Федеральный закон об обязательном аудите

14 декабря 2021

Обязательный аудит регулирует Минфин РФ. Федеральный закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — ФЗ об аудите) был принят 30 декабря 2008 года. С этого времени, особенно в 2021 году, в него были внесены значительные изменения. Каково его значение для отрасли аудитов и российского бизнеса? Основные моменты, которые важно знать руководителю компании.

Закон об аудите раскрывает понятия аудита и сопутствующих услуг, определяет его исполнителей и юридических лиц, обязанных проводить аудит, устанавливает права и обязанности сторон независимой проверки, требования к итогу аудита — официальному документу, стандарты и контроль качества работы по аудиту.

Понятие аудита и аудиторских услуг

Аудиторские услуги включают в себя непосредственно аудит, который бывает обязательным и инициативным, и сопутствующие услуги. Задача аудита — проверить отчетность компании, ведь от ее достоверности зависят экономические и управленческие планы и решения руководства, прибыль собственников.

Поскольку одним из регуляторов деятельности в области аудита является Минфин РФ (за исключением аудита общественно-значимых организаций на финансовом рынке), сведения из контрольного перечня аудиторских компаний и аудиторов можно найти на его официальном сайте.

Понятие аудитора и аудиторской компании

В соответствии со ст. 3 и 4 ФЗ об аудите исполнителями аудита являются аудиторская организация и аудитор. Среди необходимых для получения права на проведение аудита требований — членство в СРО ААС «Содружество», а для аудитора — еще и успешная сдача экзамена с получением аттестата.

Чтобы аудиторская компания или аудитор могли быть в составе СРО, которая ведет их реестр, им нужно соответствовать определенным ст. 18 ФЗ об аудите требованиям.

Обязательный аудит и заключение аудитора

Независимую проверку своей отчетности обязаны проводить:

  • акционерные общества (АО);
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • эмитенты эмиссионных ценных бумаг, обязанные раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (с 01 января 2022 года)
  • фирмы, выручка которых за предыдущий год составляет более 800 млн руб.;
  • компании с валютой баланса на 31 декабря прошлого года больше, чем 400 млн руб.;
  • организации, раскрывающие консолидированную отчетность за год;
  • кредитные и страховые организации;
  • компании с долей госсобственности от 25% в их уставном капитале;
  • другие организации в иных установленных федеральными законами случаях.
С 01 января 2022 г обязательный аудит могут проводить только аудиторские организации (ранее — допускалось проведение обязательного аудита отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором). При этом ФЗ об аудите не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, за исключением общественно значимых организаций (ОЗО) , перечисленным в ст. 5.1 ФЗ об аудите (ранее — такой запрет в части ОЗО отсутствовал)
Юлия Суслова
Ведущий аудитор

В 2019 году Федеральным законом от 26.11.2019 № 378-ФЗ из перечня фондов, подлежащих обязательному аудиту, исключены фонды, имеющие статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах», если поступление имущества за предшествующий аудиту год не превышает 3 млн руб.

«Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ об аудите его проводят каждый год».

Сведения об итоге проведенной обязательной проверки вносятся проверяемой компанией в Единый федреестр.

В ст. 6 ФЗ об аудите дано понятие и содержание аудиторского заключения (АЗ) — документа, выдаваемого по итогам проведения аудита, представляющего интерес пользователям отчетности компании: кредиторам, инвесторам, контрагентам. Положительное АЗ — это сообщение о том, что отчетность компании достоверна и в ней правильно отражены факты и результаты хозяйственной жизни организации.

Подробнее об АЗ

Стандарты и качество услуг аудита

Для тех, кто работает в сфере аудита, обязательны стандарты: международные (МСА) и саморегулируемой организации ААС «Содружество», а при аудите общественно-значимых организаций на финансовом рынке еще и дополнительные требованиями, устанавливаемые Банком России.

Кроме того, необходимо выполнять правила как внутренней, так и внешней проверки качества оказания услуг аудита.

«Внешнюю проверку качества проводят (п. 3, 4 ст. 10 ФЗ об аудите):

  • саморегулируемая организация — в отношении аудиторских организаций, аудиторов;
  • уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору — в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям;
  • Банк России — в отношении аудиторских организаций на финансовом рынке в части оказания ими аудиторских услуг общественно значимым организациям на финансовом рынке».

Права и обязанности сторон аудита

В ст. 13, 14 ФЗ об аудиторской деятельности перечислены права и обязанности проверяющей стороны — аудитора/фирмы, проводящей аудит и компании, которую проверяют.

Аудиторам дано право:

  • выбирать способы и формы оказания услуг;
  • изучать все документы и отраженное в них имущество;
  • запрашивать у работников и руководства информацию;
  • не проводить аудит или не выражать свое мнение в заключении.

«В 2010 году Федеральным законом от 01.07.2010 № 136-ФЗ введено новое право аудиторской компании, аудитора — возможность застраховать свою ответственность (пп. 4.1 п. 1 ст. 13 Закона об аудите)».

Среди обязанностей проверяющей стороны:

  • обосновать свои выводы и замечания по результатам проверки;
  • соблюдать срок выдачи АЗ согласно договору.

В 2014 году введены новые обязанности аудиторов (Федеральный закон от 01.12.2014 № 403-ФЗ):

  • всю документацию составлять на русском языке и хранить ее/копии не меньше 5 лет на территории РФ (пп. 2.1, 3 п. 2 ст. 13 Закона об аудите);
  • сообщать об известных коррупционных и других нарушениях законов учредителям/руководству проверяемой компании, а в определенных случаях — соответствующим госорганам (пп. 3.1 п. 2 ст. 13 Закона об аудите).

В 2018 году аудиторов обязали ставить в известность Росфинмониторинг, если есть предположение, что операции/сделки в проверяемой компании проводятся для легализации незаконных доходов (пп. 3.2 п. 2 ст. 13 Закона об аудите).

Аудиторская компания, а также ее работники обязаны соблюдать аудиторскую тайну (ст. 9 ФЗ об аудите).

Проверяемой компании дано право:

  • получить выводы и замечания по аудиту;
  • своевременно получить аудиторское заключение.

Среди обязанностей проверяемой компании:

  • своевременно предоставить полный пакет запрашиваемых сведений;
  • оплатить проверку в срок;
  • не ограничивать доступ к выясняемым данным по запросу проверяющего аудитора;
  • исполнять требования стандартов аудиторской деятельности и иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

В 2014 году учредителей/руководителей проверяемой организации обязали письменно уведомить аудиторскую компанию о результате рассмотрения поступившей от аудитора информации об известных ему случаях нарушений законов (п. 3 ст. 14 Закона об аудите).

Закон об обязательном аудите приняли еще в 2008 году. Многократно вносимые в его структуру поправки и дополнения совершенствуют сферу услуг аудита в России, позволяющую собственникам бизнеса выявлять слабые места в деятельности фирмы, своевременно их устранять и находить скрытые резервы повышения эффективности деятельности.

Максимум
пользы от аудита
В рамках аудиторской проверки аудиторы и налоговые эксперты проверят отчетность, покажут риски и найдут финансовые резервы
Узнать за минуту стоимость аудита
29 мар
11:00
«Вахтовики» и работники с разъездным характером работы: новое в НДФЛ и страховых взносах с 2024 года
Открытый вебинар
Записаться