Важно понимать, что выездная проверка для Вас начинается с того, что налоговая инспекция знакомит с решением о ее проведении. Это означает, что Вы расписываетесь в решении, однако его копия Вам может и не выдаваться.
Однако, для налоговой инспекции выездная проверка начинается раньше — с предпроверочного анализа. К выездной проверке налоговая инспекция готовится заранее, поскольку проверяет существенный период деятельности налогоплательщика.
Однако, если Вы считаете, что выездная налоговая проверка обязательно состоится в Вашей компании через 3 года после начала работы, то это не так.
Ресурсы налоговой инспекции ограничены и, в ситуации, когда на учете в каждой инспекции г. Москвы находятся десятки тысяч налогоплательщиков, понятно, что выездными проверками не могут быть охвачены все организации.
Поэтому, для более эффективного отсева компаний на выездные налоговые проверки, разработан целый ряд критериев, по результатам которых происходит отбор компаний на выездную проверку.
После того, как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под эти критерии, инспекции нужно обосновать предполагаемую сумму доначислений по выездной проверке.
Для этого инспекция осуществляет предпроверочный анализ.
В частности, для сбора информации о компании налоговая направляет запросы о движении денежных средств по счетам в банках, пользуется открытыми источниками информации и т.д.
Поэтому, если Ваш банк сообщил о том, что пришел запрос о предоставлении сведений о движении денежных средств — это верный признак того, что Вы попали «в short list» проверяющих.
Определив «подозреваемое» предприятие на основании указанных способов анализа, инспектор должен внести его в план выездных проверок. Впоследствии, сотрудник налоговой должен оценить, насколько целесообразно проводить проверки у контрагентов и аффилированных лиц проверяемой организации.
Также компания может попасть в график выездных проверок «вне плана» — по запросам вышестоящих налоговых органов, информации, полученной из правоохранительных органов, по "дружественной наводке" конкурентов, и т.д.
Если все-таки выездная проверка началась — нужно готовиться к доначислениям.
Чтобы убедиться в этом — достаточно увидеть официальную отчетность налоговых органов. Так, несмотря на то, что по информации ФНС России в 2015 году, число выездных налоговых проверок снизилось на 14% (с 35,8 тысяч до 30,6 тысяч), эффективность одной выездной проверки за год выросла на 8% и составила почти 9 млн рублей, а уровень взыскания доначисленных сумм возрос до 60%. При этом, количество налоговых споров, рассмотренных судами уменьшилось на 32%, из которых в пользу налоговых органов удовлетворено 79% сумм рассмотренных требований.
Однако, чем раньше клиенты обращаются к нам за помощью в сопровождении проверки, тем более эффективно мы можем помочь организации отстоять свои законные права и интересы.
Конечно, с учетом приведенной выше статистики, сложно рассчитывать на то, что проверка закончится без доначислений, но наши знания о том, как налоговые органы проводят проверку, позволяют выстроить действенную линию защиты Вашей компании.
Например, несмотря на то, что первичные документы Вы отдаете в начале проверки, их проверяют в последнюю очередь. Инспектору важнее знать реквизиты Ваших контрагентов, чтобы начать встречные проверки и анализ контрагентов на предмет наличия у них признаков «однодневок». Самый простой способ получить их — посмотреть Ваши книги покупок и продаж. Поэтому, зачастую инспектор просит предоставить документы (чаще всего это книги покупок и продаж, карточки счетов) в электронном виде.
Кроме того, выездная налоговая проверка всегда проходит по определенным шаблонам, т.к. у налоговой есть обобщенная информация о том, какие нарушения чаще всего встречаются у строителей, компаний, занимающихся оптовой торговлей или розницей, лизинговых компаний и т.д. Зная эти шаблоны можно заранее подготовиться к тому, как будет проходить проверка и выработать наиболее эффективный способ защиты от возможных претензий со стороны налоговых органов.
Наша компания осуществляет комплексную процедуру сопровождения выездных и камеральных проверок.
Стоимость сопровождения выездной налоговой проверки индивидуальна и зависит от нескольких факторов, таких как вид деятельности клиента, объем первичных документов, количество основных контрагентов и ряда других характеристик клиента.
Другие виды налоговых проверок:
- Встречная налоговая проверка (”встречка”) проводится только в рамках выездных или камеральных проверок.
- Это самый частый вид проверки. Чаще всего — это только арифметическая проверка декларации.