Содержание
Закон об аудите раскрывает понятия аудита и сопутствующих услуг, определяет его исполнителей и юридических лиц, обязанных проводить аудит, устанавливает права и обязанности сторон независимой проверки, требования к итогу аудита — официальному документу, стандарты и контроль качества работы по аудиту.
Понятие аудита и аудиторских услуг
Аудиторские услуги включают в себя непосредственно аудит, который бывает обязательным и инициативным, и сопутствующие услуги. Задача аудита — проверить отчетность компании, ведь от ее достоверности зависят экономические и управленческие планы и решения руководства, прибыль собственников.
Сведения о реестрах аудиторов и аудиторских организаций можно найти на официальном сайте Минфина РФ.
Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов — СРО ААС «Содружество».
Федеральное казначейство ведет реестр аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям. Банк России ведет реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ст.5.4 ФЗ об аудите).
Понятие аудитора и аудиторской компании
В соответствии со ст. 2 и 4 ФЗ об аудите исполнителями аудита являются аудиторская организация и аудитор. Среди необходимых для получения права на проведение аудита требований — членство в СРО ААС «Содружество», а для аудитора — еще и успешная сдача экзамена с получением аттестата.
Чтобы аудиторская компания или аудитор могли быть в составе СРО, которая ведет их реестр, им нужно соответствовать определенным ст. 18 ФЗ об аудите требованиям.
Обязательный аудит и аудиторское заключение
Независимую проверку своей отчетности обязаны проводить:
- организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
- эмитенты эмиссионных ценных бумаг, обязанные раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с 01 января 2022 года)
- организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- бюро кредитных историй;
- организации, имеющие организационно-правовую форму фонда, в случае если поступление имущества (денежных средств) за предыдущий год превышает 3 млн. руб.;
- фирмы, выручка которых за предыдущий год составляет более 800 млн руб.;
- компании с валютой баланса на 31 декабря прошлого года больше, чем 400 млн руб.;
- акционерные общества, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования
- организации, раскрывающие консолидированную отчетность за год;
- кредитные и страховые организации;
- другие организации в иных установленных федеральными законами случаях.
Ведущий аудитор
«Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ об аудите его проводят каждый год».
Сведения об итоге проведенной обязательной проверки вносятся проверяемой компанией в Единый федреестр.
В ст. 6 ФЗ об аудите дано понятие и содержание аудиторского заключения (АЗ) — документа, выдаваемого по итогам проведения аудита, представляющего интерес пользователям отчетности компании: кредиторам, инвесторам, контрагентам. Положительное АЗ — это сообщение о том, что отчетность компании достоверна и в ней правильно отражены факты и результаты хозяйственной жизни организации.
АЗ предоставляется (п.4 ст.6 ФЗ об аудиторской деятельности в ред. с 01.09.2025):
- аудируемому лицу;
- лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
- иным лицам, определенным Федеральным законом об аудиторской деятельности в случаях, установленных этим же законом.
Такими случаями являются прохождение внешнего контроля деятельности аудиторской организации (аудитора), проводимого саморегулируемой организацией аудиторов, Банком России или Федеральным казначейством (ст.10 и ст.13 ФЗ об аудиторской деятельности), а также представление аудиторского заключения о консолидированной финансовой отчетности аудируемого лица в налоговый орган в целях формирования ГИРБО (ст.13 ФЗ об аудиторской деятельности).
Стандарты и качество услуг аудита
Для тех, кто работает в сфере аудита, обязательны стандарты: международные (МСА) и саморегулируемой организации ААС «Содружество», а при аудите общественно-значимых организаций на финансовом рынке еще и дополнительные требованиями, устанавливаемые Банком России.
Кроме того, необходимо выполнять правила как внутренней, так и внешней проверки качества оказания услуг аудита.
«Внешнюю проверку качества проводят (п. 3, 4 ст. 10 ФЗ об аудите):
- саморегулируемая организация — в отношении аудиторских организаций, аудиторов;
- уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору — в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;
- Банк России — в отношении аудиторских организаций на финансовом рынке в части оказания ими аудиторских услуг общественно значимым организациям на финансовом рынке».
Права и обязанности сторон аудита
В ст. 13, 14 ФЗ об аудиторской деятельности перечислены права и обязанности проверяющей стороны — аудитора/фирмы, проводящей аудит и компании, которую проверяют.
Аудиторам дано право:
- выбирать способы и формы оказания услуг;
- изучать все документы и отраженное в них имущество;
- запрашивать у работников и руководства информацию;
- не проводить аудит или не выражать свое мнение в заключении, в случаях непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации или выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
«У аудиторской компании, аудитора есть право возможность застраховать свою ответственность (пп. 4.1 п. 1 ст. 13 Закона об аудите)».
Среди обязанностей проверяющей стороны:
- обосновать свои выводы и замечания по результатам проверки;
- соблюдать срок выдачи АЗ согласно договору.
- сообщать об известных коррупционных и других нарушениях законов учредителям/руководству проверяемой компании, а в определенных случаях — соответствующим госорганам (пп. 3.1 п. 2 ст. 13 Закона об аудите).
Также аудиторы обязаны ставить в известность Росфинмониторинг, если есть предположение, что операции/сделки в проверяемой компании проводятся для легализации незаконных доходов (пп.3 п.1 ст.7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма).
Аудиторская компания, а также ее работники обязаны соблюдать аудиторскую тайну (ст. 9 ФЗ об аудите).
Проверяемой компании дано право:
- получить выводы и замечания по аудиту;
- своевременно получить аудиторское заключение.
Среди обязанностей проверяемой компании:
- своевременно предоставить полный пакет запрашиваемых сведений;
- не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации;
- оплатить проверку в срок;
- не ограничивать доступ к выясняемым данным по запросу проверяющего аудитора;
- исполнять требования стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Учредители/руководители проверяемой организации обязаны письменно уведомить аудиторскую компанию о результате рассмотрения поступившей от аудитора информации об известных ему случаях нарушений законов (п. 3 ст. 14 Закона об аудите).
Закон об обязательном аудите приняли еще в 2008 году. Многократно вносимые в его структуру поправки и дополнения совершенствуют сферу услуг аудита в России, позволяющую собственникам бизнеса выявлять слабые места в деятельности фирмы, своевременно их устранять и находить скрытые резервы повышения эффективности деятельности.