Налоговый учет маркетинговых товаров

22 декабря 2022

Как правильно отразить в налоговом учете расходы на маркетинговые товары (каталоги, листовки, брошюры) и сувениры (шапки, ручки и т.п.)?


Отвечает Ольга Новикова,
Член Палаты налоговых консультантов, глава экспертного совета «Правовест Аудит»

Расходы на рекламу товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, его товарного знака и знака обслуживания в целях налога на прибыль относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом учитываются только те расходы, которые отвечают условиям НК РФ, т. е. обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для получения дохода (письмо Минфина РФ от 04.06.2018 N 03-03-06/1/38065).

Порядок признания стоимости бесплатно раздаваемой рекламной продукции и маркетинговых материалов зависит от ее вида.

Стоимость переданных каталогов (брошюр, листовок) полностью включается в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, текущего отчетного (налогового) периода. Стоимость других видов рекламной продукции (шапок, ручек и т.п.) учитывается в расходах по налогу на прибыль в пределах норматива (признаются в размере 1% от выручки от реализации, которая определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ).

Расходы на рекламу, признаваемые организацией, делятся на ненормируемые и нормируемые (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Список ненормируемых рекламных расходов является закрытым. Данные расходы признаются налогоплательщиком в размере фактических затрат, и полностью включаются в прочие расходы, связанные с производством и реализацией текущего отчетного периода. К таким расходам относятся:

  • Распространение рекламы через СМИ, объявления в печати, передача по радио, телевидении и телекоммуникационные сети;
  • Размещение световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • Участие в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
  • Изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации. Сюда же относятся затраты на буклеты, лифлеты, флаерсы и т.п.
  • Уценка товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

    Нормируемые затраты на рекламу для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Это расходы на:

  • приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний (см. также письмо Минфина РФ от 13.05.2016 N 03-04-06/27433);
  • иные виды рекламы, не указанные в предыдущих пунктах.

Перечень нормируемых рекламных расходов является открытым и при исчислении налога на прибыль в составе рекламных расходов могут учитываться соответствующие понятию расходов на рекламу затраты, которые прямо в НК РФ не указаны.

Расходы в виде НДС, начисленного при передаче рекламной продукции, по мнению Минфина также можно учесть в составе нормируемых (письма от 08.02.2022 N 03-03-06/1/8218, от 10.09.2021 N 03-03-10/73599). Взвесив налоговые риски, организация может включить этот НДС в нормируемые рекламные расходы, либо в расходы как налог, начисленный в соответствии с законодательством РФ.

НДС, восстановленный при передаче рекламной продукции стоимостью не более 100 руб. включается в прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Но только если он ранее был принят к вычету, и организация не отказалась от права на освобождение от НДС (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Если фактические рекламные расходы организации превышают установленный законодательством предел, то для целей налогообложения прибыли сверхнормативные рекламные расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (п. 44 ст. 270 НК РФ).

Рассчитывать предельный размер нормируемых рекламных расходов следует исходя из выручки от реализации без учета НДС и акцизов (письмо Минфина РФ от 07.06.2005 N 03-03-01-04/1/310, п. 1 ст. 249, пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ). Выручка определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Следовательно, норматив рекламных расходов в течение года меняется. Таким образом, сверхнормативные рекламные расходы, которые не были учтены налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль в одном отчетном периоде, могут быть учтены им соответствующим образом в последующих отчетных периодах календарного года.

Хотите получить ответ на свой вопрос с полным правовым обоснованием? Закажите индивидуальную консультацию по абонементу «Хочу все знать». А для блиц-ответов — подписка «В курсе дела».

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Рассчитать стоимость аудита
17 мая
11:00
Проблемные контрагенты: что учесть на практике
Открытый вебинар
Записаться
Наверх