Видеозапись
Таймкоды
Конспект
Содержание
-
Антикризисная поддержка IT-компаний
-
Льготы по налогу на прибыль
-
Льготные тарифы по страховым взносам
-
Особенности НДС
-
Налоговые риски при выделении IT-подразделения в отдельную компанию
-
Вопросы участников о рисках
-
Какую систему налогообложения выбрать: ОСН или «упрощенку»?
-
Особенности применения льгот вновь созданными IT-компаниями
-
Вопросы участников о доле «специализированных доходов» и IT-деятельности
-
Вопросы участников о моменте применения/пересчета льгот и как?
-
Особенности НДС по программам ЭВМ
-
Если права на ПО НЕ освобождаются от НДС
-
Вопросы по необлагаемым программам
-
Нюансы «экспорта» ПО
-
Особенности «импорта» ПО
-
Вопросы участников по НДС
Антикризисная поддержка IT-компаний
Для поддержки IT-отрасли предусмотрены многочисленные льготы. Президент подписал соответствующий Указ о льготах для IT-компаний (Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации»).
Им предусмотрено:
- обеспечить предоставление льготных кредитов по ставке, не превышающей 3%, на обеспечение текущей деятельности аккредитованных организаций и реализацию новых проектов;
- обеспечить выделение ежегодно из федерального бюджета грантовую поддержку перспективных разработок отечественных решений в области информационных технологий;
- предусмотреть выделение финансовых средств аккредитованным организациям на улучшение жилищных условий работников этих организаций и обеспечение повышения уровня их заработной платы, а также определить категории работников, на улучшение жилищных условий которых будут выделяться финансовые средства;
Принять меры, направленные на:
- освобождение аккредитованных организаций от налогового контроля, валютного контроля и других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на срок до трех лет;
- установление до 31 декабря 2024 г. для аккредитованных организаций налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 %;
- установление налоговых льгот и преференций для аккредитованных организаций, получающих доходы от распространения (размещения) рекламы или оказания дополнительных услуг с использованием приложений и онлайн-сервисов этих организаций либо доходы, связанные с реализацией, установкой, тестированием и сопровождением отечественных решений в области информационных технологий;
Уже реализовано:
1. Установили правила отсрочки от призыва на военную службу до достижения работниками возраста 27 лет на время их работы в российских IT-компаниях (Постановление Правительства РФ от 28 марта 2022 г. N 490);
2. Определены правила 3%-ых кредитов (Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 года № 682 внесены изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий);
3. IT-компании на 3 года освободили от государственного и муниципального контроля с 25.03.2022 (Постановление Правительства РФ от 24 марта 2022 года № 448);
4. Введен мораторий на выездные проверки IT-компаний (Письмо ФНС от 24.03.2022 года № СД-4-2/3586@).
ФНС направила нижестоящим налоговым органам указание о приостановлении в отношении аккредитованных IT-компаний проведения выездных налоговых проверок до 03.03.2025 включительно.
Но допускается назначение и проведение выездных проверок в отношении IT-организаций с согласия руководителя (замруководителя) вышестоящего налогового органа, руководителя (замруководителя) ФНС России. Для обоснования назначения проверки нижестоящим налоговым органом в вышестоящий налоговый орган должен быть направлен мотивированный запрос.
По мораторию на проведение выездных налоговых проверок хочу отметить, что камеральные проверки «айтишников» будут проходить. Поэтому надеяться, что можно не беспокоиться о применении налоговых льгот, если есть аккредитация в качестве IT-компании неверно. Кроме того, когда закончится мораторий на выездные проверки налоговый орган сможет проверить всю «налоговую» деятельность компании в глубину 3 года: за 2022-2024 года. Поэтому уже сейчас новые IT-компании заказывают налоговый аудит для проверки «начала их деятельности», чтобы точно знать, что они имеют право на льготы и доначисления им не грозят.
5. По налогу на прибыль установлена нулевая ставка на 2022-2024 год (Федеральный Закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ).
В 2021 году IT-компании по налогу на прибыль платили всего 3% в федеральный бюджет и 0% в бюджет субъекта Российской Федерации (п.1.15 ст.284 НК РФ). На 2022-2024 года, как я уже сказала, для них установлена нулевая ставка. Кроме того, IT-компании могут применять льготные страховые тарифы- 7,6% (пп. 3 п. 1, пп. 1.1 п. 2, п.5 ст. 427 НК). Это существенная экономия.
Кроме того, ФНС в Письме от 17.03.2022 года № СД-4-2/3289@ (далее — Письмо) разъяснила, что не будет рассматривать как незаконное дробление бизнеса выделение IT-подразделения в отдельную компанию. Поэтому теоретически льготами для «айтишников» может воспользоваться любая организация, выделившая «айтишников» в отдельное юрлицо. Давайте рассмотрим, при каких условиях можно применять льготы для it компаний 2022 по страховым взносам и налогу на прибыль.
Льготы по налогу на прибыль
Общие правила применения льготных страховых тарифов и нулевой ставки по налогу на прибыль одинаковые, однако есть некоторые нюансы по страховым взносам для «давно работающих» компаний, решивших применить льготные тарифы страховых взносов впервые. О них мы расскажем позже.
Несмотря на снижении ставок по налогу на прибыль до нуля, условия льгот для it компаний остались прежние:
- Организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Аккредитацию проводит Минцифры России (бывш. Минкомсвязь России) в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 18.06.2021 № 929
- Среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее 7 человек.
- Доля «специализированных доходов» в общей сумме доходов за отчетный (налоговый период) составляет не менее 90 процентов.
Основной вопрос — как определить долю «специализированных доходов», то есть какие доходы входят в их состав? Еще раз отмечу, что для применения льготных тарифов по страховым взносам практически те же условия, что и для применения льготных ставок, по крайней мере, в отношении «специализированных» доходов. Поэтому то, что я буду сейчас говорить о специализированных доходах, применимо и для страховых взносов.
Что включается в состав специализированных доходов, дающих право на применение льготной ставки по налогу на прибыль? Если говорить коротко, то это доходы от монетизации разработанных налогоплательщиком программ и баз данных, а также это доходы от оказания услуг по обслуживанию тех программных продуктов, которые вы модифицировали или адаптировали, но обо всем по порядку.
Начнем с доходов от передачи прав на программы ЭВМ.
Доходы от реализации экземпляров программ ЭВМ, разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных, включаются в состав специализированных доходов. Здесь понятно, о чем речь: о продаже экземпляров программ, в том числе в коробках.
Также в состав специализированных доходов включаются доходы от предоставления прав на использование программ ЭВМ и баз данных. Но все эти доходы включаются в состав специализированных только в том случае, если мы передаем права, продаем экземпляры программ для ЭВМ, разработанные именно нами — организацией, передающей права (См. Письма Минфина России от 23 ноября 2020 г. N 03-03-06/1/101948, от 17 декабря 2020 г. N 03-15-06/110969).
Если мы передаем права на использование чужих программных продуктов по сублицензии, то доходы от сублицензии в состав специализированных доходов не включаются (См. пример 6 в Письме Минфина России от 18 декабря 2020 г. N 03-07-07/111669).
Здесь возникает вопрос: что такое программы, разработанные налогоплательщиком? Где это указано?
Минцифры в сентябре 2021 года выпустило большое письмо, где разъяснило понятия, которые мы можем применять в том числе для налога на прибыль и для страховых взносов. В письме Минцифры от 07 сентября 2021 N П11-2-05-200-38749 приведены понятия «разработка», «адаптация», «модификация», «установка», «тестирование», «сопровождение», и есть понятие, что такое программы ЭВМ и базы данных.
В этом же письме разъяснено, что процесс разработки программного продукта с учетом ГОСТ Р 51904-2002 может включать несколько стадий. Минцифры разъясняет, что разработка программного продукта включает в себя следующие процессы:
- определение требований к ПО;
- проектирование ПО;
- кодирование ПО;
- интеграция ПО.
Минцифры подробно разъясняет, что относится к тому или иному процессу. Мы сейчас это обсуждать не будем, потому что, на мой взгляд, все-таки это следует обсуждать с техническими специалистами.
