Содержание
Действующие СОИДН
В настоящий момент более 80 стран имеют с Россией действующие СОИДН. Из них 39 стран входят в перечень недружественных. В их числе:
- США,
- Великобритания,
- все страны Европейского союза,
- Черногория,
- Австралия,
- Япония,
- Южная Корея,
- Сингапур и ряд других государств.
Применение пониженных ставок налога у источника (освобождений от уплаты налога) в отношении доходов, на которые распространяется действие соглашений об избежании двойного налогообложения с недружественными странами, будет приостановлено с момента издания соответствующего Указа Президента РФ.
Действие указанных СОИДН предлагается приостановить до восстановления нарушенных прав России (до отмены санкций).
Напомним, что СОИДН с Украиной денонсировано и прекратило свое действие с 01.01.2023, а соглашение с Латвией приостановлено с 26.09.2022 г. и прекратит действие с 01.01.2024 года (Информационные сообщения Минфина России от 27.09.2022 г. и от 13.04.2023).
Действие СОИДН позволяет организациям, являющимся налоговыми резидентами одной страны, но получающим доход в другой стране, уплачивать налог с дохода только в одной стране, либо в обеих странах, но по сниженной ставке. При отмене избежания двойного налогообложения ситуация поменяется.
Изменения отразятся не только на иностранных компаниях, зарегистрированных в недружественных странах и ведущих деятельность в России или получающих доходы, облагаемые в РФ, но и на российских организациях, получающих «зарубежные» доходы.
Последствия для российских налогоплательщиков
Налоговые резиденты РФ по общему правилу, могут зачесть налог, который они уплатили (или у них удержали) за границей, в счет уплаты налога на прибыль в РФ (п. 3 ст. 311 НК РФ, Письма Минфина России от 29.04.2022 N 03-08-05/40187, от 29.04.2021 N 03-08- 05/32984). При чем для зачета не требуется наличие СОИДН (Письмо Минфина России от 08.09.2022 N 03-03-06/2/87403).
Исключение составляет налог с дивидендов от иностранных организаций — его можно зачесть в РФ, только если это предусмотрено международным договором (п. 2 ст. 275 НК РФ).
Например, при получении российской организацией дивидендов от компании, являющейся резидентом Финляндской республики, зачет налога, уплаченного с дивидендов в Финляндии, производится в пределах суммы налога, исчисленной по ставке, установленной СОИДН (по ставке 12%, п. 1 ст. 10 Соглашения от 04.05.1996).
В случае отмены соглашения об избежании двойного налогообложения с Финляндской Республикой, российская организация обязана будет уплатить налог с дивидендов на территории Финляндии, но при этом не сможет зачесть его в счет уплаты налога с дивидендов в РФ. Налоговая нагрузка российской организации вырастет как минимум на 12%. Также нельзя будет списать в расходы при расчете налога на прибыль этот незачтенный иностранный налог (Письмо Минфина России от 31.05.2017 N 03-12-11/3/33520).
Таким образом, при приостановлении СОИДН с «недружественными странами» российские организации по-прежнему смогут засчитывать налог, удержанный или уплаченный на территории иностранного государства в счет уплаты российского налога на прибыль. Негативные налоговые последствия коснутся только доходов в виде дивидендов: с них придется уплатить налоги дважды, если законодатели не внесут в НК РФ соответствующие изменения.
Что изменится у налоговых агентов
В настоящее время при действии СОИДН конкретные виды доходов иностранных организаций могут освобождаться от налога на прибыль в РФ или облагаться по пониженным ставкам. Российская организация, как налоговый агент, при выплате таких доходов и при наличии соответствующих документов, не исчисляет и не удерживает налог на прибыль или применяет льготные ставки, предусмотренные СОИДН (п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 307, п. 1 ст. 309 НК РФ).
Соответственно при отмене СОИДН налоговый агент будет удерживать налог по ставкам, предусмотренным НК РФ, то есть налоговая нагрузка на иностранную компанию вырастет.
ПРОСТО АУДИТ!
Например, в соответствии с п. 1 ст. 12 договора (СОИДН) между Российской Федерацией и США от 17.06.1992 доходы от авторских прав и лицензий (роялти), получаемые иностранной организацией, облагаются только в США. Российская организация, выплачивающая доход, не удерживает налог у источника выплаты.
Аналогичный порядок налогообложения применяется и в отношении процентов по долговым обязательствам, выплаченным Российской организацией иностранному юридическому лицу, зарегистрированному в США и не имеющему постоянного представительства в РФ.
В случае отмены СОИДН с США, российская организация, как налоговый агент, будет обязана удержать у компании, резидента США, налог с суммы роялти (процентов) по ставке 20%, и уплатить его в бюджет РФ.
Не исключено, что в такой ситуации лицензиар (займодавец) может увеличить суммы вознаграждения по договору на сумму налога, которую с него придется удержать. Поэтому расходы российской компании — лицензиата (заемщика) могут вырасти на эти 20%.
Также отметим, что в большинстве СОИДН в отношении дивидендов, выплаченных иностранному лицу, являющемся учредителем российской организации, при наличии определенных условий, может применяться пониженная ставка налога на прибыль. Например, согласно Конвенции СОИДН между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики от 13.04.2000, на дивиденды применяется пониженная ставка в размере 5% от общей суммы дивидендов, если лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является организация, которая прямо владеет, по меньшей мере, 10% капитала организации, выплачивающей дивиденды.
В случае отмены СОИДН с Австрией, российская организация обязана применить общую ставку налога с дивидендов в соответствии с Налоговым кодексом РФ (15%).
С одной стороны, увеличение налоговой нагрузки в связи с предстоящим приостановлением СОИДН, затрагивает финансовые интересы «недружественных стран». С другой стороны, российские организации в качестве налоговых агентов, увеличат поступления в бюджет РФ, отдавая приоритет налоговому законодательству Российской Федерации.
А пока СОИДН не приостановлены, налоговым агентам необходимо хорошо разбираться в правилах применения соглашений, контролировать своевременность и полноту пакета документов, представляемых иностранными компаниями в соответствии со ст. 312 НК РФ.
Минимизировать налоговые риски и выявить возможные способы оптимизации налоговых платежей поможет аудит с углубленной проверкой налогового учета и страховкой от налоговых претензий.
для выездной
проверки