О корректировке резерва по сомнительной задолженности в бухгалтерском учете

27 мая 2019

Организация № 1 в октябре 2017 года на основании приказа руководителя начислила в БУ (д 91.02 к 63) резерв по сомнительной задолженности. Задолженность образовалась в связи с переводом долга на организацию № 1 по договорам займа. Организация № 2, от которой поступил долг, реорганизована путем присоединения к другой. В отношении правопреемника должника начата процедура банкротства, но организация-должник еще не ликвидирована. Долг выплачен не будет однозначно.

Как необходимо поступить организации № 1? Какие проводки сделать в БУ в части сформированного резерва в конце 2018 года и на основании каких документов?

Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением в бухгалтерском учете (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»). Она определяется отдельно по каждому сомнительному долгу с учетом финансового положения (платежеспособности) должника и оценки вероятности полного или частичного погашения долга (п. 70 Приказа N 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

При появлении новой информации величина резерва подлежит корректировке (увеличению или уменьшению) (п. п. 2, 4 ПБУ 21/2008).

Сумма созданного резерва признается прочим расходом, а его корректировка — прочим расходом (в случае увеличения) или прочим доходом (при уменьшении) (п. 70 Приказа N34н, п. 11 ПБУ 10/99 «Прочие расходы», п. 4 ПБУ 21/2008).

Как правило, выявление сомнительных долгов производится путем инвентаризации расчетов с дебиторами, сверки расчетов или иным способом (например, сбор информации об уровне платежеспособности дебитора).

Организация, основываясь на результатах проведенной инвентаризации и заключении юридической службы, создала сумму резерва в полной сумме сомнительной дебиторской задолженности.

Как следует из описания ситуации финансовое положение дебитора по состоянию на конец 2018 года не улучшилось. В отношении должника возникли следующие обстоятельства: начата процедура банкротства, обеспечение обязательства отсутствует.

На конец отчетного года неизрасходованные суммы резерва по сомнительным долгам, созданного в предыдущем отчетном году, включать в прочие доходы не надо, если задолженность остается сомнительной. Это объясняется следующим.

Включение в прочие доходы неизрасходованного остатка резерва предусмотрено п. 70 Приказа N 34н. Однако согласно п. 32 Приказа N 34н руководствоваться его нормами следует, если иное не установлено другими положениями по бухгалтерскому учету.

При отражении в учете информации об изменениях оценочных значений, в частности резерва по сомнительным долгам, следует применять нормы ПБУ 21/2008 (п. п. 1, 3 ПБУ 21/2008). Это ПБУ не предусматривает восстановления резерва на конец года. Согласно п. п. 2, 4 ПБУ 21/2008 корректировка суммы резерва по сомнительным долгам должна производиться в случае появления новой информации исходя из оценки существующего положения дел. То есть, если на конец года задолженность остается сомнительной, организация не относит на прочие доходы резерв по сомнительным долгам, а только корректирует его сумму в случае появления новой информации.

При таких обстоятельствах нет оснований восстанавливать или как-то иначе корректировать созданный ранее резерв — задолженность продолжает оставаться сомнительной до момента изменения финансового состояния должника в лучшую сторону либо до момента ликвидации при процедуре банкротства (или окончания конкурсного производства). При этом организация должна на конец года подтвердить существование сомнительной задолженности, провести инвентаризацию задолженности и суммы резерва и к акту инвентаризации приложить документы, свидетельствующие о финансовом состоянии должника.

Контролирующие органы противоречиво высказываются в отношении того, когда возникает право списать долги при банкротстве.

Так, согласно одним разъяснениям задолженность признается безнадежной только при условии признания должника банкротом и исключения его из ЕГРЮЛ (письма Минфина России от 19 октября 2012 г. N 03-03-06/1/559, УФНС России по г. Москве от 8 апреля 2008 г. N 20-12/034110). В более ранних разъяснениях указывалось, что достаточным основанием для списания долга является вступившее в законную силу определение суда о завершении конкурсного производства; дожидаться исключения должника из ЕГРЮЛ не нужно (письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/139). Такую позицию разделяли и некоторые суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 21 февраля 2012 г. N А72-5678/2011, ФАС Московского округа от 20 января 2009 г. N КА-А40/12837-08-2).

Если же конкурсное производство не завершено, долг безнадежным не является (Постановление ФАС Московского округа от 10 октября 2008 г. N КА-А40/9523-08-П).

Процедура банкротства занимает много времени. Поэтому в ходе производства по делу о банкротстве может пройти более трех лет с даты возникновения долгов. Появятся формальные основания для того, чтобы считать срок исковой давности истекшим. Однако до окончания конкурсного производства долги в части, включенной в реестр требований кредиторов, нельзя признать безнадежными. Ведь на стадии конкурсного производства производится расчет с кредиторами за счет оставшегося имущества организации-банкрота. Поэтому, если конкурсное производство еще не завершено, задолженность нельзя отнести к расходам несмотря на то, что с момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении своего права, прошло более трех лет (письма Минфина России от 4 марта 2013 г. N 03-03-06/1/6313, от 28 января 2005 г. N 07-05-06/28, Постановления ФАС Московского округа от 20 марта 2012 г. N А40-А40-60565/11-99-267, от 19 марта 2010 г. N КА-А40/1782-10).

Получите
консультацию
эксперта
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
сегодня
11:00
Эффективное взыскание задолженностей: практика для бизнеса
Открытый вебинар
Записаться
Наверх