Налоги и господдержка в 2022 году в условиях санкций

14 марта 2022
5 марта состоялся вебинар «Правовест Аудит» на злободневную тему. Разбирались как бизнесу адаптироваться к неопределенности и удержаться на плаву в кризис. Предлагаем вашему вниманию конспект выступления на тему «Налоговый контроль и поддержка государства в сложившейся ситуации».
Видео
Налоги. Контроль. Договоры. Валюта — главное на сегодня!

Налоговый контроль в цифрах и фактах

Даже в текущей непростой ситуации налоги и иные требования законодательства никуда не денутся. За ошибки, умышленную неуплату налогов придется отвечать, причем не только компании в виде налоговых доначислений, пени и штрафов, но и не исключено, что собственнику, руководителю, бухгалтеру компании в рамках уголовной, субсидиарной ответственности.

Забывать о возможных налоговых рисках, не стоит ни при каких обстоятельствах, т.к. «налоговые ошибки» слишком дороги.

Данный вывод подтверждает своими цифрами официальная статистика ФНС по налоговому контролю.

Причем мораторий на выездные проверки 2020 года особо не повлиял на «средний чек» проверки, а в столице он даже подрос (33 млн руб. в 2019 и 38 млн руб. в 2020 году). Мораторий на выездные проверки не запрещал «камералить» декларации, требовать представления документов, собирать и анализировать документы и информацию в рамках «предпроверочного анализа».

В 2021 году отмечено повышение эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения.

По информации с расширенного заседания коллегий ФНС, Следственного комитета и МВД России от 3.12.2021 года:

  • каждая 2-ая выездная проверка проводится с участием сотрудников МВД, что позволяет передавать в следственные органы материалы о налоговых правонарушениях с более качественной доказательственной базой;
  • качество проработки поступающих из налоговых органов и ОВД материалов позволяет начать уголовное преследование в более чем в половине случаев.

Ежегодно производство завершается по более половине возбужденных уголовных дел, из которых более трети направляется в суд для рассмотрения по существу.

В части субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, цифры тоже впечатляют (по данным Федресурса):

2017 2018 2019 2020 2021
Подано заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности 3 652 5 107 6 103 6 635 6835
Акты о привлечении 821 1 960 2 500 2 594 3 147
Соотношение 22% 38% 41% 39% 46%
Размер ответственности, млрд руб. 103,2 330,3 440,5 395,3 513,4
Количество привлеченных лиц 969 2 592 3 401 3 191 4 792

Кстати, в 2021 году ФНС заняла 2 место среди инициаторов банкротства организаций, выступив заявителем в 18,8% дел (в 2020 — 13%).

Среди регионов в 2021 году лидировали по числу компаний-банкротов: Москва (2129 шт., +5,9% к 2020), Санкт-Петербург (801 шт. +9,9%), Московская область (793 шт. +12,3%).

Использование «налоговых схем» чревато для руководителя компании уголовной и субсидиарной ответственностью.

Например, из-за фиктивных сделок с рядом контрагентов компания после выездной проверки получила «чек» к доплате в бюджет 852 млн руб. Суды поддержали инспекцию, «закрепив» немалый долг за компанией. Но это еще не все, руководителя привлекли к уголовной ответственности за неуплату налогов (ч. 2 ст. 199 УК РФ) — 2 года лишения свободы условно. Инспекция обратилась в суд с иском к руководителю о возмещении имущественного ущерба, причиненного преступлением в общей сумме 852 млн руб. (Определение ВС РФ от 21.09.2021 года № 18-КГ21-71-К4).

Больше кейсов по субсидиарной ответственности и не только>>>

Кроме того, собственник бизнеса может после выездной проверки взыскать с руководителя убытки (налоговые доначисления), даже если он сам был в этом «замешан». Например, учредитель взыскал с руководителя компании 43,8 млн руб. убытков (налоговых доначислений) из-за мнимых сделок (Постановление АС ЗСО от 20.08.2021 года по делу № А70-13656/2019).

Защитите свой бизнес
Вместе с достоверной отчетностью и аудиторским заключением в получите страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года
Узнать больше

Форс-мажор и сроки уплаты налогов

Сейчас часто спрашивают о законных основаниях для неуплаты налогов в срок. Поскольку пока официально не предоставлено право «не платить налоги» вовремя, хочется напомнить о предоставлении ФНС (УФНС) отсрочки или рассрочки по уплате налогов при обстоятельствах непреодолимой силы.

Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога (а также сбора, страховых взносов, пеней, штрафов) из-за недостаточности у заинтересованного лица денежных средств в связи с причинением ему ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы (пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ).

По данному основанию отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется организации — на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов (п. 2.1 ст. 64 НК РФ).

Как правило, отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется без начисления % на сумму задолженности (п. 4 ст. 64 НК РФ).

При обращении в налоговый орган за предоставлением отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо представляет банковскую гарантию, поручительство либо залог в соответствии со ст.ст. 73, 74, 74.1 НК РФ (п.п. 12, 20 Порядка, утв. Приказом ФНС от 16.12. 2016 № ММВ-7-8/683@, п. 5 ст. 61 НК РФ, письмо ФНС от 22.07.2020 N СД-18-3/1218@).

