» схема высказались суды в постановлениях АС МО от 24.02.2015 № Ф05-612/2015 по делу № А40-186732/13; ФАС ВСО от 08.04.2014 по делу № А33-1626/2013 (Определением ВАС РФ от 18.07.2014 № ВАС-9087/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ); ФАС СКО от 05.02.2013 по делу № А32-2247/2012; АС ВВО от 06.10.2014 по делу № А31-9384/2012; ФАС ВВО от 21.01.2014 по делу № А11-8268/2012; ФАС МО от 02.11.2009 № КА-А40/11423-09 по делу № А40-77437/08-87-337; ФАС СЗО от 22.10.2009 по делу № А56-55513/2008; ФАС ВВО от 11.05.2007 по делу № А31-10367/2005-7; ФАС ЗСО от 26.09.2007 № Ф04-6689/2007(38539-А46-34) по делу № А46-9337/2006; ФАС ВВО от 19.03.2007 по делу № А31-384/2006-15). При этом суды исследовали как условия самого договора, усматривая в них положения, аналогичные условиям агентского договора, договора комиссии или договора поручения (главы 49, 51 и 52 ГК РФ), при которых вознаграждение экспедитора было выделено отдельной суммой, кроме того был установлен порядок возмещения расходов экспедитора, а также оценивали и фактические действия экспедитора: составление отчётов, передача клиенту документов (их копий), подтверждающих понесённые расходы, обособленный учёт вознаграждения и перевыставляемых расходов.
Равным образом, арбитры, исследовав условия договора, при которых размер вознаграждения экспедитора установлен единой суммой (в размере средств, полученных от клиента), признали правомерным налоговый учёт операций в порядке, предусмотренном для договора оказания услуг, т.е. признали правомерность применения «подрядной» схемы (постановления АС ПО от 09.10.2015 № Ф06-1353/15 по делу № А12-2541/2015; ФАС ПО от 19.03.2013 № Ф06-891/13 по делу № А65-18009/2012; ФАС ВВО от 22.05.2014 по делу № А11-2391/2013; Двенадцатого ААС от 09.12.2015 № 12АП-11946/15 по делу № А12-35946/2015).
Наиболее показательным является дело № А-32-2247/2012, в котором Пятнадцатый ААС в постановлении от 16.10.2012 № 15АП-11589/2012 (оставлено без изменения постановлением ФАС СКО от 05.2.2013 № Ф08-8177/2012) указал, что стороны договора транспортной экспедиции вправе самостоятельно определять условия договора. При этом НК РФ не содержит разъяснений о порядке определения налоговой базы по договору транспортной экспедиции, и на практике существует несколько подходов:
договор транспортной экспедиции является посредническим договором, поэтому в налоговую базу включается только вознаграждение экспедитора;
договор транспортной экспедиции не является посредническим договором, поэтому правила, предусмотренные для определения налоговой базы для посреднических договоров, на него не распространяются;
услуги по договору транспортной экспедиции облагаются налогом в зависимости от условий договора.
Таким образом, суды признают правомерным применение как «посреднической», так и «подрядной» схемы. При этом особенностью данной арбитражной практики является то, что суды, избегая формального подхода, исследовали условия договора, а также действия сторон, направленные на выполнение его условий, на основании чего делали вывод о правомерности применённого налогоплательщиком подхода к определению налоговой базы, в зависимости от установленного договором порядка определения вознаграждения.
Следовательно, сотрудникам бухгалтерии при отражении операций для начала необходимо установить, по какой схеме составлен договор транспортной экспедиции.
Бухгалтерский учёт у экспедитора
Как было указано нами выше, при «посреднической» схеме экспедитор учитывает в составе доходов по обычным видам деятельности только сумму своего вознаграждения (п. 2, п. 3, п. 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н), а в составе расходов по обычным видам деятельности — только те расходы, связанные с исполнением поручения клиента, которые не возмещаются клиентом (п. 2, п. 3, п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).
Расходы, которые перевыставляются клиенту, а также суммы, полученные в счёт возмещения данных расходов не формируют у экспедитора показатели выручки и себестоимости. На практике такие расходы учитываются с применением счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
В бухгалтерском учёте экспедитора могут быть отражены записи:
Дт002 – стоимость груза, принятого к перевозке отражена в забалансовом учёте;
Дт51 – Кт76 – получено возмещение расходов от клиента;
Дт62 – Кт90.01 – отражена выручка в виде вознаграждения экспедитора;
Дт20 – Кт60 – учтены расходы, НЕ перевыставляемые клиенту;
Кт002 – списана стоимость груза после окончания перевозки.
