Особенности уплаты НДС при импорте товаров в Россию из стран-участников Евразийского экономического союза

29 июля 2022
Вопросы взаимодействия с государствами — членами Евразийского экономического союза стали еще более актуальными в нынешней экономической и политической ситуации. Сегодня поговорим об отдельных аспектах исчисления НДС и применения налоговых вычетов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в рамках ЕАЭС.

С 2015 года действуют и применяются на практике положения Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — ЕАЭС) от 29.05.2014, заключенного между Российской Федерацией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией, которая присоединилась к ЕАЭС с 12.08.2015. Напомним, что ЕАЭС пришел на смену ранее действовавшему Таможенному союзу.

При этом порядок взимания НДС при взаимной торговле товарами между хозяйствующими субъектами государств-членов ЕАЭС регламентирован Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением № 18 к вышеуказанному Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее — Протокол).


Общий порядок уплаты НДС при импорте из стран ЕАЭС

По общему правилу российские организации-покупатели обязаны уплатить НДС по ставке 20% (либо 10%) при ввозе товаров из стран-участников ЕАЭС, за исключением освобожденных от налогообложения товаров согласно статье 150 НК РФ. Например, не уплачивается НДС при ввозе в Россию технологического оборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 372 (подп. 7 ст. 150 НК РФ). Также п. 6 ст. 72 Договора ЕАЭС закреплены ситуации, когда организации и предприниматели не платят НДС при ввозе товаров в Россию.

Обращаем внимание, что Верховный суд РФ в Определении от 30.05.2016 № 168-ПЭК16 сформулировал позицию: импорт товаров, которые указаны в статье 149 НК РФ, но не указаны в статье 150 НК, тоже не облагается НДС. По мнению ВС РФ, уплата НДС при ввозе товаров, которые освобождены от налогообложения при реализации в России, нарушает принципы международных договоров и приводит к неравным условиям на товарном рынке ЕАЭС. К такому же выводу пришел Минфин России (письма от 08.08.2016 № 03-07-15/46408 и от 03.09.2021 № 03-07-14/71606), а также ФНС России (письмо от 08.12.2016 № СД-4-3/23473).

Обязанность по уплате НДС со стоимости ввезенных товаров распространяется также на тех российских организаций-покупателей, которые применяют специальные режимы налогообложения (УСН и др.) или освобождены от уплаты НДС.

Кроме того, в отличие от общего порядка уплаты НДС при импорте товаров из-за границы, когда «ввозной» налог уплачивается российскому таможенному органу, при ввозе на территорию России товаров из государств-членов ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) НДС подлежит уплате налоговому органу по месту учета российской организации-покупателя.

Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет импортируемых товаров и выступает как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям контракта. Причем если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то российская организация должна пересчитывать валютную стоимость товаров в рубли на дату принятия их к учету.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных из стран ЕАЭС товаров, российская организация-покупатель должна уплатить НДС в бюджет и представить в налоговый орган специальную декларацию по косвенным налогам при импорте товаров из стран таможенного союза (утверждена Приказом ФНС России от 27.09.2017 N СА-7-3/765@).

Документальное подтверждение российской организацией операций по ввозу товаров на территорию Российской Федерации

Важной особенностью осуществления операций по импорту товаров из стран ЕАЭС на территорию России является то, что вместе со специальной декларацией по косвенным налогам российская организация-покупатель обязана представить в налоговый орган определенный пакет документов, а именно:

  • Контракт, на основании которого российской организацией приобретены ввезенные из стран ЕАЭС товары. При этом в случае, когда товары приобретены через посредника (агента, комиссионера и др.), следует представить в налоговый орган соответствующий договор комиссии (агентский договор).
  • Счета-фактуры, оформленные поставщиком из стран-участников ЕАЭС при отгрузке товаров на территорию Российской Федерации. Если выставление счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена, то вместо него в налоговый орган представляется иной документ, выставленный продавцом, который подтверждает стоимость импортированных товаров.
  • Товаросопроводительные и транспортные документы в подтверждение перемещения импортируемых с территории государств ЕАЭС товаров (при условии, если указанные документы оформлялись). При этом такими документами могут выступать товарно-транспортные накладные, международные товарно-транспортные накладные (CMR), железнодорожные накладные и др.
  • Выписка банка либо иного документа, свидетельствующие об уплате российской организацией-покупателем «ввозного» НДС в бюджет. При этом, как правило, налоговые органы истребуют платежные поручения с отметкой и печатью банка.
  • Информационное сообщение о приобретении импортируемых товаров (представляется лишь в случаях, указанных в пунктах 13.2.-13.5 Протокола).

