Налоговые последствия приостановления в 2023 соглашений об избежании двойного налогообложения

18 августа 2023

8 августа 2023 года вступил в силу Указ Президента РФ от 08.08.2023 года N 585, которым в связи с совершением рядом иностранных государств недружественных действий приостановлено действие основных норм соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН). Давайте разберемся, как такие меры могу отразиться на российских налогоплательщиках и налоговых агентах, взаимодействующих с «недружественными» иностранными лицами?

Какие СОИДН приостановлены

Указом Президента РФ приостановлены положения 38 соглашений об избежании двойного налогообложения:

Номер в Указе Государство, с которым приостановлено действие некоторых положений СОИДН Какие нормы СОИДН приостановлены
1 Польша ст. 4 — 20 и 22 Соглашения от 22 мая 1992 г.
2 США п. 4 ст. 1, ст. 5 — 21 и 23 Договора от 17 июня 1992 г., а также действие Протокола к нему.
3 Корея ст. 5 — 21 и 23 Конвенции от 19 ноября 1992 г.
4 Болгария ст. 5 — 22 и 24 Соглашения от 8 июня 1993 г.
5 Швеция ст. 5 — 22, 24, 27, 28 и 30 Конвенции от 15 июня 1993 г., а также п. 2 Протокола к ней.
6 Люксембург ст. 5 — 22, 24, 28 и 29 Соглашения от 28 июня 1993 г.
7 Румыния ст. 5 — 23 и 25 Конвенции от 27 сентября 1993 г.
8 Великобритания и Северная Ирландия ст. 5 — 21, 23 и 24 Конвенции от 15 февраля 1994 г., а также пунктов «а» — «f» Соглашения от 15 февраля 1994 г.
9 Венгрия ст. 5 — 22 и 24 Конвенции от 1 апреля 1994 г.
10 Ирландия ст. 5 — 22 и 24 Соглашения от 29 апреля 1994 г.
11 Словакия ст. 5 — 22 и 24 Соглашения от 24 июня 1994 г.
12 Албания ст. 5 — 23 и 25 Конвенции от 11 апреля 1995 г.
13 Бельгия ст. 5 — 22, 24 и 27 Конвенции от 16 июня 1995 г., а также п. 3 Протокола к ней.
14 Словения ст. 5 — 23 и 25 Конвенции от 29 сентября 1995 г.
15 Хорватия ст. 5 — 22 и 24 Соглашения от 2 октября 1995 г.
16 Канада ст. 5 — 22, 24 и 28 Соглашения от 5 октября 1995 г., а также Протокола к нему.
17 Югославия ст. 5 — 23 и 25 Конвенции от 12 октября 1995 г. (в отношении Черногории).
18 Швейцария ст. 5 — 22, 24 и 25b Соглашения от 15 ноября 1995 г., а также п. 3-6 Протокола к нему.
19 Чехия ст. 5 — 22 и 24 Конвенции от 17 ноября 1995 г.
20 Дания ст. 5 — 22 и 24 Конвенции от 8 февраля 1996 г.
21 Норвегия ст. 5 — 22, 24 и 27 Конвенции от 26 марта 1996 г., а также Протокола к ней.
22 Италия ст. 5 — 23 и 25 Конвенции от 9 апреля 1996 г., а также п. «а» — «d» и «f» Дополнительного протокола к ней.
23 Финляндия ст. 5 — 21 и 23 Соглашения от 4 мая 1996 г., а также Протокола к нему.
24 Германия ст. 5 — 22 и 24 Соглашения от 29 мая 1996 г., а также п. 2-7 Протокола к нему.
25 Франция ст. 5 — 22 и 24 Конвенции от 26 ноября 1996 г., а также пунктов 2-9 Протокола к ней.
26 Македония ст. 5 — 23 и 25 Соглашения от 21 октября 1997 г.
27 Кипр ст. 5 — 22, 24, 27 и 29 Соглашения от 5 декабря 1998 г.
28 Испания ст. 5 — 22 и 24 Конвенции от 16 декабря 1998 г., а также пунктов II — VIII Протокола к ней.
29 Литва ст. 5 — 23, 25 и 28 Соглашения от 29 июня 1999 г., а также Протокола к нему.
30 Исландия ст. 5 — 23 и 25 Конвенции от 26 ноября 1999 г.
31 Австрия ст. 5 — 22, 24, 26.1 и 26.2 Конвенции от 13 апреля 2000 г., а также п. 1, положения «В дополнение к статье 5», положения «В дополнение к ст. 6», положения «В дополнение к статье 7», положения «В дополнение к ст. 7 и 9», положения «В дополнение к ст. 25» Протокола к ней.
32 Португалия ст. 5 — 22 и 24 Конвенции от 29 мая 2000 г., а также п. 2-4 Протокола к ней.
33 Греция ст. 5 — 22 и 24 Конвенции от 26 июня 2000 г.
34 Новая Зеландия ст. 5 — 21 и 23 Соглашения от 5 сентября 2000 г., а также п. 2-11 Протокола к нему.
35 Австралия ст. 5 — 21 и 23 Соглашения между Правительством от 7 сентября 2000 г., а также п. 1, 2, 4 — 8 Протокола к нему.
36 Сингапур ст. 5 — 22 и 24 Соглашения от 9 сентября 2002 г., а также п. 3.1-7 Протокола к нему.
37 Мальта ст. 5 — 21, 23 и 27 Конвенции от 24 апреля 2013 г., а также п. 2 Протокола к ней.
38 Япония ст. 5 — 21, 23 и 26 от 7 сентября 2017 г., а также п. 1-3 Протокола к ней.
Аудит
все победит
Мы проверим отчетность, покажем риски и найдем финансовые резервы, а так же вы получите страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года
Рассчитать стоимость аудита

