Конспект
Содержание
- Налоговый контроль без иллюзий
- Количество выездных проверок
- Общий рост налоговых доначислений
- Средняя сумма доначислений на 1 выездную проверку
- Пополнение бюджета вне рамок проверок, т.е. побуждение компании к доплате налогов
- «Эффект» камеральных проверок
- «Фокус внимания» при выездных проверках
- Персональная ответственность руководителя
- Что нужно сделать уже сейчас, чтобы защитить себя и бизнес?
- Выявить налоговые риски и разобраться, как их устранить
- Выявить законные способы оптимизации налоговых платежей
- Получить подтверждение корректности налогового учета и страховку от налоговых претензий
- Ответы на популярные вопросы про аудит
- Зачем сторонний налоговый аудит, если есть отдел внутреннего аудита «in-house»?
- Есть ли риск, что отчет аудиторов о налоговых рисках станет «актом налоговой проверки»?
- Что такое «страховка от налоговых претензий» и как она работает?
- Что еще можно получить от аудита?
- Комплексная оценка объекта инвестирования
- Контроль сохранности активов и повышение доверия к финансовой службе компании
- Помощь в принятии управленческих решений
Налоговый контроль без иллюзий
Количество выездных проверок
Часто звучит «мантра» об общем сокращении количества проверок и снижении риска назначения выездной проверки. Но отчеты ФНС говорят об обратном (данные из отчетов ФНС по ф. 2-НК, количество в шт.):
Реальность — количество выездных проверок в отношении компаний продолжает расти (по РФ +30% в 2022 году по сравнению с 2021 годом).
Общий рост налоговых доначислений
Общая сумма налоговых доначислений по результатам выездных проверок продолжает расти — в 2022 году увеличилась почти в 2 раза по сравнению с 2021 годом (данные из отчетов ФНС по ф. 2-НК, в млрд руб.):
Средняя сумма доначислений на 1 выездную проверку
Доначисления на 1 проверку по РФ в 2022 году составили уже 75 млн руб. (в 2021 — 54 млн руб.), по Москве — 97 млн руб. (в 2021 — 66 млн руб.). Т.е. «средний чек» вырос почти в 1,5 раза (данные из отчетов ФНС по ф. 2-НК, в млн руб.):
Пополнение бюджета вне рамок проверок, т.е. побуждение компании к доплате налогов
возможно по 2-м сценариям:
- направление компании информационного письма о налоговой «порочности» контрагента, который не платит налоги (чаще НДС) и поэтому надо «уточниться» и доплатить в бюджет недостающие суммы.
- приглашение руководителя компании «на разговор» с руководством инспекции про доплату налога из-за «нерадивого» контрагента и «устрашением» назначить тематическую выездную проверку. И часто назначают, и доначисляют приличные суммы. Поэтому рекомендуем даже добросовестным налогоплательщикам заблаговременно собирать доказательства своей непричастности к «налоговым схемам», чтобы уверенно «противостоять уговорам» инспекции про доплату.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ
при вызове в инспекцию из-за «разрыва по НДС»
- Не игнорировать вызов.
- До явки в инспекцию проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Лучше взять с собой налогового юриста.
- Уточнить в инспекции, чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и/или ваших контрагентов уже собрала инспекция. Только после этого пояснять содержание и нюансы операций с контрагентами.
- Не обещать во время «беседы» подать уточненные декларации и доплатить НДС. Сообщить, что вы поднимете документы по спорным операциям, обсудите ситуацию с собственниками бизнеса, проконсультируетесь с юристами и др.
- После визита в инспекцию — с налоговым юристом оценить ситуацию: есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.
«Эффект» камеральных проверок
Инспекторы при представлении в налоговый орган декларации/расчета:
- ищут ошибки и нестыковки налоговой отчетности с данными инспекции (в т.ч. с АСК НДС, онлайн-кассами и пр.),
- проводят глубокий анализ (с истребованием документов, а если речь идет об НДС — с осмотром помещений) для выявления фактов неуплаты/неполной уплаты налогов,
- предлагают налогоплательщику дать пояснения (документы) по нестыковкам или представить «уточненку» с доначислениями. Если пояснения не удовлетворят инспекторов, доначисления налогов оформляют актом налоговой проверки.
Судебная практика:
- за отсутствие необходимых первичных документов по сделкам с «сомнительными» контрагентами легко можно получить доначисления в 105 млн руб. (Постановление АС СКО от 03.03.2023 года по делу № А63-6040/202);
- досадно, когда приходится платить более 5 млн руб. за ошибку, которую вовремя не заметили.
«Фокус внимания» при выездных проверках
ТОП-3 претензий налоговых органов по необоснованной налоговой выгоде (ст. 54.1 НК РФ):