Письмо ФНС России от 12 мая 2017 № АС-4-2/8872
ФНС разъясняет, что понятие должной осмотрительности законодательно не урегулировано, поэтому и перечень необходимых действий и документов не может быть исчерпывающим. Налогоплательщики при самостоятельной оценке рисков могут учитывать общедоступные критерии, используемые налоговыми органами для отбора объектов для проведения выездных проверок (утв. Приказом ФНС России от 20.05.2007 № ММ-3-06/333@).
При взаимоотношениях с контрагентами ФНС России рекомендует исследовать следующие признаки:
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России);
- контрагент зарегистрирован по адресу «массовой» регистрации;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских и (или) производственных и торговых площадей и т.д.
В письме также отмечается, что с 1 июня 2016 года больше не являются налоговой тайной сведения о среднесписочной численности работников, об уплаченных организацией суммах налогов и сборов, о нарушениях налогового законодательства, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Указанные сведения будут размещены до 1 июля 2017 года в открытом доступе на сайте ФНС России, что предоставит налогоплательщикам дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента.
Обращено внимание на письмо ФНС России от 23.03.2017г. № ЕД-5-9/547@, в котором налоговым органам поручено исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды в ходе проведения налоговых проверок.
ИФНС важно уделять особое внимание оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента, а также оценивать на предмет получения необоснованной налоговой выгоды недобросовестность именно проверяемого налогоплательщика, а не его контрагентов.