В другом письме от 11 октября 2021 г. N П11-2-05-200-44970 Минцифры уже разъяснило более детально, что же все-таки считается разработкой ПО именно нашей организацией.
Из разъяснений Минцифры можно сделать вывод, что наша компания будет считаться разработчиком ПО, если хотя бы один работник компании или физическое лицо, с которым у нас был заключен договор гражданско-правового характера (договор подряда, договор возмездного оказания услуг), принял участие в разработке программного продукта.
Получается, что, если хотя бы один работник нашей компании принимал участие в составлении ТЗ на разработку программного продукта, то мы уже можем считаться разработчиками этого программного продукта, потому что, как говорит Минцифры, требований к минимальной численности таких лиц не предъявляется. Конечно, если права на созданную программу будут принадлежать нашей компании.
Поэтому формально самое главное, чтобы в разработке ПО участвовало хоть одно физическое лицо. Подтверждать факт разработки программного продукта нашей компанией, даже если у нас 99% разработки выполнено субподрядчиками, могут внутренние документы, например:
- приказы о начале разработки или иные документы, свидетельствующие о начале разработки (приказ о создании рабочей группы и т.п.);
- приказы об окончании разработки или иные документы, свидетельствующие об окончании разработки (приказ о приемке, акт (протокол) приемки, акт приема-передачи нематериальных активов, приказ о постановке на баланс и т.п.);
- служебные задания и (или) технические задания в любой применяемой в организации форме — в отношении работников организации;
- договоры на разработку программы для ЭВМ, базы данных (всех или некоторых этапов (части этапов) разработки), дополнительные соглашения к ним, приложения, технические задания, спецификации, акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) — в отношении физических лиц в рамках гражданско-правовых отношений;
- любые иные документы, непосредственно предусмотренные локальными нормативными актами организации (приказами, положениями и т.д.).
Я рекомендую более детально ознакомиться с разъяснениями Минцифры и под руководством ваших технических специалистов определить и составить соответствующие документы, чтобы уже ни у кого не было сомнений, что вы разработчик программного продукта, тем более если в разработке принимают участие подрядчики — другие юридические лица.
Что еще нужно учесть? В специализированные доходы от передачи прав — именно от передачи прав на программные продукты, а не от их разработки НЕ включаются доходы, если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.
Под эту формулировку могла бы подойти практически любая программа ЭВМ, которая позволяет на сайте размещать рекламу или заключать сделки.
Из разъяснений Минфина (Письмо Минфина России от 18.12.2020 № 03-07-07/111669) мы поняли, что в Налоговом кодексе речь идет не о передаче прав как таковых, а о ситуациях, когда торговые площадки, всевозможные электронные торговые биржи под видом передачи прав на программу ЭВМ просто предоставляют доступ к личному кабинету, через который вы можете размещать рекламу на этом сайте или заключать сделки. Т.е. когда торговые площадки под видом передачи прав получают, по сути, плату за оказание рекламных услуг или свое посредническое вознаграждение.
В частности, Минфин говорит, если вы передаете права на программы, которые могут осуществлять электронный документооборот, то есть можно с их помощью заключать сделки, передаете права на так называемые CRM-программы по поддержке лояльности клиентов или, например, передаете права на программы по проверке контрагентов, то эти все доходы включаются в состав специализированных доходов, если вы являетесь разработчиком этих программных продуктов, то есть к «рекламно-торговым» исключениям не относится передача прав на реальные программные продукты.
Кроме того, в письме от 3 марта 2021 г. N СД-4-3/2692 «О применении IT-льгот» Федеральная налоговая служба уточнила, что эти «рекламно-торговые» исключения применяются, только когда передаются права на использование программы ЭВМ. Если у вас договор на разработку программы ЭВМ, то вы можете разрабатывать все что угодно, и эти доходы будут включаться в состав специализированных. В частности, в этом письме налогоплательщики спросили ФНС: «Мы разрабатываем программу для торговой площадки, то есть при помощи нашей программы торговая площадка будет осуществлять свою деятельность, заключать сделки, размещать рекламу. Включаются ли эти доходы в состав специализированных?».