Налоговые последствия приостановления соглашений об избежании двойного налогообложения

02 мая 2023

Минфин России и МИД России выступили с предложением к Президенту РФ издать Указ о приостановлении действия соглашений об избежании двойного налогообложения (далее — СОИДН) со всеми странами, которые ввели против России односторонние экономические ограничительные меры.


Как такие меры могут отразиться на российских компаниях, взаимодействующих с «недружественными иностранцами»? Давайте разберемся.


Любовь Щеголева
Эксперт «Правовест Аудит»

Действующие СОИДН

В настоящий момент более 80 стран имеют с Россией действующие СОИДН. Из них 39 стран входят в перечень недружественных. В их числе:

  • США,
  • Великобритания,
  • все страны Европейского союза,
  • Черногория,
  • Австралия,
  • Япония,
  • Южная Корея,
  • Сингапур и ряд других государств.

Применение пониженных ставок налога у источника (освобождений от уплаты налога) в отношении доходов, на которые распространяется действие соглашений об избежании двойного налогообложения с недружественными странами, будет приостановлено с момента издания соответствующего Указа Президента РФ.

Действие указанных СОИДН предлагается приостановить до восстановления нарушенных прав России (до отмены санкций).

Напомним, что СОИДН с Украиной денонсировано и прекратило свое действие с 01.01.2023, а соглашение с Латвией приостановлено с 26.09.2022 г. и прекратит действие с 01.01.2024 года (Информационные сообщения Минфина России от 27.09.2022 г. и от 13.04.2023).

Действие СОИДН позволяет организациям, являющимся налоговыми резидентами одной страны, но получающим доход в другой стране, уплачивать налог с дохода только в одной стране, либо в обеих странах, но по сниженной ставке. При отмене избежания двойного налогообложения ситуация поменяется.

Изменения отразятся не только на иностранных компаниях, зарегистрированных в недружественных странах и ведущих деятельность в России или получающих доходы, облагаемые в РФ, но и на российских организациях, получающих «зарубежные» доходы.

Последствия для российских налогоплательщиков

Налоговые резиденты РФ по общему правилу, могут зачесть налог, который они уплатили (или у них удержали) за границей, в счет уплаты налога на прибыль в РФ (п. 3 ст. 311 НК РФ, Письма Минфина России от 29.04.2022 N 03-08-05/40187, от 29.04.2021 N 03-08- 05/32984). При чем для зачета не требуется наличие СОИДН (Письмо Минфина России от 08.09.2022 N 03-03-06/2/87403).

Исключение составляет налог с дивидендов от иностранных организаций — его можно зачесть в РФ, только если это предусмотрено международным договором (п. 2 ст. 275 НК РФ).

Например, при получении российской организацией дивидендов от компании, являющейся резидентом Финляндской республики, зачет налога, уплаченного с дивидендов в Финляндии, производится в пределах суммы налога, исчисленной по ставке, установленной СОИДН (по ставке 12%, п. 1 ст. 10 Соглашения от 04.05.1996).

В случае отмены соглашения об избежании двойного налогообложения с Финляндской Республикой, российская организация обязана будет уплатить налог с дивидендов на территории Финляндии, но при этом не сможет зачесть его в счет уплаты налога с дивидендов в РФ. Налоговая нагрузка российской организации вырастет как минимум на 12%. Также нельзя будет списать в расходы при расчете налога на прибыль этот незачтенный иностранный налог (Письмо Минфина России от 31.05.2017 N 03-12-11/3/33520).

Таким образом, при приостановлении СОИДН с «недружественными странами» российские организации по-прежнему смогут засчитывать налог, удержанный или уплаченный на территории иностранного государства в счет уплаты российского налога на прибыль. Негативные налоговые последствия коснутся только доходов в виде дивидендов: с них придется уплатить налоги дважды, если законодатели не внесут в НК РФ соответствующие изменения.

Что изменится у налоговых агентов

В настоящее время при действии СОИДН конкретные виды доходов иностранных организаций могут освобождаться от налога на прибыль в РФ или облагаться по пониженным ставкам. Российская организация, как налоговый агент, при выплате таких доходов и при наличии соответствующих документов, не исчисляет и не удерживает налог на прибыль или применяет льготные ставки, предусмотренные СОИДН (п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 307, п. 1 ст. 309 НК РФ).

Соответственно при отмене СОИДН налоговый агент будет удерживать налог по ставкам, предусмотренным НК РФ, то есть налоговая нагрузка на иностранную компанию вырастет.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Рассчитать стоимость аудита

Например, в соответствии с п. 1 ст. 12 договора (СОИДН) между Российской Федерацией и США от 17.06.1992 доходы от авторских прав и лицензий (роялти), получаемые иностранной организацией, облагаются только в США. Российская организация, выплачивающая доход, не удерживает налог у источника выплаты.

Аналогичный порядок налогообложения применяется и в отношении процентов по долговым обязательствам, выплаченным Российской организацией иностранному юридическому лицу, зарегистрированному в США и не имеющему постоянного представительства в РФ.

В случае отмены СОИДН с США, российская организация, как налоговый агент, будет обязана удержать у компании, резидента США, налог с суммы роялти (процентов) по ставке 20%, и уплатить его в бюджет РФ.

Не исключено, что в такой ситуации лицензиар (займодавец) может увеличить суммы вознаграждения по договору на сумму налога, которую с него придется удержать. Поэтому расходы российской компании — лицензиата (заемщика) могут вырасти на эти 20%.

Также отметим, что в большинстве СОИДН в отношении дивидендов, выплаченных иностранному лицу, являющемся учредителем российской организации, при наличии определенных условий, может применяться пониженная ставка налога на прибыль. Например, согласно Конвенции СОИДН между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики от 13.04.2000, на дивиденды применяется пониженная ставка в размере 5% от общей суммы дивидендов, если лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является организация, которая прямо владеет, по меньшей мере, 10% капитала организации, выплачивающей дивиденды.

В случае отмены СОИДН с Австрией, российская организация обязана применить общую ставку налога с дивидендов в соответствии с Налоговым кодексом РФ (15%).

С одной стороны, увеличение налоговой нагрузки в связи с предстоящим приостановлением СОИДН, затрагивает финансовые интересы «недружественных стран». С другой стороны, российские организации в качестве налоговых агентов, увеличат поступления в бюджет РФ, отдавая приоритет налоговому законодательству Российской Федерации.

А пока СОИДН не приостановлены, налоговым агентам необходимо хорошо разбираться в правилах применения соглашений, контролировать своевременность и полноту пакета документов, представляемых иностранными компаниями в соответствии со ст. 312 НК РФ.

Минимизировать налоговые риски и выявить возможные способы оптимизации налоговых платежей поможет аудит с углубленной проверкой налогового учета и страховкой от налоговых претензий.

Не дайте повода
для выездной
проверки
Получите максимум пользы от аудита: проверьте отчетность, устраните риски и найдите финансовые резервы
Узнать стоимость аудита
6 июн
14:30
Влияние новых ФСБУ на формирование себестоимости. Учет затрат в бухгалтерском и налоговом учете
Бизнес-полдник
Записаться