- Оптовая торговля
- Подготовка возражений по акту налоговой проверки
- Стоимость: 800 тыс. руб.
- Доначисление налога на прибыль организаций и НДС уменьшено с 203 млн руб. до 53 млн руб.
- Клиент сэкономил более 150 млн руб.
Ситуация
Установив, что спорные поставщики проверенного налогоплательщика не имели штата работников и основных средств, отсутствовали по адресам места нахождения, осуществляли и признавали в налоговом учете операции с такими же «техническими компаниями», инспекция посчитала указанные обстоятельства достаточными для вывода о нереальном характере поставок и отказа в их налоговом учете полностью.
Налоговые инспекторы руководствовались разъяснениями ФНС России о порядке применения статьи 54.1 НК РФ, изложенными в письме от 31.10.2017 №ЕД-4-9/22123@. Согласно позиции контрольного ведомства, приведенной в этом документе, не могли признаваться в налоговом учете нереальные сделки (операции), в отношении которых налоговым органом доказана невозможность их исполнения лицом, обязанным по договору.
Выводы и предложения налоговой инспекции формулировались в акте проверки незадолго до опубликования письма ФНС России от 10.03.2021 №БВ-4-7/3060@, в котором, наконец-то, было признано, что для целей статьи 54.1 НК РФ реальность хозяйственной операции должна оцениваться на основе факта получения исполнения по сделке, а не способности контрагента лично исполнять принятые на себя обязательства. Новые разъяснения ФНС России, появившиеся к моменту рассмотрения материалов проверки, хотя и устранили ошибочный подход к оценке реальности сделок, не сняли проблему определения размера дополнительной налоговой обязанности лица, вступившего в договорные отношения с "технической компанией, которую предстояло решить в данном споре. Кроме того, фактические обстоятельства дела позволяли надеяться на изменение позиции налогового органа в части оценки поставщиков клиента как "технических компаний.
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров
Решение
Несмотря на приведенные в акте налоговой проверки обычные доводы в пользу несостоятельности спорных поставщиков как реальных хозяйствующих субъектов налоговым юристам на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки удалось убедить начальника инспекции в ошибочности такой оценки как минимум двух контрагентов.
В частности, было обращено внимание на то, что одна из организаций состоит на учете в той же инспекции, что и проверенный налогоплательщик; причем в акте имелись сведения о проведенной в ее отношении выездной налоговой проверке за тот же период, что и в отношении клиента «Правовест Аудит». Результатом той налоговой проверки стало исчисление налогов к доплате в связи с отказом в налоговых вычетах так же по сделкам с «техническими компаниями», что свидетельствовало о признании самой же инспекцией за данным налогоплательщиком надлежащей правосубъектности, т.е. способности иметь и осуществлять права и обязанности.
Ошибка налогового органа в оценке другого поставщика как «технической компании» крылась, по мнению налоговых юристов, в том, что в проверенном периоде клиент являлся для него не только покупателем, но и поставщиком; однако в отличие от покупок налоговый учет операций по реализации товаров спорному контрагенту инспекцией пересмотрен не был.
За давностью лет и в силу незначительности объемов поставок клиент не смог пояснять обстоятельства заключения и исполнения сделки с третьим спорным поставщиком, поэтому счел допустимым принять на себя часть налогового бремени, приходящуюся на торговую наценку «проблемного» поставщика. При этом в основу контррасчета были положены сведения о задекларированной таможенной стоимости товаров, импортированных в РФ и реализованных после этого проверенному налогоплательщику.
Результат
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекция согласилась с тем, что повела себя непоследовательно в оценке двух поставщиков как «технических компаний», поэтому сняла претензии к клиенту «Правовест Аудит» в этой части полностью. В свете новых разъяснений ФНС России позиция налогового органа в отношении третьего контрагента также поменялась — в связи с установленными фактами движения товаров по цепочке продавцов (от импортера до проверенного налогоплательщика) в качестве необоснованной налоговой выгоды были вменены к доплате налоги только в части выявленной наценки «технических компаний».
Доначисления по акту налоговой проверки были снижены на стадии возражений (до принятия решения) в четыре раза.
Услуги налоговых юристов окупились в 187,5 раз.