Копии вышеприведенных документов могут быть представлены в налоговый орган также в электронном виде.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — заявление)

Так, российской организации-покупателю необходимо представить в налоговый орган такое заявление в 4-х экземплярах на бумажном носителе и его электронный вариант либо в электронном виде (если оно подписано электронно-цифровой подписью налогоплательщика).

При этом российской организации-покупателю необходимо заполнить раздел 1 заявления (указать сведения о покупателе и поставщике товаров из стран-участников ЕАЭС, о контракте, а также информацию о наименовании, количестве, стоимости товаров, о товаросопроводительных документах и счетах-фактурах и т.п.).

В свою очередь налоговый орган заполняет раздел 2 заявления, где им проставляется отметка об уплате НДС:

  • один экземпляр заявления остается у налогового органа,
  • три других экземпляра передаются российской организации-покупателю (из них два экземпляра передаются продавцу товаров с территории стран ЕАЭС).

Следует отметить, что такое заявление налоговый орган обязан рассмотреть в течение 10 рабочих дней с момента его представления российской организацией вместе с вышеперечисленными документами, и по итогам такого рассмотрения налоговая инспекция либо подтверждает факт уплаты «ввозного» НДС либо мотивированно отказывает в таком подтверждении (Пункт 6 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов к Протоколу от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».).

В том случае, когда заявление было представлено в налоговый орган в электронном виде и подписано электронно-цифровой подписью налогоплательщика, то налоговый орган должен направить в адрес российской организации в электронном виде документ в подтверждение уплаты налога.

ОБРАЩАЙТЕСЬ
ЗА ПОМОЩЬЮ
Будем рады оказать вам консультационную поддержку по вопросам бухгалтерского и налогового учета, налогового права, трудового законодательства.
Задать вопрос

Порядок принятия российской организацией НДС к вычету

Суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, ввозимым на территорию одного государства — члена ЕАЭС с территории другого государства — члена ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары (пункт 26 Протокола).

Тем самым российская организация-покупатель вправе применить вычет по уплаченному при ввозе товаров НДС при соблюдении общих условий, установленных главой 21 НК РФ, а именно:

  • принятие ввезенных товаров к учету,
  • уплата «ввозного» НДС,
  • приобретение таких товаров для операций, облагаемых НДС.

При этом, в периоде декларирования вычета по НДС в соответствующей налоговой декларации налогоплательщик в книге покупок отражает номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС и платежного поручения, подтверждающего уплату налога (Пункт 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.).

Важно учитывать, что до настоящего времени в правоприменительной практике неоднозначно решается вопрос о моменте возникновения у налогоплательщика права на вычет по НДС:

  • с момента уплаты организацией «ввозного» НДС и принятия на учет товаров,
  • либо имеется также дополнительное условие — наличие у организации заявления с отметкой налогового органа об уплате налога.

В частности, позиция финансового ведомства заключается в том, что «ввозной» НДС налогоплательщик вправе принять к вычету не ранее квартала, в котором налог уплачен и отражен в декларации по уплате косвенных налогов и заявлении о ввозе товаров (см. письма Минфина России от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180, от 05.09.2012 № 03-07-13/01-47, от 17.08.2011 № 03-07-13/01-36 и др.).

Мнение финансового ведомства

Для целей принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории государств — членов ЕАЭС, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

В связи с этим право на вычет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (см. Письмо Минфина России от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180).

Между тем, по нашему мнению, подобные выводы финансовых органов не основаны на нормах действующего налогового законодательства, поскольку, прежде всего, статьями 171, 172 НК РФ не предусмотрено в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС представление налогоплательщиком заявления с отметкой налогового органа.

При этом содержащееся в пункте 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137) требование о необходимости регистрации налогоплательщиком в графе 3 книги покупок заявления с отметкой налоговой органа, с нашей точки зрения, не может рассматриваться в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС по следующим основаниям.

Во-первых, в главе 21 НК РФ прямо не указано, что заявление с отметкой налогового органа выступает в качестве документа, подтверждающего вычет по «ввозному» НДС.

При этом в пункте 1 статьи 172 НК РФ под документами, подтверждающими фактическую уплату НДС при ввозе товаров, по нашему мнению, имеются в виду платежные поручения (выписки банка и др.), свидетельствующие об уплате налогоплательщиком НДС таможенному или налоговому органу.

Во-вторых, положения Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137), с точки зрения норм статей 1, 4 НК РФ, не могут дополнять либо изменять содержащиеся в НК РФ нормы (в том числе изложенные в главе 21 НК РФ).

В-третьих, нарушение налогоплательщиком порядка ведения книги покупок (либо ее отсутствие вовсе, либо ее непредставление в ходе камеральной налоговой проверки) не может являться основанием для отказа в вычете по НДС, что подтверждается судебно-арбитражной практикой (См. постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 18.04.2018 по делу №А65-5198/2017, от 28.03.2018 по делу №А65-11110/2017, Арбитражного суда Московского округа от 02.11.2015 по делу №А40-128610/14, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.09.2017 по делу №А13-14539/2016, ФАС Московского округа от 17.01.2013 по делу №А40-40046/12-99-216, от 21.02.2013 по делу N А40-39377/12-107-206, от 19.02.2013 по делу №А40-40052/12-90-210, от 21.02.2012 по делу №А41-34522/10, от 28.12.2011 по делу N А40-13679/11-90-59 и др.).

Иными словами, по нашему мнению, применительно к рассматриваемой ситуации несоблюдение налогоплательщиком условия, касающегося необходимости указывать в книге покупок реквизиты заявления с отметкой налогового органа, не может являться основанием для отказа налогоплательщику в применении вычетов по «ввозному» НДС.

Таким образом, считаем, что российская организация-покупатель вправе применить вычет по уплаченному при ввозе товаров НДС с территории стран ЕАЭС по итогам того квартала, когда указанные товары приняты к учету и суммы налога уплачены в бюджет, без учета того обстоятельства, что отметка налогового органа на заявлении проставлена позже.

Существуют судебные акты, в которых арбитражные суды придерживаются похожей позиции (например, постановления Арбитражного суда Московского округа от 23.03.2022 по делу № А41-46701/2021, от 06.08.2019 по делу № А40-214893/2018).

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Получите максимальную пользу от аудита: проверьте отчетность, устраните риски и найдите финансовые резервы
Рассчитать стоимость аудита

Выводы судов

Суды признали неправомерным вывод налоговой инспекции об отказе в вычете НДС во втором квартале 2020 г. в связи с тем, что отметка об уплате налога получена налогоплательщиком только в третьем квартале 2020 г.

При этом суды установили, что налогоплательщик уплатил спорную сумму налога при импорте товара на территорию РФ с территории государства — члена ЕАЭС и представил соответствующую налоговую декларацию в установленный законом срок.

В такой ситуации суды пришли к выводу, что проставление налоговым органом отметки об уплате косвенных налогов не может влиять на право налогоплательщика заявить к вычету налог, фактически уплаченный в бюджет в этот же отчетный период (постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.03.2022 по делу №А41-46701/2021).

К аналогичному выводу Арбитражный суд Московского округа уже приходил ранее (постановление от 06.08.2019 по делу №А40-214893/2018), подчеркивая, что дата фактического проставления отметки, зависящая от налогового органа, не может учитываться для целей определения периода заявления вычета по НДС.

Но следует отметить, что судебная практика по данному вопросу неоднозначна. В других делах суды занимают противоположную позицию. Они указывают, что право на вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров с территории государства — члена ЕАЭС, возникает не ранее получения подтверждения факта уплаты «ввозного» налога, т.е. не ранее даты проставления налоговым органом отметки на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (постановления Арбитражного суда Московского округа от 29.01.2018 по делу №А40-58746/2017, Арбитражного суда Центрального округа от 07.06.2021 по делу №А09-12959/2019, от 26.11.2020 по делу №А08-6538/2017 и др.).

В связи с изложенным выше следует учесть, что при таком варианте поведения (принятие к вычету НДС, уплаченного при ввозе товаров с территории стран ЕАЭС по итогам того квартала, когда указанные товары приняты к учету и суммы налога уплачены в бюджет, без учета того обстоятельства, что отметка налогового органа на заявлении проставлена позже) имеется высокий риск, что налоговый орган откажет организации в праве принять к вычету «ввозной» НДС, т.к. примет во внимание изложенную официальную позицию финансового ведомства, а также неоднозначную судебную практику.

Будем рады, как практикующие налоговые юристы, оказать Вам профессиональную поддержку при сопровождении камеральных налоговых проверок, связанных с возмещением НДС из бюджета, в том числе в ситуациях, когда осуществляется импорт товаров из стран еаэс (Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии).

завтра
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх