Курс на прозрачность бизнеса: от уплаченных налогов до аудиторского заключения - в открытом доступе в 2017 году

13 декабря 2016
В последние годы государством взят тренд на повышения открытости информации об экономических субъектах. Изменения вносятся по всем направлениям, в том числе и в аудиторскую отрасль. Не все предприниматели готовы к раскрытию информации из-за репутационных рисков. Основная цель поправок – повысить прозрачность бизнеса, снизить давление на добросовестные компании, вывести из тени налоговых правонарушителей для устранения недобросовестной конкуренции. Аудиторы компании «Правовест Аудит» расскажут в данной статье об основных изменениях и планах законодателей в этом направлении.

На сайте ФНС РФ появится информация о налогах, штрафах, доходах и расходах, численности предприятия и т.п.

С 1 июня 2016 года налоговой тайной больше не являются (поправки в статью 102 НК РФ внесены Федеральным законом от 01.05.2016г. № 134-ФЗ):

  • сведения о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в сети «Интернет» на сайте ФНС;
  • об уплаченных организацией в календарном году, предшествующему году размещения этих сведений в «Интернет» на сайте ФНС, налогах и сборах (в разрезе по каждому) за исключением налогов, уплаченных при ввозе товаров в ЕАЭС и налоговыми агентами;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности за год, предшествующий размещению сведений.

С 1 июля 2017 года планируется осуществить первое размещение указанных сведений в открытом доступе на официальном сайте ФНС в сети «Интернет», согласно проекту приказа ФНС «Об утверждении сроков и периода размещения сведений, указанных в абзаце первом пункта 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, порядка их формирования и размещения» (подготовлен ФНС России 19.08.2016) http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56579979/

Кроме того, на сайте ФНС будет публиковаться информация о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, применяемых спецрежимах и об участии налогоплательщиков в консолидируемых группах.

Доступ к такой информации для добросовестных налогоплательщиков означает, прежде всего, возможность самостоятельно проверить надежность контрагентов. Появился дополнительный аргумент доказать ИФНС в случае претензий, что при заключении сделки была проявлена должная осмотрительность.

Центральный банк в информационном письме от 27.06.2016г. № ИН-014-12/44 также рекомендует банкам использовать информацию об организации, размещенную в открытом доступе, для выявления клиентов, совершающих транзитные операции по отмыванию доходов.

Установят ответственность для недобросовестных налогоплательщиков

Глава ФНС России Михаил Мишустин на XII Всероссийском налоговом форуме ТПП РФ объявил, что налоговая служба уже подготовила законопроект, который введет в Налоговый кодекс ответственность налогоплательщика за злоупотребление его правами.

Для этого установят критерии получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды. По словам Михаила Мишустина сейчас в НК РФ не запрещено злоупотреблять правами и неуплатой налогов. А это ставит добросовестных и недобросовестных плательщиков в неравные условия.

Источник: www.rnk.ru

Информация об обязательном аудите размещается на Федресурсе

Изменения в Налоговом кодексе лишь одна из ступеней к обеспечению прозрачности бизнеса. Работа ведется по нескольким направлениям на законодательном уровне. Так, 1 октября 2016 года вступили в силу дополнения в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Согласно поправкам организации обязаны вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРС) информацию о результатах обязательного аудита.

Таким образом, впервые введен механизм обеспечения публичности результатов обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Теперь любая организация в течение трех рабочих дней после получения аудиторского заключения, подготовленного по результатам обязательного аудита, должна публиковать в ЕФРС следующие данные:

  • наименование, ИНН, ОГРН, СНИЛС аудируемого лица;
  • наименование (Ф.И.О.), ИНН, ОГРН (ОГРНИП), СНИЛС аудиторской организации (индивидуального аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • дату аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Указанные сведения размещаются на сайте http://www.fedresurs.ru/ с помощью программного обеспечения, предоставляемого оператором ЕФРС. За публикацию такого сообщения взимается плата в размере 805 рублей (включая НДС).

Напоминаем: Ведение ЕФРС предусмотрено с 1 января 2012 года статьей 7 .1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Нарушение должностным лицом аудируемой организации обязанности по раскрытию такой информации может повлечь административный штраф, предусмотренный частями 6-8 статьи 14.25 КоАП РФ:

  • 5 000 рублей за представление сведений с нарушением срока;
  • от 5 000 до 10 000 рублей за неисполнение обязанности вовсе или за представление недостоверной информации;
  • от 10 000 до 50 000 рублей за повторное неисполнение обязанности или представление недостоверной информации, а также за внесение заведомо ложных сведений. При этом вместо штрафа нарушителю может грозить дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Очевидно, что в ЕФРС не размещается информация о так называемом инициативном аудите, проводимом не в силу требований закона, а по желанию его заказчика (даже если аудиторское заключение предназначено для раскрытия внешним пользователям). Поэтому аудируемым организациям следует разграничивать такие ситуации.

Напомним, что обязательному аудиту подлежат компании, имеющие:

  • объем выручки более 400 млн руб. или сумма активов баланса больше 60 млн руб.;
  • организационно-правовую форму акционерного общества;
  • в иных случаях, установленных Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Все предусмотренные законодательством РФ случаи проведения обязательного аудита (применительно к отчетности за 2015 год их насчитывалось шестьдесят) систематически публикуются на официальном сайте Минфина РФ (http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/basics/).

Узнайте, как изменения в аудите с 2017 года повлияют на увеличение публичности и прозрачности отчетности организаций после введения в действие международных стандартов аудита (МСА).

Декабрь 2016 г.
Компания «Правовест Аудит»

Подготовлено аудиторами «Правовест Аудит»

Мы всегда рады помочь Вам! Обращайтесь к профессионалам!

23 апр
11:00
Предоставление и оплата отпуска в 2024 году: простые «непростые» ситуации
Круглый стол (Online-формат)
Записаться
Наверх