Дистанционный сотрудник и риски возникновения обособленного подразделения

09 ноября 2020

Сотрудник, работающий дистанционно, регулярно направляется работодателем в командировки в одно и тоже место, принадлежащее работодателю на праве аренды.

Приводит ли это к созданию стационарного рабочего места и необходимости регистрации в налоговом органе в качестве обособленного структурного подразделения организации?

В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается «любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. (...) При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца».

Понятие рабочего места определено в ст. 209 Трудового кодекса РФ, согласно которой рабочим местом признается «место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя».

Таким образом, для возникновения обособленного подразделения необходимо одновременное соблюдение следующих признаков:

  • территориальная обособленность от юридического адреса организации;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест;
  • создание рабочих мест на срок более 1 месяца.

По общему правилу дистанционная работа выполняется вне места нахождения какого-либо подразделения работодателя и вне стационарного рабочего места (ст. 312.1 ТК РФ), поэтому не приводит к образованию обособленного подразделения. На это указывал Минфин России в письмах от 29.05.2019 № 03-15-06/38981, от 19.01.2018 № 03-02-07/1/3617, от 01.12.2014 № 03-04-06/61300.

Если, например, функция работника в командировке не связана с нахождением на арендованном объекте, т.е. по сути работник также продолжает работать вне привязки к конкретному месту, подконтрольному работодателю, то обособленное подразделение не возникает. Однако обращаем ваше внимание, что в этой ситуации организация должна быть готова продемонстрировать налоговому органу дистанционный характер работы сотрудника даже в месте командировки, поскольку сам факт наличия арендованного объекта послужит основанием для проверки налоговыми органами наличия оснований для возникновения обособленного подразделения.

Как правило, в спорных ситуациях в отношении наличия или отсутствия признака «наличия оборудованных стационарных рабочих мест» Минфин России в своих разъяснениях обращает внимание на такие обстоятельства как условия договоров между организацией и работниками, объем прав организации в отношении площадки, на которой осуществляют свою деятельность работники, степень контроля организации за работой на объекте и иные фактические обстоятельства. Например, в письме Минфина России от 10.04.2018 № 03-02-07/1/23401 отражено мнение, что в случае «аренды офисного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, которое будет оборудовано для ведения переговоров и по месту нахождения которого постоянно будут совершаться деловые поездки руководителей или иных представителей организации, имеются признаки обособленного подразделения, определенного пунктом 2 статьи 11 НК РФ».

Минфин России в письме от 25.10.2019 № 03-02-07/1/82265 указал, что «под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения». Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина России от 31.05.2019 № 03-02-07/1/41780, от 16.05.2017 № 03-02-07/1/30877, от 18.02.2010 № 03-02-07/1-67.

Таким образом, при определении факта наличия стационарного рабочего места и, следовательно, обособленного подразделения налоговые органы, в первую очередь, исследует вопрос о том, оборудовано ли это место для работы, работает ли в нем сотрудник хоть какой-то в период времени, имеет ли возможность работодатель контролировать работу сотрудника в этом месте.

Если объект арендован на срок более месяца и подконтролен организации (в данном случае на основании заключенного договора аренды), то указанные обстоятельства свидетельствуют о возникновении по месту расположения объекта стационарного рабочего места. Следовательно, у организации возникает обязанность поставить на учет обособленное подразделение по месту расположения этого объекта. Тот факт, что сотрудник работает в дистанционном режиме и на объект направляется в командировку не имеет значение для вывода о наличии стационарного рабочего места. Решающее значение в этом вопросе имеет то, как в договоре сформулированы условия работы сотрудника в командировке, а также фактическая организация работы.

Налогоплательщик несет ответственность за неисполнение обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных обособленных подразделениях в соответствии со ст. 126 НК РФ (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля), а не п. 2 ст. 116 НК РФ (ведение организацией деятельности без постановки на учет). Ответственность за такое правонарушение влечёт за собой доначисление штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (Определения Верховного Суда РФ от 23.10.2017 № 304-КГ17-8872, от 26.06.2017 N№ 303-КГ17-2377 (выводы Определения включены в п. 13 Обзора правовых позиций, направленного ФНС России для использования в работе Письмом от 29.06.2017 № СА-4-7/12540@, п. 23 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017).

Минфин России рекомендует для решения вопроса о постановке на учет в налоговых органах организации по месту нахождения площадок вне юридического адреса организации обращаться в налоговый орган по месту учета. Минфин России указывает, что это позволит исключить риски предъявления претензий со стороны налоговых органов. При этом из положений п. 9 ст. 83 НК РФ следует, что организация вправе обратиться как по месту учета головной организации, так и по месту осуществления деятельности вне места нахождения головной организации. Конкретное решение налоговый орган принимает на основе представленных организацией договоров, трудовых договоров и иных документов, подтверждающих характер отношений между организацией, ее работниками и заказчиком работ (услуг), а также с учетом других фактических обстоятельств деятельности организации.

Получите
консультацию
эксперта
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
сегодня
11:00
Эффективное взыскание задолженностей: практика для бизнеса
Открытый вебинар
Записаться
Наверх