- Постановление АС Уральского округа от 16.08.2024 года по делу № А76-18712/2023.
- Признание недействительными решений налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.
- Суды удовлетворили заявление налогоплательщика.
Ситуация
Компания осуществляла перевозки грузов неспециализированными автотранспортными средствами. Штатных водителей было всего 6 человек. В основном для перевозок привлекались «самозанятые» по договорам ГПХ (в проверенном периоде их было 115).
Инспекторы по итогам «камералок» 6-НДФЛ и РСВ указали на применение компанией налоговой схемы, т.к. посчитала, что фактически «самозанятые» являлись штатными работниками и выполняли перевозки на постоянной основе.
Что не понравилось инспекторам:
- продолжительность действия договоров ГПХ (как правило — 1 год) и их неоднократная пролонгация на новый срок;
- систематичность и одновременный характер выплат, производимых в адрес «самозанятых» исполнителей;
- предоставление компанией собственного автотранспорта для оказания услуг;
- организацию компанией предрейсовых медосмотров и инструктажа, наличие графика работы исполнителей.
Инспекторы сочили, что заключенные с «самозанятыми» договоры ГПХ имеют признаки срочного трудового договора, а выплаченное им вознаграждение — это скрытая форма оплаты труда. Следовательно, надо платить НДФЛ и страховые взносы!
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит»
Решение
Суды не согласились с налоговым органом, т.к. не увидели признаков, свидетельствующих о подмене трудовых отношений.
Все решает заказчик, а не компания
- периодичность и длительность выполнения перевозок «самозанятыми», порядок их оплаты определялся не компанией, а заказчиками транспортных услуг, с которыми у компании имелись соответствующие контракты.
Договоры без признаков трудовых
- договоры с «самозанятыми» не предусматривали места работы, продолжительности рабочего дня (смены), осуществления компанией контроля (как работодателя), предоставления социальных гарантий (больничных, отпусков и др.);
- в договорах есть требования только к качеству услуг, характерные для обычных хозяйственных отношений (соблюдение ПДД, предоставление чистого транспорта и пр.).
Вознаграждение за «часы»
- величина вознаграждения не зависела от квалификации, опыта работы и профессиональных качеств, определялась только количеством отработанных часов, зафиксированным в актах выполненных работ.
Предрейсовый осмотр — не признак трудовых отношений. Он допускается гражданским законодательством, т.к. они напрямую касаются качества оказываемых услуг.
Деловая цель
- цель привлечения «самозанятых» обусловлена нестабильностью объема перевозок и наличия заказчиков, нанимать водителей в штат экономически неразумно.
Выводы
Этот судебный кейс подчеркивает особое внимание инспекторов ко многим деталям договоров с «самозанятыми» и подтверждает важность наличия деловой цели привлечения такого рода исполнителей и отсутствия признаков трудовых отношений как «на бумаге», так и в «реальной жизни».
Подробнее о рисках и возможностях работы с плательщиками НПД — в нашей статье
Цена «налоговых схем» и ошибок слишком велика, учитывайте это при принятии управленческих решений.