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (либо об отказе в ее предоставлении) принимается уполномоченным органом в течение 30 рабочих дней после получения заявления налогоплательщика (п. 6 ст. 6.1, ст. 63, п. 6 ст. 64 НК РФ).

Оптимизируем
управленческий учет
Достаточно ли у вас данных для принятия антикризисных решений? Проведем аудит управленческого учета, его автоматизацию на базе российского ПО.
Подробнее

Меры налоговой поддержки бизнеса

Правительство РФ наделяется дополнительными полномочиями (законопроект № 80713-8, на момент подготовки данного материала уже принят Федеральный закон от 09.03.2022 года № 52-ФЗ):

  • по продлению сроков уплаты налогов, страховых взносов, авансовых платежей;
  • по приостановлению, отмене или переносу налоговых проверок;
  • по продлению сроков предоставления налоговых деклараций, бухотчености и иных сведений.
Субъекты РФ смогут продлевать сроки уплаты региональных и местных налогов. Напомним, что аналогичный порядок работал и в 2020 году

Ждем от Правительства мер поддержки в виде моратория на выездной контроль, продления сроков уплаты налогов, взносов, предоставлению деклараций и пр.

Кстати, для российских автопроизводителей уже предусмотрена отсрочка уплаты утилизационного сбора (Постановление Правительства от 04.03.2022 года № 287):

  • срок уплаты утилизационного сбора за I–III кварталы 2022 года для отечественных автопроизводителей перенесён на декабрь;
  • предприятия отрасли, оказавшиеся под санкциями, могут уплатить сбор за IV квартал 2021 года — в декабре 2022 года.

Обращаем внимание, что перенос сроков предусмотрен для предприятий, где трудится не менее 5 тысяч человек, и их дочерних компаний. Подобная мера поддержки уже применялась ранее в период эпидемических ограничений.

Также следует отметить, что на данный момент рассматриваются следующие меры налоговой поддержки бизнеса (законопроект № 84984-8 «О внесении изменений в п. 4 ст. 75 части 1 и часть 2 НК РФ):

  • отказ от применения в 2022 и 2023 годах в отношении компаний норм о повышенном размере пени с 31 дня просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 1/150 ставки рефинансирования;
  • в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения установить «нулевую» ставку по НДС сроком на 5 лет;
  • установить нулевую ставку НДС в отношении услуг по предоставлению объекта туристской индустрии (введенного в эксплуатацию после 01.01.2022 г.) в аренду, управление, на ином праве. Ставка будет применяться в течение 20 последовательных налоговых периодов с момента ввода в эксплуатацию таких объектов;
  • освободить от НДФЛ следующие доходы физических лиц:
    • в виде материальной выгоды, полученные в 2022 и 2023 годах от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами;
    • в виде процентов, полученные в 2021 и 2022 годах по вкладам (остаткам на счетах) в банках;
    • в виде ценных бумаг (долей участия в уставном капитале) российских организаций и государственных ценных бумаг, полученных в 2022 году от иностранной организации, при выполнении установленных условий;
  • в 2022 — 2024 годах курсовую разницу, начисленную по требованиям (обязательствам), выраженным в иностранной валюте, учитывать при расчете налоговой базы по мере погашения соответствующей задолженности с целью исключения влияния на налоговые обязательства по налогу на прибыль расчетных величин, зависящих от изменения курса рубля к иностранным валютам;
  • предоставить право плательщикам налога на прибыль организаций перейти в течение 2022 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли;
  • на 2022 — 2024 годы для организаций отрасли информационных технологий установить ставку налога на прибыль организаций в размере 0 процентов;
  • по транспортному налогу применять с 2022 года повышающий коэффициент только для транспортных средств, стоимостью свыше 10 млн руб.;
  • по налогу на имущество организаций — в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, в 2023 году для расчета налоговой базы применять кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2022 года.
ОПТИМИЗАЦИОННЫЙ
АУДИТ
Поддержка в условиях неопределенности
Подробнее

Уголовная ответственность за неуплату налогов

В УПК РФ внесены изменения, согласно которым поменялся порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях и преступлениях, связанных с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (законопроект № 80928-8, на момент подготовки данного материала — Федеральный закон от 09.03.2021 года № 51-ФЗ).

Согласно обновленной статье 140 УПК РФ поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198 — 199.2 УК РФ служат только материалы, направленные налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Нововведения в ст. 144 УПК РФ закрепляют порядок взаимодействия органов дознания и предварительного следствия, территориальных органов соцстраха при решении вопросов о возбуждении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 199.3 и 199.4 УК РФ.

Хочется отметить, что порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям только на основании материалов налогового органа не нов, он был и ранее (2011-2014 года). Будем надеяться, что возвращение старого порядка пойдет только на пользу бизнесу. По крайней мере, возбудить дело на «ненавистного конкурента» уже не получится.

Команда экспертов компании Правовест Аудит в режиме 24/7 отслеживает все рассматриваемые и принимаемые меры поддержки бизнеса и сразу же делится с вами новостями на сайте компании и в Телеграмм-канале для главбухов и топ-менеджеров.



сегодня
11:00
Эффективное взыскание задолженностей: практика для бизнеса
Открытый вебинар
Записаться
Наверх