При «подрядной» схеме экспедитор отражает в доходах по обычным видам деятельности только выручку от оказания экспедиторских услуг (п. 5 ПБУ 9/99), а также в составе расходов по обычным видам деятельности расходы, связанные с исполнением поручения клиента (п. 5 ПБУ 10/99).
В бухгалтерском учёте экспедитора могут быть отражены записи:
Дт002 – стоимость груза, принятого к перевозке отражена в забалансовом учёте;
Дт62 – Кт90.01 – отражена выручка в виде вознаграждения экспедитора;
Дт20 – Кт60 – учтены расходы, связанные с выполнением поручения клиента;
Кт002 – списана стоимость груза после окончания перевозки.
Бухгалтерский учёт у клиента
Порядок учёта бухгалтерии у клиента в первую очередь будет зависеть от того, каким образом клиент планирует использовать перевозимый груз:
стоимость услуг экспедитора (также перевыставленных экспедитором расходов) может формировать первоначальную стоимость основного средства,
фактическую себестоимость МПЗ (будь то производственные запасы, затраты в незавершённом производстве или стоимость готовой продукции),
учитываться в составе коммерческих расходов (при доставке товара до покупателя).
При этом для целей бухгалтерского учёта у клиента не имеет значения, перевыставляет ли клиенту экспедитор какие-либо расходы, или же выставляет только счёт на собственное вознаграждение.
Бухгалтерский учёт клиента может состоять в том числе из следующих записей:
Документальное оформление в рамках договора транспортной экспедиции
Федеральным законом № 87-ФЗ, а также Правилами ТЭД установлен перечень документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции:
поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
Формы экспедиторских документов и порядок их оформления утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23. Как минимум, для заключения договора транспортной экспедиции сторонами должны быть оформлены два документа в письменной форме. Клиент направляет поручение экспедитору, в котором указаны сведения о грузе, грузоотправителе и пункте назначения. Экспедитор рассматривает поручение и направляет его клиенту с соответствующей отметкой о согласовании или с указанием причин отказа. Далее, при приёме груза экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку, которая удостоверяет право экспедитора на владения грузом до момента передачи груза грузополучателю. В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор также выдает клиенту складскую расписку. Помимо указанных экспедиторских документов, стороны также могут составлять и иные документы, предусмотренные договором транспортной экспедиции.
Указанные экспедиторские документы не могут рассматриваться в качестве первичных учётных документов, указанных в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», так как данные документы не содержат всех обязательных реквизитов первичного учётного документа. Соответственно, полагаем, что в качестве первичного учётного документа может выступать детализированный акт об оказанных услугах.
А в случае если договор транспортной экспедиции составлен по «посреднической» схеме, то полагаем целесообразным составить отчёт экспедитора (по аналогии с отчётом агента согласно ст. 1008 ГК РФ), в котором указано как вознаграждение экспедитора, так и перечень перевыставляемых расходов, с приложением оригиналов (если экспедитор заключал договор от имени клиента, согласно п. 4 ст. 5 Закона № 87-ФЗ, ст. 974, ст. 999 ГК РФ, п. 1 ст. 1005 ГК РФ, ст. 1011 ГК РФ) или копий (если экспедитор заключал договоры от своего имени; данную обязанность о предоставлении копий документов также следует предусмотреть в договоре ТЭО) договоров и всех документов к ним (в том числе и перевозочных), которые подтверждают понесённые экспедитором расходы.
Сергей Егоров Ведущий эксперт-консультант по налогообложению и бухучёту
Минфин РФ указывает на то, что для подтверждения расходов на транспортно-экспедиционные услуги у клиента должны быть в наличии указанные выше экспедиторские документы, которые являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, а также иные документы, подтверждающие фактическое выполнение услуг, определённых договором транспортной экспедиции (см. письма Минфина РФ от 15.02.2024 № 03-03-05/13092; от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16317; от 21.09.2015 № 03-03-06/1/53868).
Мы на вашей стороне!
