Налоговый контроль-2019: ФНС подвела итоги

12 марта 2020

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

НДС

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

Выездные проверки

В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:

Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:

В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

Чимидов Вадим
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель направления налоговой практики и арбитражных споров

И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

Камеральные проверки

В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:

Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

Оспаривание результатов налоговых проверок

Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.

При этом, по данным статистики федеральных арбитражных судов, рассматривающих большую часть дел об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц в 2018 и 2017 годах количество таких дел составило 12,1 и 12,0 тыс. соответственно. Сопоставление указанных значений с суммами доначислений по итогам налоговых проверок и их общим количеством свидетельствует о том, что более половины проверенных налогоплательщиков продолжает не соглашаться с пересмотром своих налоговых.

Также считаем, что наметившиеся в 2019 году расхождения в подходах судов и налоговой службы к применению знаменитой статьи 54.1 НК РФ, сменившей концепцию «необоснованной налоговой выгоды» в качестве наиболее распространенного основания для налоговых доначислений, скорее всего, будут только способствовать увеличению количества обращений налогоплательщиков за судебной защитой от налоговых претензий.

Налоговый контроль в Москве

Камеральные проверки

В 2019 году было проведено 7 818 316 проверок, по итогам которых только 284 058 проверки (3,6% от общего количества) выявили нарушения, повлекшие доначисление налогов на сумму 5,8 млрд. руб., а также пеней и штрафов на 4,2 млрд. руб. (35 160 руб. доначислений на 1 проверку). В 2017 году по результатам проверок доначислено 17,8 млрд. руб. (70 233 руб. доначислений на 1 проверку), в 2018 году — 16,5 млрд. руб. (44 349 руб. на 1 проверку).

Выездные проверки

За год было проведено всего 1 622 проверки, из них 1 514 проверок (93,3% от общего количества) завершились доначислениями налогов на сумму 35,3 млрд. руб., а также пеней и штрафов на 15,1 млрд. руб. Средняя сумма доначислений на 1 ВНП — 33 млн.руб.

Доля организаций в этих значениях является определяющей: 1 456 эффективных выездных проверки (96,2%) на 50,2 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (99,6%).

Кстати, в 2018 году была проведена 1 611 проверка с доначислениями на общую сумму 81,0 млрд. руб., 2017 год — 2 115 проверок на 88,5 млрд. руб.

Следует также отметить, что на конец 2019 года 276 материалов налоговых проверок были направлены в следственные органы (в 2018 и 2017 годах было направлено соответственно 662 и 521 материал).

Вот такой «пестрой» получилась картина налогового контроля в 2019 году. Думается, что ознакомившись с данными итогами ФНС, бизнесу есть о чем поразмыслить, перестроить свое отношение к налоговым рискам в своей деятельности, выбрав правильное направление в сторону налоговой безопасности компании и исключению оснований для налоговых доначислений, субсидиарной и уголовной ответственности собственников, руководителей и иных лиц компаний. Успешное и спокойное настоящее и будущее в налоговом ЗОЖе!