с 28 ноября 2025 года
Расчет пени «по-старому»
(п. 5.1 ст. 75 НК РФ)
Порядок расчета пени, действующий в 2025 году, продлен на 2026 год. То есть продолжит действовать специальный порядок расчета пеней, действующий в 2025 году:
- в течение первых 30 календарных дней просрочки — исходя из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ;
- начиная с 31-го дня просрочки по 90-й день — исходя из 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ;
- начиная с 91-го дня просрочки — снова из 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. Ранее планировалось, что этот порядок будет отменен с 01.01.2026 года, но его применение продлили и на 2026 год.
с 1 января 2026 года
1. Ошибки прошлых лет
(п. 1 ст. 54 НК РФ)
Ошибки прошлых лет, приведшие к излишней уплате налога, нельзя учитывать в текущем налоговом периоде при изменении налоговой ставки в сторону повышения.
Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. Но статьей 54 НК РФ с 01.01.2026 г. предусмотрено исключение из этого правила в случае, «если размеры налоговых ставок по соответствующему налогу, действующие в налоговом (отчетном) периоде, в котором выявлены ошибки (искажения), превышают размеры налоговых ставок по соответствующему налогу, действовавшие в налоговом (отчетном) периоде, к которому относятся указанные ошибки (искажения)».
Т.е. если ошибка привела к излишней уплате налога в периоде, когда ставка налога была меньше, чем в периоде ее обнаружения, исправить ошибку можно только через уточненную декларацию.
2. Возмещение ущерба в рамках УК РФ
(п.10 ст. 78, п.10 ст. 79 НК РФ)
Поправки касаются операций с суммами, поступившими на ЕНС в счет погашения ущерба, причиненного бюджету в результате преступлений, связанных с неуплатой налогов (ст. 198-199.2 УК РФ). Такие суммы не подлежат зачету и возврату.
3. Экстерриториальность «камералок»
(п. 1 ст. 88 НК РФ)
НК РФ дополнен возможностью проведения камеральной проверки представленной налоговой отчетности не только тем налоговым органом, в который налогоплательщик ее представляет, но и иным налоговым органом, уполномоченным ФНС (даже из другого субъекта РФ).
Если камеральная проверка проводится «чужой» инспекцией (уполномоченным налоговым органом), налогоплательщику сообщат об этом в течение не позднее 5 рабочих дней (пп.6 ст.6.1 НК РФ) по почте заказным письмом либо в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО, через личный кабинет налогоплательщика или личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг.
В такой ситуации налогоплательщик может представлять документы (информацию, сведения, пояснения) как в свою инспекцию, так и в уполномоченный налоговый орган, проводящий «камералку».
Форма и формат уведомления о проведении такой камеральной проверки будут утверждены ФНС.
Напомним, что сейчас экстерриториальность применяется для перераспределения нагрузки при проведении столичных выездных проверок (в Москве и Санкт-Петербурге), путем привлечения инспекций из других регионов РФ.
Налоговый контроль продолжает совершенствоваться, в т.ч. убирая риск субъективного подхода к контролю. Экстерриториальность в камеральном контроле продолжение цифровизации и усилением налогового администрирования, а это требует от налогоплательщиков своевременного диагностирования (т.е. выявления налоговых ошибок и упущений) для снижения рисков доначислений и финансовых потерь.
4. Период выездной налоговой проверки
(п.4 ст.89 НК РФ)
Уточнено, что в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, а также налоговые периоды года, в котором вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, завершившиеся до даты вынесения такого решения.
Итак, период выездной проверки может включать 3 календарных года, предшествующих году принятия решения о проверке, и налоговые периоды текущего года, которые завершились до даты этого решения.
Пример. Часто решение о назначении выездной проверки выносятся в конце года. Так, проверка, назначенная в декабре 2026 года, может охватить 2023-2025 годы полностью и налоговые периоды, завершившиеся в ноябре 2026 года.
Новое правило на практике применимо к налогам с налоговым периодом менее года (например, НДС) и не затрагивает налоги с годовым налоговым периодом (например, налог на прибыль, НДФЛ, УСН).
5. Электронное взаимодействие при допросах
(ст. 90 НК РФ)
Статья 90 НК РФ дополнена новым абзацем согласно которому, уведомление о вызове для дачи показаний может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Итак, с 2026 года вызов свидетеля на допрос может быть осуществлен налоговым органом в электронной форме (ТКС, через личный кабинет налогоплательщика, через Госуслуги). Сейчас такая возможность НК РФ не предусмотрена.
6. Выемка и осмотр в допмероприятиях
(подп. 3 п. 1 ст. 31, ст. 91, 92, 94 НК РФ)
Новеллы расширяют возможности налоговых органов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Напомним, что такие допмероприятия назначаются, если при рассмотрении материалов проверки (акта, возражений налогоплательщика) выявляется недостаточность данных, доказательств для принятия итогового решения. Сейчас в рамках допмероприятий могут быть истребованы документы, проведены допрос свидетеля, экспертиза (п. 6 ст. 101 НК РФ).
С 2026 года перечень возможных действий при допмероприятиях дополнен осмотром территорий, помещений, предметов и документов, а также выемкой документов и предметов.
Уточнено, что для допуска на территорию налогоплательщика в рамках допмероприятий, должностные лица налогового органа должны предъявить служебные удостоверения и решение о назначении допмероприятий.
Отметим, что допмероприятия могут назначаться как при рассмотрении материалов выездной, так и камеральной налоговой проверки. Следовательно, полномочий у инспекций станет больше. Так, фактически появляется законное право «повторного» доступа на территорию налогоплательщика после завершения выездной проверки для осмотра и выемки в целях уточнения фактов, отраженных в акте проверки и с учетом доводов и возражений налогоплательщика.
с 1 августа 2026 года
Налоговая тайна
(п.16 ст. 102 НК РФ)
С 1 августа 2026 г. положения ст. 102 НК РФ в части запрета на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, ответственности за разглашение таких сведений распространятся и на документы (сведения), размещенные в личном кабинете на едином портале государственных и муниципальных услуг, а также на документы (сведения), передаваемые налоговым органом в указанный личный кабинет (новый п.16 ст.102 НК РФ, ч.7 ст.25 425-ФЗ).
с 1 сентября 2026 года
1. Изменения в порядке обжалования
(ст. 140 НК РФ)
Внесены изменения в порядок обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц. С 1 сентября 2026 года эти акты могут быть обжалованы не только в вышестоящий налоговый орган, но и налоговый орган, уполномоченный ФНС России, по рассмотрению жалоб (апелляционных жалоб).
Жалобы (апелляционные жалобы) будут рассматриваться руководителем (заместителем руководителя) и (или) иным должностным лицом налогового органа, уполномоченным на рассмотрение жалоб (апелляционных жалоб) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее в настоящей статье — уполномоченное должностное лицо) (новый п.1.1 ст.140 НК РФ, ч.8 ст.25 425-ФЗ).
Итак, с 2026 года расширены возможности рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщика как по кругу самих налоговых органов (появилась экстерриториальность — налоговый орган, наделенный соответствующими полномочиями), так и по кругу должностных лиц налогового органа — кроме руководителя и его заместителя жалобы могут рассматриваться иными должностными лицами налогового органа, которому предоставлены полномочия рассматривать жалобы.
Предполагается, что нововведения должны повысить качество, объективность и скорость рассмотрения жалоб.
Кстати, жалобы также будут подаваться через тот налоговый орган, чьи акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц обжалуются.
2. Взыскание госпошлины по решению суда
(пп. 12 п. 5 ст. 11.3 НК РФ)
Меняется порядок отражения госпошлины, взыскиваемой по решению суда. Сейчас задолженность появляется на ЕНС со дня выдачи судом соответствующего исполнительного документа. С 01.09.2026 года сумма взыскиваемой госпошлины отразится на ЕНС:
- со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;
- или со дня, следующего за днем истечения трехмесячного срока со дня вступления в силу решения суда (если плательщик — бюджетное, казенное или автономное учреждение (которое является ответчиком) и принято решение не в его пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины);
- или со дня выдачи судом исполнительного документа.
3. Отсрочка и рассрочка по уплате налога
(ст. 62, ст. 64 НК РФ)
Отражение на ЕНС. С 01.09.2026 года основанием для формирования налоговой обязанности на ЕНС будут также решения налоговых органов о прекращении предоставленной ранее отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (сборов, страховых взносов), если налогоплательщик нарушил ее условия.
Справки банков. Предусмотрено, что претенденту на отсрочку или рассрочку не нужно собирать справки из всех банков о ежемесячных оборотах и остатках на счетах (п.4 ст.64 НК РФ в ред. с 01.09.2026). Т.е. с 01.09.2026 года налогоплательщику не должны отказывать в рассмотрении заявления только из-за того, что к заявлению не приложены документы о счете в банке, который им не используется.
Банковская гарантия. Отменяется требование о предоставлении обеспечения исключительно в виде банковской гарантии, когда рассрочка запрашивается в связи с доначислениями при налоговой проверке. В качестве обеспечения можно будет предлагать еще и залог имущества, поручительство (п. 6 ст. 64 НК РФ). Заявление о рассрочке в такой ситуации следует подавать после вынесения решения по проверке, а положительное решение о предоставлении рассрочки начнет действовать только после того, как решение по проверке вступит в силу.
