Обзор закона об изменениях НК 2020

02 апреля 2020

1 апреля 2020 года В.В. Путин подписал Федеральный закон № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон принят во исполнение отдельных предложений, озвученных Президентом РФ в обращении к гражданам России 25 марта 2020 года. Закон делегирует Правительству РФ и главам субъектов РФ на период до конца 2020 года право издания нормативных правовых актов, регулирующих налоговые правоотношения.

Перечислим основные положения Закона.

Изменения с 1 апреля 2020 года

1. Полномочия Правительства РФ

Правительство РФ вправе в 2020 году издавать имеющие обратную силу нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно):

  • приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных НК РФ, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля;
  • продление установленных НК РФ сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов;
  • продление установленных законодательством субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу;
  • продление сроков представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений);
  • продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
  • дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления;
  • основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

Также Правительство РФ вправе в 2020 году издавать имеющие обратную силу нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно):

  • продление установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» сроков уплаты страховых взносов;
  • продление сроков представления в территориальные органы страховщика расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) иных документов;
  • продление сроков направления и исполнения требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также сроков принятия решений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов;
  • дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, изменение порядка и условий ее предоставления;
  • основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов;
  • основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в территориальные органы страховщика расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) иных документов (сведений).

2. Полномочия высших исполнительных органов субъектов РФ

Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ вправе в 2020 году издавать имеющие обратную силу нормативные правовые акты, устанавливающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление сроков уплаты налогов, предусмотренных:

  • системой налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей,
  • упрощенной системой налогообложения,
  • системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
  • патентной системой налогообложения.

Также эти органы смогут в указанный период продлевать сроки уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора. Это касается платежей, установленных законодательством субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах. Полномочие действует, если указанные сроки не продлены Правительством РФ, либо им не предусмотрены более ранние сроки их уплаты.

Если сроки продлеваются для отдельных категорий налогоплательщиков, при принятии этих нормативных правовых актов и установлении критериев определения этих категорий учитываются следующие показатели:

  • основные виды экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года;
  • данные, содержащиеся в реестрах, ведение которых осуществляет ФНС России, в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Если указанные категории определяются на основе иных критериев, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ формирует соответствующий перечень налогоплательщиков с указанием их идентификационных номеров. Этот перечень направляется в налоговый орган по субъекту РФ в электронной форме.

3. Понятие рабочего дня

Для целей НК РФ рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

4. Расходы для УСН, если раньше применяли ЕНВД

Организации и ИП, которые до перехода на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, применяли систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или патентную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, вправе учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые учитываются по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 34617 НК РФ.

Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, при применении упрощенной системы налогообложения учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была произведена их фактическая оплата после перехода на упрощенную систему налогообложения.

Действие указанного правила распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

5. Тарифы страховых взносов для МСП

В период с 1 апреля 2020 года до конца расчетного периода 2020 года для страхователей, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», применяются следующие тарифы страховых взносов:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

  • в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца, не превышающей величину минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, — 22 %;
  • в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, — 10 %;

сверх предела установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

  • в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца, не превышающей величину минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, — 10 %;
  • в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, — 10 %.

В период с 1 апреля 2020 года до конца расчетного периода 2020 года определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии в отношении застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом РФ на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента на финансирование накопительной пенсии) по следующим тарифам страховых взносов:

Тариф страхового взноса Тариф страхового взноса для лиц 1966 года рождения и старше Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе
Вариант пенсионного обеспечения 0,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года — на финансирование накопительной пенсии) Вариант пенсионного обеспечения 6,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года — на финансирование накопительной пенсии)
на фи­нан­си­ро­ва­ние страховой пенсии на фи­нан­си­ро­ва­ние накопительной пенсии на фи­нан­си­ро­ва­ние страховой пенсии на фи­нан­си­ро­ва­ние накопительной пенсии
22,0 процента (в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца, не пре­вы­шаю­щей величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода) 22,0 процента на фи­нан­си­ро­ва­ние страховой пенсии, из них: 6,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов; 16,0 процента — индивидуальная часть тарифа страховых взносов 22,0 процента, из них: 6,0 процента —солидарная часть тарифа страховых взносов; 16,0 процента — индивидуальная часть тарифа страховых взносов 0,0 процента — индивидуальная часть тарифа страховых взносов 16,0 процента, из них: 6,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов; 10,0 процента — индивидуальная часть тарифа страховых взносов 6,0 процента — индивидуальная часть тарифа страховых взносов
10,0 процента (в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — в отношении части выплат в пользу застрахованных лиц, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода) 10,0 процента на фи­нан­си­ро­ва­ние страховой пенсии, из них 10,0 процента — индивидуальная часть тарифа страховых взносов 10,0 процента, из них 10,0 процента — индивидуальная часть тарифа страховых взносов 0,0 процента — индивидуальная часть тарифа страховых взносов 4,0 процента, из них 4,0 процента — индивидуальная часть тарифа страховых взносов 6,0 процента — индивидуальная часть тарифа страховых взносов
10,0 процента (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) 10,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов 10,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов 0,0 процента 10,0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов 0,0
процента.

6. Пониженные тарифы страховых взносов для МСП

В период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:

на обязательное пенсионное страхование:

  • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 %;
  • свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 %;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0 %;

на обязательное медицинское страхование — 5%.

Изменения с 1 января 2021 года

1. Страховые взносы для МСП

Тарифы стандартных и пониженных страховых взносов будут аналогичны указанным выше для 2020 года.

2 . НДФЛ по доходам от обращения облигаций

Доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления перестают быть исключением из налоговой базы по НДФЛ, и налоговая база по ним определяется в соответствии со статьей 214.1 НК РФ.

3. НДФЛ по доходам от вкладов

Налоговая база по НДФЛ при получении начиная с 1 января 2021 года доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ, определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Центрального банка РФ, действующей на первое число налогового периода, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в валюте РФ в банках, находящихся на территории РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.

В случае, если доходы номинированы в иностранной валюте, такие доходы пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения дохода.

Расчет суммы НДФЛ по итогам налогового периода осуществляется налоговым органом на основании информации, представленной банками не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом, о суммах выплаченных процентов в отношении каждого физического лица, которому производились такие выплаты в течение налогового периода. Исключение: проценты, выплаченные по вкладам (остаткам на счетах) в валюте РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, и по счетам эскроу.

Налогоплательщики, получившие доходы, указанные в статье 214² НК РФ, уплачивают НДФЛ не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога; такие доходы налогоплательщик вправе не указывать в налоговой декларации.

Налоговая ставка по НДФЛ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, по доходам в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, устанавливается в размере 13 %.

Получите
консультацию
эксперта
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос