Содержание
- Основные отличия инициативного аудита от обязательного
- Виды инициативного аудита
- Кто инициирует проверку
- Что дает инициативный аудит компании заказчика
- Как проводится инициативный аудит
- Порядок проведения инициативного аудита компании
- Объекты проверки в рамках инициативного аудита нашей аудиторской организацией
Основные отличия инициативного аудита от обязательного
Главным отличием инициативной проверки от обязательной является добровольность ее проведения. Компания не обязана ее проводить, поэтому за отсутствие аудиторского заключения по результатам такой проверки ее невозможно оштрафовать.
Случаи проведения обязательного аудита финансовой отчетности содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и положениях иных федеральных законов.
Виды инициативного аудита
Проведение инициативного аудита может быть внутренним и внешним.
Внутренний добровольный аудит проводит собственное подразделение компании — служба внутреннего аудита. Это деятельность по оценке работы компании и повышению эффективности процессов корпоративного управления организацией, управления рисками, а также процессов внутреннего контроля. Плюсом внутреннего аудита является то, что аудиторы хорошо знают компанию изнутри, консультируют руководителей отдельных подразделений по юридическим, финансовым, организационным вопросам с учетом специфики конкретного производства, помогают устранить неточности в работе.
Определение внутреннего аудита компании закреплено в Международном стандарте аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», утв. приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н.
Ведущий аудитор
Однако для объективного анализа финансово-хозяйственной деятельности компании, состояния ее дел и получения беспристрастного отчета рекомендуем прибегать к услугам независимых аудиторских фирм.
Внешний инициативный аудит проводят привлеченные эксперты: аудиторские организации или индивидуальные аудиторы, которые являются членами саморегулируемой организации аудиторов «Содружество» и обладают квалификационным аттестатом аудитора.
Обязательность вступления в профессиональное сообщество аудиторов закреплена в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Кто инициирует проверку
Проведение инициативного аудита не регламентируется законодательством РФ и включает в себя различные проверки по усмотрению и желанию заказчика.
Обычно инициативный аудит проводится по инициативе ее собственников (учредителей, участников, акционеров) и руководства (генерального директора, директора, президента) в случаях:
- смены руководства компании;
- увольнения главного бухгалтера;
- реорганизации бизнеса;
- сомнений в качестве ведения бухгалтерского и налогового учета;
- преддверия выездной налоговой проверки и пр.
В Законе «Об аудиторской деятельности» содержится общий термин «аудируемое лицо», «лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг». Под аудируемым лицом следует понимать организацию, чья отчетность проверяется. А лицом, заключившим договор на аудит (заказчиком), может быть, как сама аудируемая организация, так и любой из ее собственников (участник или акционер).
Заключение аудитора (конечный результат инициативного аудита) передается только аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг (п. 4 ст. 6 Закона № 307-ФЗ).
Ведущий аудитор
Инициативный аудит по общему правилу проводится по решению общего собрания участников — в обществах с ограниченной ответственностью (пп. 10 п. 2 ст. 33, ст. 48 Закона № 14-ФЗ «Об ООО»), общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества — в акционерных обществах (п. 3 ст. 85, п. 2 ст. 86 Закона № 208-ФЗ «Об АО»).
Однако статьей 48 Закона об ООО предусмотрено два различных случая назначения аудита:
- по инициативе и за счет общества,
- по инициативе и за счет его участника.
Во втором случае решение общего собрания участников общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется, общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 13 мая 2008 г. N 17869/07).
В акционерных обществах отдельный акционер также может требовать аудиторской проверки АО, однако для этого необходимо владение 10 и более процентами голосующих акций этого АО (п. 3 ст. 85 Закона об АО).
Что дает инициативный аудит компании заказчика
Проведение инициативного аудита дает возможность руководству компании заранее проверить достоверность информации в учете и финансовой отчетности и своевременно принять решение о необходимости конкретных действий, избежав штрафов при проведении плановых, выездных проверок.
«Добровольное» проведение аудита может включать в себя ряд сопутствующих услуг (п. 7 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 №
- постановку, восстановление и ведение бухгалтерского и налогового учета;
- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых расчетов и деклараций;
- бухгалтерское, налоговое и управленческое консультирование;
- юридическую помощь;
- обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью и т.д.
Инициативный аудит помогает понять правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, отражения учетных операций, при необходимости, принять меры по оптимизации бухгалтерской службы компании.
При продаже бизнеса инициативный аудит организации дает информацию об активах и текущих обязательствах компании, выручке и расходах, дебиторской и кредиторской задолженности и других финансовых показателях, необходимых для оценки рисков и объективной стоимости компании.
ПРОСТО АУДИТ!
Как проводится инициативный аудит
Инициативная проверка компании может охватывать:
- всю бухгалтерскую, налоговую или финансовую отчетность;
- ее отдельные направления, например, налогооблагаемую базу по прибыли, НДС, дебиторскую или кредиторскую задолженность, чистые активы компании, краткосрочные или долгосрочные обязательства, нераспределенную прибыль, определенные группы расходов, расчеты с контрагентами, приходные и расходные кассовые операции и др.
Перечень подлежащих проверке участков учета зависит от масштабов компании и того, какие статьи баланса, регистры налогового учета и документы финансовой отчетности в большей степени нуждаются в проверке и подтверждении.
