Инспекции должны определять действительные налоговые обязательства компаний

14 октября 2022

Письмо ФНС от 10.10.2022 № БВ-4-7/13450@

ФНС указала, что выявление в ходе проверки факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (ННВ) не предполагает определения его налоговой обязанности в более высоком размере. Налоговые органы не освобождаются от обязанности в рамках контрольных процедур принимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства налогоплательщика.

Отметим некоторые важные для практики выводы ФНС, которые должны учитывать инспекции:

  • налогоплательщик, использующий формальный документооборот с участием «технических» компаний, вправе учесть фактически понесенные расходы при исчислении налога на прибыль в случае предоставления им (наличия у налогового органа) сведений и документов, позволяющих вывести фактически совершенные хозяйственные операции из не облагаемого налогами оборота;
  • если в цепочку поставки товаров включены «технические» компании, и в распоряжении налогового органа имеются сведения и доказательства, в т.ч. раскрытые налогоплательщиком-покупателем, которые позволяют установить «фактического исполнителя», то ННВ покупателя может быть признана та часть расходов, учтенных при исчислении налога на прибыль и примененных им налоговых вычетов по НДС, которая приходится на наценку, добавленную «техническими» компаниями;
  • раскрытие налогоплательщиком после окончания налоговой проверки реального контрагента посредством подачи «уточненки» за уже проверенный период, совершенное после вступления в силу решения по результатам проверки, не допускает формального подхода со стороны как судов, так и налогового органа и влечет необходимость оценки доводов налогоплательщика о раскрытии им реального контрагента;
  • если суд принял дополнительные доказательства, которые представил налогоплательщик и раскрывают, по его мнению, реального контрагента, налоговому органу необходимо исключить формальную позицию по делу и оценить относимость, допустимость, достоверность каждого вновь представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности;
  • доначисление налогов должно быть произведено так, как если бы договоры были напрямую заключены между налогоплательщиком и реальными исполнителями.

26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх