Конспект
Содержание
- Налоговый контроль без иллюзий
- Пополнение бюджета вне рамок проверок, т.е. побуждение компании к доплате налогов
- «Эффект» камеральных проверок
- «Фокус внимания» при выездных проверках
- Персональная ответственность руководителя
- Что нужно сделать уже сейчас, чтобы защитить себя и бизнес?
- Выявить налоговые риски и разобраться, как их устранить
- Выявить законные способы оптимизации налоговых платежей
- Получить подтверждение корректности налогового учета и страховку от налоговых претензий
- Ответы на популярные вопросы про аудит
- Зачем сторонний налоговый аудит, если есть отдел внутреннего аудита «in-house»?
- Есть ли риск, что отчет аудиторов о налоговых рисках станет «актом налоговой проверки»?
- Что такое «страховка от налоговых претензий» и как она работает?
- Что еще можно получить от аудита?
- Комплексная оценка объекта инвестирования
- Контроль сохранности активов и повышение доверия к финансовой службе компании
- Помощь в принятии управленческих решений
Налоговый контроль без иллюзий
Часто звучит «мантра» об общем сокращении количества проверок и снижении риска назначения выездной проверки. Но отчеты ФНС говорят об обратном (данные из отчетов ФНС по ф. 2-НК, март 2023)
Общее количество выездных налоговых проверок организаций выросло на 30% по сравнению с 2021 годом:
Средняя сумма доначислений на 1 результативную выездную проверку организации в 2022 году составила 75 млн руб. по РФ (с учетом пени и штрафов). При этом 96% выездных налоговых проверок организаций стали в 2022 году результативными.
Пополнение бюджета вне рамок проверок, т.е. побуждение компании к доплате налогов
возможно по 2-м сценариям:
- направление компании информационного письма о налоговой «порочности» контрагента, который не платит налоги (чаще НДС) и поэтому надо «уточниться» и доплатить в бюджет недостающие суммы.
- приглашение руководителя компании «на разговор» с руководством инспекции про доплату налога из-за «нерадивого» контрагента и «устрашением» назначить тематическую выездную проверку. И часто назначают, и доначисляют приличные суммы. Поэтому рекомендуем даже добросовестным налогоплательщикам заблаговременно собирать доказательства своей непричастности к «налоговым схемам», чтобы уверенно «противостоять уговорам» инспекции про доплату.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ
при вызове в инспекцию из-за «разрыва по НДС»
- Не игнорировать вызов.
- До явки в инспекцию проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Лучше взять с собой налогового юриста.
- Уточнить в инспекции, чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и/или ваших контрагентов уже собрала инспекция. Только после этого пояснять содержание и нюансы операций с контрагентами.
- Не обещать во время «беседы» подать уточненные декларации и доплатить НДС. Сообщить, что вы поднимете документы по спорным операциям, обсудите ситуацию с собственниками бизнеса, проконсультируетесь с юристами и др.
- После визита в инспекцию — с налоговым юристом оценить ситуацию: есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.
«Эффект» камеральных проверок
Инспекторы при представлении в налоговый орган декларации/расчета:
- ищут ошибки и нестыковки налоговой отчетности с данными инспекции (в т.ч. с АСК НДС, онлайн-кассами и пр.),
- проводят глубокий анализ (с истребованием документов, а если речь идет об НДС — с осмотром помещений) для выявления фактов неуплаты/неполной уплаты налогов,
- предлагают налогоплательщику дать пояснения (документы) по нестыковкам или представить «уточненку» с доначислениями. Если пояснения не удовлетворят инспекторов, доначисления налогов оформляют актом налоговой проверки.
Судебная практика:
- за отсутствие необходимых первичных документов по сделкам с «сомнительными» контрагентами легко можно получить доначисления в 105 млн руб. (Постановление АС СКО от 03.03.2023 года по делу № А63-6040/202);
- досадно, когда приходится платить более 5 млн руб. за ошибку, которую вовремя не заметили.
«Фокус внимания» при выездных проверках
ТОП-3 претензий налоговых органов по необоснованной налоговой выгоде (ст. 54.1 НК РФ):