Инициативный аудит налогов (налоговый аудит) как аналог выездной налоговой проверки наиболее актуален в сегодняшнее время. При этом специалисты-аудиторы анализируют и контролируют правильность определения налоговой базы, расчета налогов и налоговую отчетность компании, помогают оптимизировать налогооблагаемую базу.
Инициативная проверка проводится:
- сплошным способом — изучение и анализ всех совершенных операций, отраженных в первичных документах и отчетах и правильности их отражения в бухгалтерском и налоговом учете;
Этот способ проверки весьма трудоемок и применяется, как правило, на тех участках деятельности компании, которые связанны с движением денежных средств, основных средств и других активов и пассивов организации в соответствии с заданием, указанным в программе инициативного аудита.
- выборочным способом — проверка содержания части операций (как правило, наиболее крупных по стоимости), отраженных в первичных документах и отчетах определенного периода.
Выборочный способ позволяет делать вывод о качестве учета компании в целом, однако существует риск пропустить ошибки. Поэтому на практике компании чаще заказывают услугу инициативного аудита сплошным способом, несмотря на его трудоемкость и, как следствие, более высокую стоимость.
В процессе проведения инициативного аудита организации специалисты-аудиторы выполняют следующие работы:
- анализ системы внутреннего контроля компании;
- анализ ее учетной политики;
- анализ корректности отображения операций в учете;
- анализ ведения налогового учета, заполнения налоговых регистров, расчетов и деклараций;
- анализ расчетов с бюджетом и контрагентами;
- анализ стоимости активов компании;
- анализ специфических операций;
- др. расширенные проверки, требуемые по техническому заданию.
По итогам проверки инициатор аудита вправе получить отчет о выявленных нарушениях с рекомендациями по их исправлению, а также аудиторское заключение. Требования к этому документу при проведении инициативного аудита те же, что и для обязательного.
Аудиторское заключение — документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, который содержит выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №
Ведущий аудитор
для выездной
проверки
Порядок проведения инициативного аудита компании
Поскольку порядок проведения инициативного аудита (аудита «по желанию») не выделен законодательством РФ в отдельную процедуру, к его проведению могут применяться те же положения, что и к обязательному аудиту.
Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 30.12.2008 №
Преимуществом инициативного аудита является свобода в выборе времени и сроков проверки, формы проверки, объектов проверки и аудиторской организации.
Порядок проведения инициативного аудита содержит следующие обязательные процедуры:
- предварительное планирование — знакомство с проверяемой компанией (по предоставленным документам и информации из открытых источников), определение объема и видов работ, разработка задач проверки, определение стоимости услуг аудита, подписание договора;
- составление плана проверки, включающего последовательность и характер работ, разработка программы проверки — учитывая систему внутреннего контроля компании;
- непосредственно проверка — сбор информации и анализ показателей бухгалтерской, налоговой и финансовой отчетности, проверка ее на соответствие нормам и стандартам законодательства с распределением обязанностей между специалистами-аудиторами по утвержденной программе;
- составление отчета (экспертного заключения) — документа, содержащего полные данные обо всех обнаруженных в ходе проведения инициативного аудита нарушениях, отклонениях, пропусках, ошибках и недостатках, налоговых рисках, а также выводы и рекомендации аудиторов по их устранению и уменьшению;
- выдача отчета (заключения) заказчику — официальная оценка достоверности проверяемой в ходе аудита информации, представленной в бухгалтерской, налоговой или финансовой отчетности компании.
Представленные рекомендации специалистов-аудиторов по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, отклонений, ошибок и недостатков могут послужить поводом дальнейшего сотрудничества компании-заказчика с аудиторской организацией в виде дополнительных услуг, связанных с исполнением данных рекомендаций.
Объекты проверки в рамках инициативного аудита нашей аудиторской организацией
Привлечение квалифицированных специалистов — аудиторов, экспертов по налогообложению, трудовому праву и юристов компании «Правовест Аудит» поможет выявить слабые места в системе внутреннего контроля и учета, внести необходимые корректировки, минимизировать риски штрафов налоговых и проверяющих органов с возможностью заранее подготовиться к их визиту.
Некоторый перечень объектов анализа и оценки при проведении инициативного аудита, предлагаемый нашей компанией:
- анализ учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета;
- корректность перехода и применения новых ФСБУ;
- проверка правильности формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- проверка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности регистрам бухгалтерского учета, включая аналитические счета второго порядка;
- анализ правильности формирования показателей налоговой отчетности, выявление налоговых рисков и резервов;
- проверка соответствия данных налоговой отчетности и аналитических регистров налогового учета;
- проверка корректности формирования налогооблагаемой базы;
- проверка наличия необходимых первичных документов;
- проверка полноты занесения информации о фактах хозяйственной деятельности в регистры бухгалтерского и налогового учета;
- проверка правильности формирования первичных документов для целей бухгалтерского и налогового учета (проверка бухгалтерского и налогового «качества» первичной документации);
- проверка правильности формирования бухгалтерских документов и записей (проводок), исходя из требований законодательства и содержания хозяйственных операций;
- проверка корректного понимания и классификации отдельных хозяйственных операций для целей налогового учета на предмет правильного понимания бухгалтером предприятия отдельных операций (их классификацию) в соответствии с действующим законодательством РФ;
- проверка оформления кадровых документов;
- проверка оформления результатов инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.