Проведение налогового аудита позволяет убедиться в корректности налогового учета, а также выявить потенциальные риски. Сегодня поговорим про одну ошибочную практику, которую аудиторы обнаруживают снова и снова в разных компаниях: от «стартапов» до крупных корпораций, и предложим способы ее предотвращения в будущем.
Расходы на премии: когда без “бумажек” не обойтись
Многие предприятия допускают ошибку, полагая, что для налогового учета расходов на премии достаточно иметь лишь приказ генерального директора. Это распространенное заблуждение и такой подход чреват налоговыми рисками.
Обратите особое внимание на премии топ-менеджмента. Из-за значительных сумм этих премий и потенциальных сложностей в их обосновании, они часто становятся предметом подробного рассмотрения со стороны налоговых органов.
Для того чтобы премия могла быть учтена в «налоговых» расходах, требуется не только формальное оформление, но и четкое экономическое обоснование ее выплаты. В противном случае, есть риск доначисления налога на прибыль, пени и штрафа.
Формальности, которые нужно соблюсти
Разработайте и утвердите приказом Положение о премировании или иной подобный документ. В нем необходимо установить четкие и прозрачные критерии премирования. Премия должна основываться на конкретных достижениях и показателях, например, таких как процент от продаж или заключение важных сделок.
На практике отсутствие расчетов премий может вызвать претензии налогового органа к обоснованности выплат.
Предусмотрите премиальные выплаты в трудовом договоре (ст. 255 НК). Также рекомендуем сделать отсылку в нем на соответствующую норму Положения о премировании, коллективного договора и др.
Необходимо приложить документы, подтверждающие, что сотрудник действительно выполнил условия для премирования (Письмо ФНС России от 01.04.2011 N КЕ-4- 3/5165). Например, это могут быть служебные записки руководителей подразделений.
Премия должна быть выплачена не за счет чистой прибыли организации, средств специального назначения или целевых поступлений (пп. 1, 22 ст. 270 НК РФ).
Следуя этим рекомендациям компании смогут серьезно сократить возможные налоговые риски при выплате премий своим сотрудникам. Поделимся положительным кейсом, когда компания смогла доказать законность и обоснованность премиальных выплат.
Предприятию было выставлено требование об уплате налога на прибыль в сумме более 4 млн рублей. По мнению инспекции, компания неправомерно включила в расходы 20 млн руб. премии, выплаченной руководству, но не предоставила:
документы, подтверждающие индивидуальные показатели, при достижении которых предусмотрена выплата премий;
расчеты, подтверждающие размер премий;
документы, которые бы доказывали связь между премиальными выплатами и реальными успехами в работе руководителей, а также повышением эффективности деятельности предприятия.
Аудит
все победит
Мы проверим отчетность, покажем риски и найдем финансовые резервы, а так же вы получите страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года
Выплаты были сделаны на основе трудовых договоров, имели стимулирующий характер и входили в систему оплаты труда. Все необходимые документы для обоснования премий у налогоплательщика были:
протокол заседания Совета директоров с решением о выплате премий;
к протоколам приложены материалы с показателями работы руководящего состава: обновили оборудование, получили рост динамики чистой прибыли и т.п.
Налоговый орган не имеет права оценки эффективности деятельности генерального директора. Право на начисление премий и оценку деятельности руководителя принадлежит исключительно предприятию и его уполномоченным органам. Поэтому нет необходимости доказывать эффективность деятельности руководителя перед налоговым органом.
Постановление АС Поволжского округа от 19.06.2020 № Ф06-60980/2020
Этот кейс демонстрирует, что налоговый орган уделяет особое внимание экономической обоснованности сумм премий.
Без экономической обоснованности никуда
Важно понимать, что налоговики ориентируются не только на формальные документы, но и на их содержание. Расходы на выплату премий должны быть экономически обоснованны (п. 1 ст. 252 НК РФ) и направлены на получение дохода. Расчет премии должен учитывать адекватность ее размера к окладу сотрудника и финансовому состоянию компании.
Приведем здесь кейс, который подтверждает, что формальное наличие документов без конкретных показателей и экономической обоснованности может привести к серьезным налоговым рискам.
По решению ген.директора компании выплачивались значительные единоразовые премии руководящему составу. При стандартном окладе сотрудника 8-12 тыс. руб., его премия составляла более 21 млн руб. Налоговый орган нашел несоответствие и доначислил налоги, пени и штрафы в сумме более 16 млн руб.
Компания обратилась в суд, который поддержал инспекцию. Кроме прочего суд отметил:
Размер премии в 350-400 раз превышает оклад сотрудника.
Компания показывала отрицательные финансовые результаты на протяжении 2 лет, т.е. руководство компанией нельзя назвать успешным, а «гигантский» размер премий — обоснованным.
Постановление АС ДВО от 27.05.2022 года по делу № А59-1863/2021
Налоговый аудит обеспечивает руководителю компании уверенность, что в налоговом учете все соответствует законодательству и налоговые риски минимизированы.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Аудиторы помогут проверить систему внутреннего контроля, разрешить вопросы налогового и бухгалтерского учета любой сложности