Ограничения и запреты. Появится запрет на получение отсрочек/рассрочек, если в отношении лиц, ответственных (в т. ч. ранее) за ведение ее финансово-экономической деятельности, налогового и (или) бухучета, возбуждено уголовное дело по признакам налогового преступления. Сейчас существует аналогичный запрет, но только если уголовному преследованию подвергается законный представитель (в т. ч. бывший) компании (пп. 1 п. 1 ст. 62 НК РФ).
4. Инвестиционный налоговый кредит
(ст. 66 НК РФ)
С 01.09.2026 года предусмотрено увеличение максимально возможного срока инвестиционного налогового кредита с 5 до 10 лет. Минимальный срок кредита остался неизменным — 1 год (п. 1 ст. 66 НК РФ).
5.Использование ЕНС на уплату налогов других лиц
(п. 1 ст. 79 НК РФ).
Обновленная ст. 79 НК РФ будет содержать правило, согласно которому суммы, перечисленные в порядке зачета на ЕНС другого лица в отсутствие у него обязанности по уплате налогов, возврату не подлежат. Если такая оплата проходила не в порядке зачета, а путем прямого перечисления денег на ЕНС третьего лица — деньги будут возвращены непосредственно плательщику на тот счет, с которого они поступили.
6. Отказ от учета в одной инспекции
(ст. 83, 84 НК РФ)
Сейчас организации (включая иностранные), имеющие несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, вправе встать на учет по месту нахождения одного из обособленных подразделений, выбранном организацией самостоятельно. Для этого российская организация должна представить уведомление о выборе налогового органа в инспекцию по месту своего нахождения, а иностранная организация — в любой выбранный ею налоговый орган.
Кстати, аналогичный порядок постановки на учет вправе применять организации, имеющие несколько обособленных подразделений в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Нововведения предусматривают, что организации вправе отказаться от этого порядка, представив в налоговый орган уведомление об отказе от выбранного налогового органа. Если уведомление об отказе организация направит по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, то уведомление о снятии с учета налоговый орган в общем случае также направит организации по ТКС или через личный кабинет.
7. Обеспечительные меры на транспорт
(пп.1 п.10 ст. 101 НК РФ)
Если по итогам рассмотрения материалов проверки принимается решение о доначислении, налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, направленные на сохранение имущества налогоплательщика, за счет которого в дальнейшем можно будет взыскать суммы выявленных проверкой налогов, пеней и штрафов, налоговый орган может при определенных обстоятельствах установить запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества.
Нововведения уточняют, что если в качестве обеспечения установлен запрет на отчуждение (передачу в залог) транспортных средств, то в отношении них не могут совершаться никакие регистрационные действия. Т.е. у налогоплательщика не получится при наличии обеспечения снять такие транспортные средства с учета, перерегистрировать и пр.
8. Способы подачи возражений
(п. 6 ст. 100 НК РФ)
Нововведение связано с внедрением электронного взаимодействия с налоговым органом. С 01.09.2026 года на законодательном уровне уточнены способы подачи письменных возражений, которые налогоплательщик вправе представить по акту проверки в течение одного месяца со дня его получения. Подать письменные возражения можно: лично, по почте заказным письмом, по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика или через Госуслуги. Сейчас НК РФ не предусматривает «электронные» способы подачи возражений.
9. Рассмотрение материалов проверок
(п.2 ст. 101, п.7 ст. 101.4 НК РФ)
10. Ограничения в снижении штрафов
(п. 3 ст. 114 НК РФ)
С 01.09.2026 года при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза и не более чем в 10 раз по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. Т.е. установлен «верхний предел» для снижения налоговых штрафов.
Причем, налоговый орган, рассматривающий дело, при определении размера штрафа будет учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, с учетом особенностей, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Итак, при наличии смягчающий ответственность обстоятельств, налоговый штраф будет уменьшен не более чем в 10 раз (сейчас «верхнего потолка» для снижения штрафов нет).
Причем инспекции будут учитывать «особенности» снижения штрафов, которые определит ФНС.
Как видим, изменений в части налогового администрирования немало и многие из них ярко демонстрируют активную цифровизацию и усиление налогового контроля. А это значит, что важно вовремя проводить профилактику налоговых рисков для защиты бизнеса и себя от финансовых потерь. с фокусом на налоги и страховкой от налоговых рисков — прекрасно справляется с этой задачей.