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения не предусматривают процедуру их приостановления, они могут быть только прекращены. Однако п. 4 ст. 37 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее — Закон N 101-ФЗ) устанавливает возможность приостановления международных договоров Президентом Российской Федерации. Эта норма может быть применена в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона. Если Госдума отклонит проект федерального закона о приостановлении действия международного договора, действие договора незамедлительно возобновиться.

Приостановление действия международного договора РФ освобождает Россию от обязательства выполнять в течение периода приостановления договор в своих отношениях с теми его участниками, с которыми приостанавливается действие договора, и не влияет в остальном на установленные договором правовые отношения РФ с другими его участниками (п. 1 ст. 39 Закона N 101-ФЗ).

Из данных норм, по мнению автора следует, что СОИДН считаются приостановленными РФ с даты вступления в силу соответствующего Указа Президента, т.е. не дожидаясь принятия соответствующего федерального закона Госдумой. Соответственно положения вышеперечисленных СОИДН приостановлены и не применяются РФ с 08.08.2023 г.

Напомним, что СОИДН улучшают положения налогоплательщиков, позволяя уплачивать налог только в одном государстве или устанавливая пониженные ставки налогообложения. Поэтому приостановление СОИДН может отразиться как на иностранных, так и на российских налогоплательщиках, получающих доходы за рубежом.

Последствия для российских налогоплательщиков

Для российских организаций

Российские организации вправе зачесть в счет уплаты налога на прибыль налог, уплаченный ими за рубежом в соответствии с законодательством иностранного государства, в т.ч. удержанный иностранным контрагентом (п.3 ст.311 НК РФ). Исключения составляет только налог, уплаченный с доходов, не учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с п.4 ст.251 НК РФ. Речь идет о доходах международной холдинговой компании от участия в реализации проектов по геологическому изучению, разведке, добыче полезных ископаемых и иных работ, если такие проекты осуществляются в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска).

По общему правилу для зачета «иностранного налога» НЕ требуется наличие СОИДН (Письмо Минфина России от 08.09.2022 N 03-03-06/2/87403). СОИДН важно лишь для зачета налога, уплаченного с дивидендов иностранных организаций. Он может быть зачтен в РФ, только если это предусмотрено международным договором (п. 2 ст. 275 НК РФ).

Отметим, что все 38 приостановленных СОИДН продолжают действовать в части устранения двойного налогообложения. Т.е. РФ НЕ приостановила действие тех статей СОИДН, которыми предусмотрен зачет зарубежного налога в счет уменьшения налоговых обязательств российских налогоплательщиков. Поэтому, если СОИДН предусматривало зачет налога, уплаченного на территории иностранного государства с дивидендов, то и после 08.08.2023 г. данные положения продолжают действовать.

Пример. Статья 23 Соглашения от 05.12.1998 с Кипром продолжает действовать. Данной нормой предусмотрено, что сумма уплаченного налога на доходы, облагаемые на Кипре, может вычитаться из налога, взимаемого в России. Сумма такого вычета, однако, не должна превышать сумму налога на такой доход или капитал в России, рассчитанную в соответствии с ее налоговым законодательством и правилами.

Аналогичные положения о зачете остались и в приостановленных СОИДН с другими государствами.

Соответственно получается, что приостановление некоторых положений СОИДН со стороны РФ не должно отразиться на налоговой нагрузке российских компаний, в т.ч. при получении доходов в виде дивидендов. Она может стать выше только в том случае, если иностранное государство, с котором заключено СОИДН, также приостановит его действие в отношении доходов российских налогоплательщиков и будет взимать налоги по ставкам, предусмотренным иностранным законодательством без учета СОИДН.

Мы на вашей стороне!
В нашей компании работают 100% только штатные специалисты. Мы не передаем никакие данные третьим лицам и не пытаемся подставить бухгалтера. Находим резервы и даем рекомендации по устранению ошибок.
Рассчитать стоимость аудита
Напомним! Сумма иностранного налога, засчитываемого в счет уплаты налога на прибыль, в любом случае, не должна превышать сумму налога, рассчитанного в соответствии с НК РФ (п.3 ст.311 НК РФ).

Для физических лиц — резидентов РФ

Суммы налога, фактически уплаченные физическим лицом — налоговым резидентом РФ в соответствии с законодательством других государств с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения (п.1 ст.232 НК РФ).

Поскольку положения приостановленных СОИДН о возможности зачета иностранного налога в счет уплаты НДФЛ продолжают действовать, физические лица-резиденты РФ смогут, как и прежде зачесть налог, уплаченный на территории иностранного государства, в счет уплаты НДФЛ в порядке, предусмотренном ст.232 НК РФ. Т.е. порядок налогообложения в РФ для них не меняется.

Последствия для российских налоговых агентов

Налоговые агенты по налогу на прибыль

Налог с доходов иностранной организации, если они не связаны с деятельностью ее постоянного представительства в РФ, удерживается у источника выплата налоговым агентом (п.4 ст.286, п.2 ст.310 НК РФ).

Обязанность по удержанию налога возникает в случае выплаты доходов, указанных в п.1 ст.309 НК РФ — так называемых «пассивных доходов»: доходов от предоставления в аренду имущества на территории РФ, дивидендов, процентов, доходов от прав использования объектов интеллектуальной собственности на территории РФ, доходов от международных перевозок и др.

Если нормами международных соглашений предусмотрено, что выплачиваемые доходы не облагаются в РФ или применяются пониженные ставки налога, исчисление и удержание налога производится в соответствии с СОИДН при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту документов, предусмотренных ст.312 НК РФ (пп.4 п.2 и п.3 ст.310 НК РФ).

Приостановленные нормы СОИДН с «недружественными государствами», в т.ч. регулировали льготный порядок налогообложения доходов, облагаемых в РФ у источника выплаты. Соответственно с 08.08.2023 г. они не применяются и налогообложение таких доходов налоговые агенты должны производить по ставкам, установленным НК РФ.

Пример. По общему правилу, налог с доходов по лицензионным договорам исчисляется по ставке 20% (пп. 1 п. 2 ст. 284, пп.4 п.1 ст.309, абз.4 п.1 ст.310 НК РФ), от международных перевозок-по ставке 10% (пп.8 п.1 ст.309, пп.2 п.2 ст.284 и абз.5 п.1 ст.310НК РФ), по дивидендам — по ставке 15% (пп. 3 п. 3 ст. 284, пп. 1 п. 1 ст. 309, абз.2 п.1 ст.310 НК РФ НК РФ).

Как мы уже говорили, положения СОИДН приостановлены с 08.08.2023 г. Поэтому, по мнению автора, приостановление СОИДН должно затрагивать только те выплаты иностранным компаниям, которые производятся с 08.08.2023 и позднее (до возобновления СОИДН).

Как следует из п.1 ст.310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов. Т.е. обязанность по исчислению налога и применению/неприменению соглашений об избежании двойного налогообложения возникает именно на дату выплаты дохода.

Так, если российская организация с 08.08.2023 и позднее выплачивает иностранной компании — резиденту государства с которым приостановлено СОИДН (его основные положения), доход, например, за услуги международной перевозки, дивиденды, доходы по лицензионным договорам и др. доходы, облагаемы в РФ, российская организация должна удержать налог на прибыль по ставкам, предусмотренным НК РФ.

Полагаем, что увеличение налоговой нагрузки на доходы иностранных компаний может привести к удорожанию стоимости их услуг, доходы от которых должны облагаться налогом у источника выплаты. Например, на 20% может увеличиться стоимость прав на иностранные программы ЭВМ. Таким образом, иностранные компании из «недружественных государств» будут компенсировать свои расходы по уплате налога в российский бюджет.

Налоговые агенты по НДФЛ

В отношении выплат, облагаемых НДФЛ и удерживаемых налоговым агентом, установлено, что положения СОИДН применяются при выплате дохода физическому лицу, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключено такое соглашение (п.6 ст.232 НК РФ). Соответственно, по мнению автора, приостановленные положения СОИДН в части налогообложения доходов физлиц НЕ должны применяться в отношении выплат, произведенных с 08.08.2023 г. и позднее. Такие доходы следует облагать НДФЛ в порядке и с применением ставок, предусмотренных НК РФ.

К сведению! Положения приостановленных СОИДН об определении налогового резидентства НЕ приостановлены, поэтому при определении налогового статуса физлица, по-прежнему следует руководствоваться соответствующими положениями СОИДН.

Также не забывайте, что у физлиц, НЕ являющихся налоговыми резидентами РФ, НДФЛ облагаются только доходы, полученные от источников в РФ (п.2 ст.209 НК РФ)

С приостановлением СОИДН у налоговых агентов по налогу на прибыль и НДФЛ вопросов стало больше. Например, раньше многие российские компании не задумывались, по какой ставке облагать доход иностранной компании от предоставления в аренду контейнеров, используемых для перевозок по территории РФ, нужно ли облагать доходы иностранных экспедиторов при организации перевозки и др. Просто собирали документы, предусмотренные ст.312 НК РФ для освобождения от налогообложения таких доходов в соответствии с СОИДН и показывали такие выплаты как освобождаемые от налогообложения (или облагаемые по льготным ставкам) в Налоговом расчете. Также при применении СОИДН у многих российских компаний НЕ возникал вопрос: как исчислить и уплатить налог при перечислении доходов в иностранной валюте. Теперь же во многом нужно будет разобраться детально.

При проведении аудита с углубленной проверкой налогового учета аудиторы, эксперты и налоговые юристы своевременно помогут компаниям сориентироваться в тонкостях налогообложения, выявят налоговые риски и возможные способы оптимизации налоговых платежей.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Аудиторы помогут проверить систему внутреннего контроля, разрешить вопросы налогового и бухгалтерского учета любой сложности
Узнать за минуту стоимость аудита
26 ноя
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх