Исправляем ошибки в учете: вопросы – ответы для бухгалтера

21 июля 2014
В июне компания «Правовест Аудит» проводила круглый стол для своих клиентов на тему «Ошибки в учете: выявляем и исправляем». В ходе обсуждения были затронуты вопросы постановки внутреннего контроля в организациях, правила документооборота, распределение обязанностей. Программа круглого стола включала также практикум по исправлению ошибок прошлых лет в бухучете с ретроспективным пересчетом

В завершении встречи лектор и ведущий круглого стола Тюрина Елена Викторовна – ведущий аудитор «ПРАВОВЕСТ Аудит», член НП «Московская аудиторская палата», ответила на многочисленные вопросы участников.

Некоторые, наиболее актуальные из них, мы представляем Вашему вниманию.


1. Обязательно составлять акт сверки с контрагентами при инвентаризации обязательств?

При инвентаризации организации нужно убедиться, что отраженная в бухучете дебиторская и кредиторская задолженность достоверна. В действующем законодательстве не упоминается об обязательном составлении актов сверки с контрагентами.

Однако это не значит, что от их составления можно вообще отказаться. Сверка помогает выявить допущенные ошибки, поэтому ее проводить необходимо.

2. Можно ли отразить изменения в учете, руководствуясь актом сверки?

Акт сверки не является первичным документом. Дело в том, что первичными учетными документами оформляются факты хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). К последним относятся сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).

В этом смысле составление акта сверки не является ни сделкой, ни операцией, ни событием, поэтому к "первичке" акт сверки не относится, на основании него не могут быть сделаны записи в бухучете организации.

3. Можно ли прописать в учетной политике, что резерв сомнительных долгов не создается?

Положение учетной политики о том, что резерв по сомнительным долгам не создается, противоречит законодательству о бухучете (п. 70 Положения по ведению бухучета, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

4. Как формируется данный резерв?

В состав резерва по сомнительным долгам включается любая необеспеченная задолженность, как просроченная, так и непросроченная, причем не только за реализованные товары, работы и услуги, но и по перечисленным авансам.

Процентные займы в силу ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» являются финансовыми вложениями, поэтому в отношении них создается не резерв по сомнительным долгам, а резерв под обесценение. Резерв не создается в отношении тех долгов (даже просроченных), в отношении которых у организации существует уверенность в том, что они будут погашены.

Порядок оценки платежеспособности должников и вероятности погашения дебиторских задолженностей должен быть закреплен в учетной политике организации (отдельном положении, являющемся приложением к ней).

Начисление резерва отражается проводкой Дебет 91-2 Кредит 63. Причем в пассиве баланса кредитовое сальдо по счету 63 не отражается, оно уменьшает числящуюся на счетах сумму дебиторской задолженности (то есть дебиторка отражается в балансе за вычетом суммы резерва по сомнительным долгам). В налоговом учете сумма резерва по сомнительным долгам определяется на основании статьи 266 НК.

5. Как правильно отразить списание резерва сомнительных долгов в конце года?

Величина резерва по сомнительным долгам - оценочное значение (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»). В пункте 70 Приказа N 34н указано, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Это означает, что в новом отчетном году резерв должен быть сформирован заново. Вместе с тем ПБУ 21/2008 не предусматривает такого порядка. Оно напротив обязывает отражать в учете лишь изменение оценочного значения, а не восстановление неизрасходованного резерва в конце года и создание нового резерва в следующем году.

В условиях такой неоднозначности, исходя из принципа рациональности, считаем целесообразным проводить только корректировку сформированного резерва (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Такой вариант работы с резервом позволит не завышать величину прочих доходов и расходов (не будет дополнительных оборотов по дебету и кредиту счета 91).

В противном случае при заполнении отчета о финансовых результатах эти дополнительные суммы необходимо исключить.

6. Как проверить добросовестность контрагента?

Минфин и ФНС не раз разъясняли о важности проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (Письма Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177, от 06.07.2009 N 03-02-07/1-340, от 31.12.2008 N 03-02-07/2-231; ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84).

На деле нередко оказывается, что поводом предъявить вам претензии является не ваша неосмотрительность, а недобросовестность вашего контрагента. То есть если, например, ваш контрагент не сдает отчетность и не платит налоги, то претензии вам предъявят независимо от того, насколько тщательно вы его проверили и какие документы собрали.

Если претензий к контрагенту нет, то изучать, проявили ли вы должную осмотрительность, налоговики не будут.

Учитывая мнение контролирующих органов и судебную практику, основные направления проверки контрагента и способы ее проведения включают:

  1. Проверку: является ли ваш контрагент действующим налогоплательщиком.

    Для этого смотрим сведения из ЕГРЮЛ с сайта ФНС, либо получаем выписку из ЕГРЮЛ, либо запрашиваем копию свидетельства о регистрации и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
  2. Проверку полномочий лиц, подписывающих документы от имени вашего контрагента.

    Можно воспользоваться выпиской из ЕГРЮЛ, которая содержит сведения о руководителе организации, либо запросить у контрагента копии решений и приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера. Если документы от имени контрагента подписывает уполномоченный представитель, то попросите у него доверенность.

    ФНС также рекомендует с помощью ее официального сайта проверять (Письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84):
  • не входит ли контрагент в число недействующих юридических лиц, в отношении которых налоговые органы приняли решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
  • не является ли директор контрагента дисквалифицированным лицом.

7.    Какие еще документы можно запросить, проявляя осмотрительность?

Если работы (услуги), которые оказывает вам контрагент, лицензируются или вы закупаете какие-либо товары, продажа которых без лицензии невозможна, то будет нелишним взять у контрагента копию лицензии. Тем самым вы удостоверитесь в реальной возможности контрагента исполнить условия договора (письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84).

Данные налоговых деклараций являются налоговой тайной, и вы не вправе требовать их от вашего контрагента (пп. 13 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 102 НК РФ). Но даже если он их вам предоставит, сведения, отраженные в декларации, не могут свидетельствовать о благонадежности контрагента. Так же, кстати, как и данные бухгалтерской отчетности.

Поэтому лучше сделать запрос в налоговую, в котором указать:

  • цель запроса - получение сведений о нарушениях налогового законодательства, допущенных контрагентом;
  • основание запроса - п. 1 ст. 102 НК РФ, ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ.

Если налоговики вам ответят, это станет дополнительным доказательством вашей осмотрительности. Если ответа не последует, сам факт обращения уже доказывает, что вы проявляли осмотрительность.

Кроме того, желательно иметь документы, подтверждающие наличие у контрагента необходимых ресурсов и соответствующего опыта. Под необходимыми ресурсами подразумевается наличие производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала.

Процедуру проверки контрагентов и критерий их разделения на группы лучше закрепить внутренним регламентом (элемент системы внутреннего контроля).

И помните: в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности (Определение КС России от 25.07.2001 N 138-О). То есть налоговые органы не вправе истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на вас дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. Налоговики должны доказать, что вы халатно отнеслись к выбору партнера или намеренно сотрудничали с недобросовестным контрагентом (п. 10 Постановления Пленума ВАС России от 12.10.2006 N 53).

8. Кто обеспечивает внутренний контроль в организации?

В 2013 году впервые в системе организации бухгалтерского учета компании появилось понятие внутреннего контроля. Ему посвящена отдельная статья 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Предприятие обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Если бухгалтерская (финансовая) отчетность юрлица подлежит обязательному аудиту, оно обязано организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухучета на себя). Критерии для обязательного аудита закреплены в статье 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В целях регулирования вопросов организации внутреннего контроля Минфин выпустил Информацию N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

На практике может быть несколько вариантов структуры самой службы внутреннего контроля. Может быть организовано отдельное структурное подразделение или выделено должностное лицо для выполнения процедур внутреннего контроля.

Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально-нормативном документе – например, в положении или внутренней процедуре. Также обязанности по осуществлению функций внутреннего контролера должны быть указаны в трудовых договорах и должностных инструкциях работников.

Cотрудники службы внутреннего контроля должны обладать обширными знаниями и хорошо ориентироваться в бухгалтерском, налоговом, гражданском и трудовом законодательствах. Они должны постоянно поддерживать высокий уровень своих профессиональных знаний и умений. И это тоже должна учитывать компания при организации работы сотрудников службы внутреннего контроля.

Есть и другая возможность – заключить соответствующий договор с контрагентом, который специализируется на оказании услуг внутреннего контроля. Вполне вероятно, что с учетом новых требований аутсорсинговые компании будут предлагать услугу по внутреннему контролю. Какие это будут функции, и в каком объеме они могут осуществляться, определяет договор оказания услуги между контрагентами.

Ведущие аудиторы компании «Правовест Аудит»
Елена В. Тюрина и Ирина Б. Остафий

Приглашаем стать участниками очередного круглого стола компании «Правовест Аудит».

Мы всегда готовы оказать реальную помощь бухгалтеру и руководителю, ответить на вопросы, обсудить хозяйственные ситуации, помочь в выборе оптимального решения.

«Правовоест Аудит» оказывает аудиторские и консалтинговые услуги высшего качества.

Искренне Ваш,
«Правовест Аудит»

звоните: (495) 134-32-23 (многоканальный);
пишите: info@pravovest-audit.ru

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

Услуги от «ПРАВОВЕСТ Аудит» – это снижение рисков и укрепление бизнеса

17 мая
11:00
Проблемные контрагенты: что учесть на практике
Открытый вебинар
Записаться
Наверх