Содержание
Критерии анализа бухгалтерской и налоговой отчетности
Предполагается, что критерии оценки и соответствующие методики будут утверждены ФНС до нового года. Однако из пояснительной записки к проекту закона следует, что техническое решение и методики проведения оценки уже разработаны и применяются ФНС в рамках функционирования сервиса, доступного пока только в личном интерактивном кабинете налогоплательщика. В связи с этим принятие закона направлено, по сути, на нормативное закрепление уже существующей практики и расширение её применения.
Действующие сейчас методики оценки утверждены Приказом ФНС от 24.03.2023 №ЕД-7-31/181@ и предусматривают проведение оценки индивидуальных предпринимателей по 17 критериям и организаций — по 44. Большая часть критериев основана на объективных данных о налогоплательщике, которые могут быть получены заинтересованным лицом в той или иной форме и сейчас, используя общедоступные официальные источники (например, сервис ФНС «Прозрачный бизнес», различные реестры): отсутствие задолженности по обязательным платежам, непроведение банкротных и ликвидационных процедур, недопущение просрочек исполнения государственных контрактов, непривлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, своевременное представление налоговой отчетности и т.п.
Между тем, реальный интерес в смысле понимания того, как видит ФНС налогоплательщика, представляют 13 критериев, основанных на показателях бухгалтерской и налоговой отчетности организаций, при соответствии которым юридическое лицо может получить от ФНС «удовлетворительную» оценку:
По данным налоговой отчетности
- Налоговая нагрузка составляет не менее 75% от среднего значения, рассчитанного для соответствующего субъекта РФ с учетом масштаба деятельности организации, вида экономической деятельности и системы налогообложения (рассчитывается как соотношение суммы начисленных с финансового результата НДС, налога на прибыль организаций, УСН, ЕСХН и выручки).
- В декларациях по НДС отсутствуют противоречия относительно данных другого налогоплательщика (не учитываются «искажения» в размере до 0,65% включительно от суммы налоговых вычетов за оцениваемый период).
- Доля налоговых вычетов по НДС от суммы начисленного налога ниже среднего значения доли налоговых вычетов для соответствующего субъекта РФ с учетом масштаба и вида экономической деятельности организации.
- Среднемесячная заработная плата на одного работника превышает уровень средней заработной платы для соответствующего субъекта РФ с учетом масштаба и вида экономической деятельности организации.
- Размер среднемесячной заработной платы каждого сотрудника организации превышает МРОТ.
По данным бухгалтерской отчетности
- Имеется положительный финансовый результат.
- Коэффициент текущей ликвидности имеет значение от 1 и более (определяется как отношение суммы оборотных активов к сумме краткосрочных обязательств, уменьшенных на величину доходов будущих периодов).
- Коэффициент платежеспособности по текущим обязательствам имеет значение от 1,1 и более (определяется как отношение активов к долгосрочным и краткосрочным обязательствам).
- Коэффициент автономии (финансовой независимости) имеет значение 0,25 и более (определяется как отношение собственных средств к величине совокупных активов).
- Коэффициент покрытия процентов имеет значение от 2,5 и более (определяется как отношение суммы чистой прибыли к сумме начисленных процентов).
- Показатель рентабельности активов имеет значение 10% и более (определяется в процентах как отношение чистой прибыли / убытка к совокупным активам).
- Отсутствует снижение стоимости основных средств.
- Отсутствует снижение стоимости внеоборотных активов.
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит»
Последствия для налогоплательщиков
Стоит заметить, что почти половина перечисленных критериев уже давно используется как основа для самостоятельной оценки налогоплательщиками риска назначения выездной налоговой проверки в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@.
Однако, если сейчас такая информация об организации служит для «внутреннего пользования» или раскрывается перед третьими лицами по собственной инициативе, то с 2026 года результат оценки организации на соответствие общим и дополнительным критериям, установленным ФНС, в виде выписки по утвержденной форме, сможет быть получен третьим заинтересованным лицом, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, предполагается, что выписки с результатами оценки ФНС будут направляться в государственные органы для целей решения вопросов предоставления мер поддержки, льгот, осуществления закупок. Также результаты оценки ФНС могут представляться самим налогоплательщиком по запросу его контрагентов.
Советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий юрист по налоговым и гражданско-правовым спорам «Правовест Аудит»
При внесении законопроекта Правительство не скрывало, что целью работы сервиса оценки налогоплательщиков является совершенствование процедур расходования бюджетных средств, предоставления налоговых льгот, а также преддоговорных проверок контрагентов.
Это означает, что по мере дальнейшего нормативного внедрения результатов такой оценки в качестве обязательного к учету фактора будет расти значимость того, удовлетворяют ли показатели бухгалтерской и налоговой отчетности организации определенным ФНС критериям.
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров
Что важно сделать во избежание рисков «низкого рейтинга»
Каждая компания должна быть уверена, что бухгалтерская и налоговая отчетность не содержит ошибок. Отклонения, которые ранее могли оставаться незамеченными, с 2026 года станут важным публичным фактором оценки надежности бизнеса. Недостоверная отчетность может испортить репутацию компании, и напротив, «положительные» показатели в оценке ФНС будут являться определенным конкурентным преимуществом налогоплательщика. Аудит помогает навести порядок в учете и отчетности, держать важные зоны под контролем чтобы избежать рисков финансовых потерь. Своевременное проведение защитит не только от низкого рейтинга в оценке ФНС, но и риска налоговых доначислений и , поможет найти финансовые
В новых условиях перед организациями неизбежно и крайне остро будет вставать вопрос формирования бухгалтерской и налоговой отчетности, в том числе исходя из критериев оценки ФНС. Порядок раскрытия результатов оценки третьим лицам требует от налоговых органов предварительного информирования налогоплательщика о содержании выписки и допускает возможность её корректировки в случае представления обосновывающих документов. Поэтому аудиторское заключение в отношении «неудовлетворительной» в понимании ФНС отчетности становится не только средством самопроверки для бизнеса (обязательной в силу закона или инициативной), но и весомым аргументом при доказывании налоговому органу, возможно, и суду необходимости корректировки оценки данных бухгалтерского и налогового учета.