В нашей компании работают 100% только штатные специалисты. Мы не передаем никакие данные третьим лицам и не пытаемся подставить бухгалтера. Находим резервы и даем рекомендации по устранению ошибок.
Налог на прибыль: доходы и расходы у экспедитора и клиента
При исчислении налога на прибыль, у экспедитора в состав доходов от реализации включается вознаграждение экспедитора, величина которого определена условиями договора (подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ, п. 2 ст. 249 НК РФ).
В случае применения «подрядной» схемы, в состав выручки экспедитора подлежит включению вся сумма, подлежащая уплате клиентом экспедитору по условиям договора. Вся сумма расходов экспедитора, понесённая при исполнении поручения клиента, учитывается в составе расходов, связанных с производством и реализацией экспедитора: материальных расходы, расходы на оплату труда и т.п. (п. 1 ст. 253 НК РФ, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, ст. 255 НК РФ). В случае применения «посреднической» схемы, в состав выручки экспедитора подлежит включению только отдельно выделенное вознаграждение экспедитора. Величина перевыставляемых клиенту расходов для целей налогообложения не учитывается в составе доходов и расходов экспедитора (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 9 ст. 270 НК РФ).
У клиента расходы по договору транспортной экспедиции (как сумма вознаграждения экспедитора, так и сумма перевыставленных расходов в случае применения «посреднической» схемы) учитываются в зависимости от характера доставляемого груза:
в случае приобретения основного средства – расходы на доставку учитываются в первоначальной стоимости такого основного средства (п. 1 ст. 257 НК РФ),
в случае приобретения материально-производственных запасов – подлежат включению в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ),
при реализации готовой продукции или иного имущества – в составе косвенных расходов отчётного (налогового) периода, связанных с производством и реализацией) (п. 1 ст. 268 НК РФ, п. 1 ст. 318 НК РФ).
При осуществлении торговых операций с покупными товарами, транспортные расходы, понесенные налогоплательщиком, в зависимости от положений учётной политики, могут или включаться в стоимость самих товаров или в состав прямых расходов. Расходы на доставку товара до склада покупателя признаются косвенными расходами отчётного (налогового) периода (ст. 320 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
Реализация услуг по договору транспортной экспедиции признаётся объектом налогообложения НДС в случае, если местом реализации данных услуг признаётся территория России (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Если договор транспортной экспедиции заключен российским экспедитором с российским клиентом или иностранным клиентом из «дальнего зарубежья» (НЕ из ЕАЭС), то согласно подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ Россия признаётся местом реализации транспортно-экспедиторских услуг, когда пункт отправления и/или пункт назначения находятся на территории России (см. письма Минфина РФ от 13.08.2013 № 03-07-08/32779, от 20.07.2012 № 03-07-08/199).
По договорам, заключаемым российским экспедитором с клиентами из ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), местом реализации его услуг всегда будет территория РФ, независимо от маршрута перевозки, т.к. место реализации таких услуг определяется в соответствии с подп. 5 п. 29 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС (см. Письма Минфина РФ от 26.07.2017 № 03-07-13/1/47514, от 02.09.2015 № 03-07-13/1/50600, от 19.03.2015 № 03-07-13/1/15028, Постановление АС ЗСО от 26.09.2017 по делу № А03-17236/2016 (Определением ВС РФ от 10.01.2018 № 304-КГ17-19932 отказано в передаче дела для пересмотра в СКЭС ВС РФ)).
При возникновении объекта обложения НДС услуги экспедитора облагаются НДС по ставке 20% или 0% (в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ). При отсутствии объекта налогообложения НДС, например, если российский экспедитор по договору с российской организацией организует перевозку между пунктами за пределами РФ, экспедитор не предъявляет НДС клиенту и счет-фактуру на свое вознаграждение не выставляет.
В общем случае, налоговая база по НДС определяется как стоимость услуг, исчисленная исходя из рыночных, т.е. «договорных» цен (п. 1 ст. 154 НК РФ). Поэтому для определения налоговой базы по НДС у экспедитора важно понимать, что является стоимостью его услуг в соответствии с условиями конкретного договора.
При «подрядной» схеме, как мы уже говорили, стоимостью услуг экспедитора будет «единая цена» его услуг без НДС, включающая расходы на организацию перевозки. Экспедитор добавляет к цене услуги сумму налога, предъявляет её к оплате клиенту, а также выставляет счёт-фактуру в общеустановленном порядке без каких-либо особенностей (п. 1 ст. 168 НК РФ, п. 1 ст. 169 НК РФ). В свою очередь, клиент вправе принять предъявленную сумму налога к вычету, при соблюдении условий, установленных п. 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ. Равным образом, экспедитор вправе принять к вычету всю сумму налога, предъявленного привлечёнными исполнителями по расходам на организацию перевозки.
Для экспедиторов, которые применяют «посредническую» схему, т.е. перевыставляют клиенту расходы связанные с исполнением поручения экспедитору, статьёй 156 НК РФ установлен особый порядок определения налоговой базы, согласно которому налоговая база у экспедитора определяется как сумма дохода, полученного в виде вознаграждения экспедитора, т.е. без учёта перевыставляемых клиенту расходов. При этом экспедитор вправе принять к вычету только ту сумму налога, которая относится к расходам, которые НЕ перевыставляются экспедитором клиенту (см. письма Минфина РФ от 21.08.2015 № 03-07-08/48467, от 26.03.2015 № 03-03-06/1/16691).
В свою очередь, клиент вправе принять к вычету сумму налога, которая начислена экспедитором на сумму вознаграждения экспедитора, а также сумму налога, которая предъявлена по расходам на перевозку фактическими исполнителями и компенсируется экспедитору или оплачивается клиентом исполнителям самостоятельно. В случае если экспедитор заключает письменные договоры от имени клиента (что на практике встречается редко), то фактические исполнители сразу выставляют счета-фактуры на имя клиента. В данном случае экспедитор просто передаёт клиенту оригиналы счетов-фактур, а также оригиналы договоров и первичных документов, оставляя у себя лишь копии (так как права и обязанности по сделке, совершённой от имени клиента, возникают именно у клиента).
При этом для случаев применения «посреднической» схемы, когда экспедитор заключает договоры от своего имени, но за счёт клиента, Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 установлен особый порядок оформления документов, применяемых при расчётах по НДС:
Фактические исполнители выставляют на имя экспедитора соответствующие счёта-фактуры в общеустановленном порядке;
Указанные счета-фактуры не регистрируются экспедитором в книге покупок (так как у экспедитора отсутствует право на вычет), вместо этого экспедитор регистрирует данные счета-фактуры в части II журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Оригиналы счетов-фактур экспедитор оставляет у себя;
Далее экспедитор перевыставляет данные счета-фактуры на имя клиента. Перевыставление счетов-фактур заключается в том, что экспедитор выставляет на имя клиента сводный счёт-фактуру от своего имени, указывая в этом счёте-фактуре все приобретённые для выполнения поручения клиента у третьих лиц работы и услуги, стоимость которых отдельно возмещается клиентом (также см. письмо Минфина РФ от 08.09.2021 № 03-07-09/72623);
Выставленный таким образом экспедитором от своего имени счет-фактура регистрируются у экспедитора в части I журнала полученных и выставленных счетов-фактур;
Один экземпляр перевыставленного счёта-фактуры экспедитор оставляет у себя, другую передаёт клиенту вместе с заверенными копиями оригинальных счетов-фактур, а также заверенными копиями хозяйственных договоров и первичных документов (на основании которых клиент принимает приобретённые через экспедитора работы и услуги к бухгалтерскому и налоговому учёту);
На сумму своего вознаграждения экспедитор выставляет клиенту счёт-фактуру в общеустановленном порядке (если является плательщиком НДС), такой счёт-фактура регистрируется в книге продаж экспедитора.
В данной статье мы обозначили основные принципы бухгалтерского учёта и налогообложения операций, совершаемых при исполнении договоров транспортной экспедиции. Однако практика наших аудиторов и экспертов показывает, что каждый договор транспортной экспедиции является «уникальным», т.е. имеет свои особенности, которые оказывают непосредственное влияние на порядок бухгалтерского и налогового учёта. Поэтому при проведении комплексного аудита с углубленной проверкой налогового учета довольно часто к проверке привлекают юристов в области договорного права и особо тщательно подходят к анализу договоров и первичных документов с целью предотвращения негативных налоговых последствий.
Аудит все победит!
В рамках аудиторской проверки аттестованные аудиторы и эксперты по налогам проконсультируют вас по волнующим и спорным вопросам, помогут защитить ваше имущество и деньги.