Федеральный закон об обязательном аудите

22 сентября 2025

Обязательный аудит регулирует Минфин РФ. Федеральный закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — ФЗ об аудите) был принят 30 декабря 2008 года. С этого времени, в т.ч. в 2025 году, в него были внесены значительные изменения. Каково его значение для отрасли аудитов и российского бизнеса? Основные моменты, которые важно знать руководителю компании.

Закон об аудите раскрывает понятия аудита и сопутствующих услуг, определяет его исполнителей и юридических лиц, обязанных проводить аудит, устанавливает права и обязанности сторон независимой проверки, требования к итогу аудита — официальному документу, стандарты и контроль качества работы по аудиту.

Понятие аудита и аудиторских услуг

Аудиторские услуги включают в себя непосредственно аудит, который бывает обязательным и инициативным, и сопутствующие услуги. Задача аудита — проверить отчетность компании, ведь от ее достоверности зависят экономические и управленческие планы и решения руководства, прибыль собственников.

Сведения о реестрах аудиторов и аудиторских организаций можно найти на официальном сайте Минфина РФ.

Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов — СРО ААС «Содружество».

Федеральное казначейство ведет реестр аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям. Банк России ведет реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ст.5.4 ФЗ об аудите).

Понятие аудитора и аудиторской компании

В соответствии со ст. 2 и 4 ФЗ об аудите исполнителями аудита являются аудиторская организация и аудитор. Среди необходимых для получения права на проведение аудита требований — членство в СРО ААС «Содружество», а для аудитора — еще и успешная сдача экзамена с получением аттестата.

Чтобы аудиторская компания или аудитор могли быть в составе СРО, которая ведет их реестр, им нужно соответствовать определенным ст. 18 ФЗ об аудите требованиям.

Обязательный аудит и аудиторское заключение

Независимую проверку своей отчетности обязаны проводить:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • эмитенты эмиссионных ценных бумаг, обязанные раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с 01 января 2022 года)
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • бюро кредитных историй;
  • организации, имеющие организационно-правовую форму фонда, в случае если поступление имущества (денежных средств) за предыдущий год превышает 3 млн. руб.;
  • фирмы, выручка которых за предыдущий год составляет более 800 млн руб.;
  • компании с валютой баланса на 31 декабря прошлого года больше, чем 400 млн руб.;
  • акционерные общества, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования
  • организации, раскрывающие консолидированную отчетность за год;
  • кредитные и страховые организации;
  • другие организации в иных установленных федеральными законами случаях.
Обязательный аудит могут проводить только аудиторские организации. При этом ФЗ об аудите не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, за исключением общественно значимых организаций (ОЗО), перечисленным в ст. 5.1 ФЗ об аудите.
Юлия Суслова
Ведущий аудитор
Выбор за вами

«Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ об аудите его проводят каждый год».

Сведения об итоге проведенной обязательной проверки вносятся проверяемой компанией в Единый федреестр.

В ст. 6 ФЗ об аудите дано понятие и содержание аудиторского заключения (АЗ) — документа, выдаваемого по итогам проведения аудита, представляющего интерес пользователям отчетности компании: кредиторам, инвесторам, контрагентам. Положительное АЗ — это сообщение о том, что отчетность компании достоверна и в ней правильно отражены факты и результаты хозяйственной жизни организации.

АЗ предоставляется (п.4 ст.6 ФЗ об аудиторской деятельности в ред. с 01.09.2025):

  • аудируемому лицу;
  • лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
  • иным лицам, определенным Федеральным законом об аудиторской деятельности в случаях, установленных этим же законом.

Такими случаями являются прохождение внешнего контроля деятельности аудиторской организации (аудитора), проводимого саморегулируемой организацией аудиторов, Банком России или Федеральным казначейством (ст.10 и ст.13 ФЗ об аудиторской деятельности), а также представление аудиторского заключения о консолидированной финансовой отчетности аудируемого лица в налоговый орган в целях формирования ГИРБО (ст.13 ФЗ об аудиторской деятельности).

Подробнее об АЗ

Стандарты и качество услуг аудита

Для тех, кто работает в сфере аудита, обязательны стандарты: международные (МСА) и саморегулируемой организации ААС «Содружество», а при аудите общественно-значимых организаций на финансовом рынке еще и дополнительные требованиями, устанавливаемые Банком России.

Кроме того, необходимо выполнять правила как внутренней, так и внешней проверки качества оказания услуг аудита.

«Внешнюю проверку качества проводят (п. 3, 4 ст. 10 ФЗ об аудите):

  • саморегулируемая организация — в отношении аудиторских организаций, аудиторов;
  • уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору — в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;
  • Банк России — в отношении аудиторских организаций на финансовом рынке в части оказания ими аудиторских услуг общественно значимым организациям на финансовом рынке».

Права и обязанности сторон аудита

В ст. 13, 14 ФЗ об аудиторской деятельности перечислены права и обязанности проверяющей стороны — аудитора/фирмы, проводящей аудит и компании, которую проверяют.

Аудиторам дано право:

  • выбирать способы и формы оказания услуг;
  • изучать все документы и отраженное в них имущество;
  • запрашивать у работников и руководства информацию;
  • не проводить аудит или не выражать свое мнение в заключении, в случаях непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации или выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

«У аудиторской компании, аудитора есть право возможность застраховать свою ответственность (пп. 4.1 п. 1 ст. 13 Закона об аудите)».

Среди обязанностей проверяющей стороны:

  • обосновать свои выводы и замечания по результатам проверки;
  • соблюдать срок выдачи АЗ согласно договору.
  • сообщать об известных коррупционных и других нарушениях законов учредителям/руководству проверяемой компании, а в определенных случаях — соответствующим госорганам (пп. 3.1 п. 2 ст. 13 Закона об аудите).

Также аудиторы обязаны ставить в известность Росфинмониторинг, если есть предположение, что операции/сделки в проверяемой компании проводятся для легализации незаконных доходов (пп.3 п.1 ст.7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма).

Аудиторская компания, а также ее работники обязаны соблюдать аудиторскую тайну (ст. 9 ФЗ об аудите).

Проверяемой компании дано право:

  • получить выводы и замечания по аудиту;
  • своевременно получить аудиторское заключение.

Среди обязанностей проверяемой компании:

  • своевременно предоставить полный пакет запрашиваемых сведений;
  • не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации;
  • оплатить проверку в срок;
  • не ограничивать доступ к выясняемым данным по запросу проверяющего аудитора;
  • исполнять требования стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Учредители/руководители проверяемой организации обязаны письменно уведомить аудиторскую компанию о результате рассмотрения поступившей от аудитора информации об известных ему случаях нарушений законов (п. 3 ст. 14 Закона об аудите).

Закон об обязательном аудите приняли еще в 2008 году. Многократно вносимые в его структуру поправки и дополнения совершенствуют сферу услуг аудита в России, позволяющую собственникам бизнеса выявлять слабые места в деятельности фирмы, своевременно их устранять и находить скрытые резервы повышения эффективности деятельности.


Аудит риски предотвратит
АУДИТ СЕГОДНЯ — ЭТО ВАША УВЕРЕННОСТЬ И СТРАХОВКА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ЗА ОШИБКИ ЗАВТРА
Узнать цену за 1 минуту
Наверх