НДС при оказании маркетинговых услуг иностранной компании

15 ноября 2024

Российская компания оказывает маркетинговые услуги иностранной компании, находящейся на территории Польши. Облагаются ли данные услуги НДС?


Отвечает:
Елена Антаненкова
 — Ведущий эксперт-консультант по бухучету и налогообложению


Ответ:

Так как заказчик услуг — иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории Польши, то местом реализации маркетинговых услуг, оказываемых данной организации, территория РФ не признается и данные услуги НДС не облагаются.

Обоснование:

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 НК РФ.

Маркетинговые услуги относятся к расходам на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письмо Минфина России от 09.04.2021 N 03-03-06/1/26537, от 27.12.2012 N 03-03-06/1/727).

При оказании маркетинговых услуг местом реализации признается Россия, если заказчик осуществляет деятельность на ее территории (абз. 5 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). В этой ситуации налогоплательщиками будут являться иностранные организации (в случае постановки на налоговый учет в налоговом органе) либо покупатель услуг (российская организация) будет удерживать НДС и перечислять его в бюджет как налоговый агент (ст. 161 НК РФ).

Таким образом, если покупателем маркетинговых услуг, оказываемых российской организацией, является иностранная организация, находящаяся на территории иностранного государства (Польши), то местом реализации данных услуг территория нашей страны не признается (подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). В связи с эти такие услуги НДС в России не облагаются (Письма Минфина России от 14.02.2020 N 03-07-14/10377, от 14.03.2019 N 03-07-08/16762).

Место осуществления деятельности покупателя определяется на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство) (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Хотите получить ответ на свой вопрос с полным правовым обоснованием? Закажите индивидуальную консультацию по абонементу «Хочу все знать». А для блиц-ответов — подписка «В курсе дела».

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Рассчитать стоимость аудита
29 ноя
9:30
КЕЙС-СТАДИ: разбор кейсов защиты и развития бизнеса, налоговой реформы-2025
Бизнес-встреча
Записаться
Наверх