Постановление 19 ААС от 19.04.2023 года по делу № А36-7056/2022
В отношении общества проводилась выездная налоговая проверка и при рассмотрении материалов проверки, а также возражений налогоплательщика было принято решение о назначении допмероприятий. В рамках данных мероприятий налогового контроля инспекция истребовала у общества ряд документов, в т.ч. карточки счетов бухгалтерского учета.
В ответ на требование налогоплательщик представил пояснение, в котором сообщил об отказе в предоставлении документов, поскольку они неправомерно истребованы в рамках дополнительных мероприятий и не имеют отношения к нарушениям, выявленным в ходе проверки и к исчислению налогов. Инспекция оштрафовала общество за непредставление части документов, а именно за непредставление карточек счетов 10, 20, 25, 26, 60, 90, 91 за 3 года (п.1 ст. 126 НК РФ).
Общество попыталось обжаловать решение инспекции в вышестоящий налоговый орган, но безуспешно. Далее спор продолжился в суде.
Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика, признав решение инспекции незаконным, а вот суд апелляционной инстанции поддержал налоговый орган, указав следующее:
- статья 93 НК РФ не содержит каких-либо исключений относительно состава документов и информации (перечень не конкретизирован), а также ограничений полномочий налогового органа, проводящего налоговую проверку;
- законодательство о налогах и сборах не содержит перечня документов, которые налогоплательщик обязан вести в целях налогового учета. Однако положения пп. 6 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 93 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, а у налогового органа имеется право проверить регистры бухгалтерского и налогового учета;
- в НК РФ отсутствует исчерпывающий перечень документов и регистров, из которых формируется объект налогообложения. На правильность формирования объекта налогообложения по конкретному налогу могут влиять косвенные обстоятельства, в т.ч. касающиеся возможного получения необоснованной налоговой выгоды;
- налогоплательщик не вправе оценивать относимость истребуемых документов к контрольным мероприятиям налогового органа, поскольку такая оценка находится в компетенции самого налогового органа, осуществляющего контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов;
- истребованию подлежат не только документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, но и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (п. 1 ст. 31 НК РФ);
- вывод о возможности истребования налоговым органом карточек бухгалтерских счетов подтверждается правовой позицией, изложенной в определениях ВС РФ (например, от 12.01.2021 года № 306-ЭС20-21310 по делу № А12-43960/2019, от 27.03.2018 года № 305-КГ18-1829 по делу № А40- 67536/2017).
В данном деле точка еще не поставлена, явно будет кассация, поэтому ждем выводы вышестоящего суда. Следует отметить, что судебная практика по данному вопросу противоречива, но достаточно часто суды приходят к выводу, что налоговый орган вправе запрашивать у налогоплательщика оборотно-сальдовые ведомости и карточки бухучета в рамках ст. 93 НК РФ (например, Постановление АС МО от 07.04.2022 года по делу № А40-118345/2021).
ПРОСТО АУДИТ!