Пояснения в налоговую по требованию в 2025

11 апреля 2025

Часто организации получают от налоговых органов требования о представлении пояснений по различным вопросам, связанным с уплатой и исчислением налогов. В статье рассмотрим, в каких ситуациях налоговый орган может направить такое требование, как и в какой срок компании отреагировать на него.

Когда нужно представить пояснения в налоговый орган?

Пояснения представляются в ответ на требование, полученное от налогового органа.

Так, истребование пояснений является одним из мероприятий налогового контроля, направленных на установление действительной налоговой обязанности налогоплательщика. И, как правило, получение требования от налоговой инспекции, в котором указано на необходимость представить пояснения, свидетельствует о том, что у налогового органа возникли вопросы к корректности отражения налогоплательщиком своих налоговых обязательств.

Так, налоговым законодательством предусмотрены следующие основания для истребования у налогоплательщика пояснений.

В рамках проводимой камеральной налоговой проверки инспекция направляет требование о предоставлении объяснений в следующих ситуациях:

  • инспекция обнаружила ошибки или противоречия в представленной налогоплательщиком декларации или расчете (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • инспекция выявила несоответствия между сведениями в налоговой отчетности проверяемой организации и данными, которые имеются в распоряжении инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • организация представила уточненную налоговую декларацию и заявила в ней сумму налога к уплате меньше, чем в первоначально поданной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • в налоговой декларации по налогу на прибыль налогоплательщик заявил убыток (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • в налоговой отчетности заявлены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
  • в декларации по налогу на прибыль налогоплательщик заявил региональный инвестиционный налоговый вычет (п. 8.8 ст. 88 НК РФ).

В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения относительно различных вопросов, касающихся деятельности налогоплательщика, относимых к предмету проверки.

Так, Федеральная налоговая служба России в письме от 13 августа 2014 г. №ЕД-4-2/16015 указала, что «получение пояснений в ходе выездной налоговой проверки способствует выявлению позиции налогоплательщика до составления акта налоговой проверки и в отдельных случаях позволяет избежать предъявления недостаточно обоснованных претензий».

Инспекция также вправе запрашивать у налогоплательщика пояснения при проведении налогового мониторинга (п.п. 2, 3 ст. 105.29 НК РФ).

Также налоговый орган может пригласить налогоплательщика для дачи пояснений вне рамок налоговой проверки (в рамках процедуры налоговой комиссии) (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Часто это происходит в ситуациях, когда налоговый орган видит налоговые разрывы по цепочке операций с участием контрагентов налогоплательщика или когда выявлены «технические» компании среди контрагентов налогоплательщика по операциям, с которыми налогоплательщик признал расходы в целях налогообложения прибыли/принял к вычету НДС.

Налогоплательщик может и самостоятельно представить пояснения (не получая требования от инспекции). К примеру, вместе с уточненной декларацией налогоплательщик может представить пояснения, в которых отразит причины подачи уточненной декларации.
Защитите свой бизнес
Вместе с достоверной отчетностью и аудиторским заключением вы получите страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года
Рассчитать стоимость аудита

Как составить ответ на требование налогового органа о представлении пояснений?

По общему правилу пояснения в ответ на требование инспекции составляются в произвольной форме.

Существуют исключения. В частности, пояснения по выявленным инспекцией расхождениям в налоговой декларации по НДС необходимо представлять в специальном формате (утвержден Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@), если декларация по НДС подается по ТКС (п. 3 ст. 88 НК РФ). Если пояснения будут представлены не по установленному формату, то они будут считаться не представленными (и, соответственно, организацию могут оштрафовать).
Кира Трунтаева
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

В пояснениях укажите:

  • реквизиты инспекции, в которую предоставляются пояснения,
  • сведения о компании-налогоплательщике, которая представляет пояснения (в частности, наименование, ИНН/КПП),
  • номер и дату требования инспекции, на которое направляете пояснения.

Основная часть пояснений содержит разъяснения по вопросу, указанному инспекцией в требовании. Содержание комментариев будет зависеть от содержания требования налогового органа (от того, какую информацию и по какому налогу запрашивает инспекция и пр.).

К пояснениям приложите документы, подтверждающие обстоятельства, указанные в пояснениях (при наличии). Представление документов вместе с пояснениями не является обязательным. Однако рекомендуем их направлять в инспекцию вместе с пояснениями в случае, если такие документы смогут наглядно подтвердить вашу позицию.

Пояснения подписываются генеральным директором организации или иным лицом, уполномоченным от имени организации (например, представителем по доверенности).

Примеры ситуаций, в которых налоговые органы истребуют пояснения у налогоплательщиков

Пояснения при получении информации о выявленных налоговым органом расхождениях (ошибках) в налоговой отчетности

К примеру, налоговый орган в ходе камеральной проверки налоговой декларации выявил расхождения в данных налоговой отчетности организации.

В первую очередь, налогоплательщику необходимо проверить, есть ли ошибки в представленной декларации (расчете) или все данные заполнены корректно.

Даже если в результате анализа ошибок не выявлено, игнорировать требование инспекции не следует. Укажите на отсутствие ошибок в пояснениях, при этом разъяснив порядок формирования данных декларации, которые вызвали у инспекции сомнения. В подтверждение своей позиции к пояснениям можете приложить подтверждающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ) (к примеру, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета).
Начать аудит сейчас
Сразу получить помощь аудиторов, в т.ч. по новым ФСБУ, выявить налоговые риски и ошибки до сдачи отчетности
Узнать цену аудита

Возможна ситуация, когда, проанализировав требование инспекции, налогоплательщик приходит к выводу, что ошибки в оформлении отчетности действительно были допущены, однако они не повлекли за собой занижение налога к уплате. В такой ситуации в пояснениях вы можете указать корректные данные (при необходимости приложив подтверждающие документы) и одновременно разъяснить, почему допущенная ошибка не привела к занижению налога к уплате. Вместо пояснений вы вправе подать уточненную налоговую декларацию, скорректировав ошибочное заполнение данных.

Подача уточненной декларации в ситуации, когда допущенные ошибки не привели к занижению суммы налога к уплате, — право, а не обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом помните о том, что подача уточненной налоговой декларации инициирует новую камеральную налоговую проверку (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Кира Трунтаева
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Если же при подготовке ответа на требование инспекции вы пришли к выводу, что ошибки в декларации действительно есть и из-за них занижен налог, то вы должны подать уточненную декларацию (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ). В этой ситуации пояснения составлять необязательно.

Пояснения по различным налогам

Также рассмотрим примеры наиболее распространенных ситуаций, когда инспекция направляет требования о представлении пояснений по различным налогам.

Истребование пояснений в связи с уплатой налога на прибыль.

Проверяя исчисление и уплату налога на прибыль, налоговый орган со значительной степенью вероятности истребует у налогоплательщика пояснения по следующим вопросам:

  • о причинах снижения налоговой нагрузки;
  • о причинах отражения в налоговой декларации убытка.

При этом соответствующие пояснения налоговый орган может истребовать у организации как в ходе налоговых проверок, так и вне рамок налоговой проверки организации.

Отвечая на требование налогового органа, важно разъяснить инспекции, что выявленные обстоятельства не являются нарушением налогового законодательства или результатом злоупотребления налогоплательщиком своим правом, а обосновываются разумными экономическими причинами или особенностями хозяйственной деятельности налогоплательщика или иными объективными факторами.

К примеру, снижение налоговой нагрузки может быть обусловлено сезонностью продаж или ростом цен на продукцию или услуги.

Убыточное состояние организации также, как правило, является следствие объективных экономических факторов. К примеру, убыток может формироваться у строительных компаний в период строительства объекта (поскольку изначально компания несет значительные расходы в связи со строительством, а доход получает уже после ввода объекта в эксплуатации и его продажи или сдачи в аренду). Практически у любой компании в период начала деятельности (в связи с высокими стартовыми затратами на закупку оборудования, рекламу и пр.) возникает убыток.

Также убыток может быть вызван приобретением дорогого оборудования или, к примеру, потерей крупного заказчика или завершением крупного проекта.

Все эти экономические причины важно раскрыть налоговому органу, продемонстрировав, реальность хозяйственной деятельности компании, стремление к получению дохода (а не к формальной экономии на налогах). Также при возможности такого прогнозирования рекомендуем указать в пояснениях, каким образом и когда, компания планирует улучшить свою экономическую ситуацию.

Еще одна достаточно распространенная ситуация истребования пояснений по налогу на прибыль — выявление налоговым органом расхождений в данных о доходах от реализации товаров (работ, услуг) в декларациях по НДС и по налогу на прибыль или, к примеру, в данных декларации по налогу на прибыль и бухгалтерской отчетности.

В этом случае также могут быть объективные причины, которые важно объяснить инспекции. К примеру, в целях налогообложения прибыли могут быть учтены доходы, которые не облагаются НДС (к примеру, по основаниям, указанным в ст. 149 НК РФ).

Также доходы и расходы для целей налогового и бухгалтерского учета могут определяться по-разному. К примеру, определенные расходы/доходы признаются в бухгалтерском учете, но не признаются в налоговом или же признаются в налоговом в другом периоде (что, в частности, следует из положений п. п. 3, 4, 8 ПБУ 18/02).

Истребование пояснений в связи с уплатой налога на имущество.

Проверяя исчисление и уплату налога на имущество, налоговый орган может запросить пояснения по применяемым льготам.

В пояснении важно разъяснить по каким основным средствам и по каким основаниям применяются льготы в отношении каждого основного средства (к примеру, на основании конкретных положений ст. 381 НК РФ или согласно региональному законодательству).

Также в качестве пояснения налогоплательщик вправе представить реестр документов, подтверждающих налоговые льготы, в электронной форме (п. 6 ст. 88 НК РФ). Реестр подается по форме и формату, утвержденным Приказом ФНС России от 24.05.2021 N ЕД-7-15/513@.

Если же требование о представлении пояснений в связи с исчислением/уплатой налога на имущество касается выявленных инспекцией расхождений, то, соответственно, в пояснениях следует разъяснить причины этих расхождений.

Например, возможна ситуация, когда в декларации по налогу на имущество не отражены основные средства, не облагаемые налогом на имущество. При этом их стоимость отражена в строке 1150 «Основные средства» бухгалтерского баланса.

Истребование пояснений в связи с уплатой НДФЛ и страховых взносов.

Достаточно часто инспекция истребует пояснения, обнаружив расхождения между расчетом по страховым взносам и отчетностью по НДФЛ. Эти расхождения, как правило, связаны с тем, что какая-то сумма доходов облагается НДФЛ, но с нее не удерживаются страховые взносы (или наоборот).

К примеру, при выплате материальной помощи бывшим сотрудникам необходимо удержать НДФЛ (с учетом положений п. 1 ст. 210 НК РФ), при этом страховые взносы в такой ситуации не уплачиваются.

Еще один пример возможной ситуации истребования пояснений — в расчете 6-НДФЛ сумма уплаченного налога меньше, чем сумма удержанного налога. Такая ситуация возможна, к примеру, если организация вернула физическим лицам излишне удержанный НДФЛ.

Выше приведены только примеры возможных ситуаций, когда налоговый орган может направить требование о направлении пояснений.

В любом случае, получив письмо из налоговой с требованием представления пояснений важно проанализировать ситуацию, которая вызвала у инспекции вопросы, и в пояснениях ясно и убедительно разъяснить инспекции причины отражения соответствующих данных в налоговой отчетности.
Кира Трунтаева
Ведущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию
Аудит все победит!
В рамках аудиторской проверки аттестованные аудиторы и эксперты по налогам проконсультируют вас по волнующим и спорным вопросам, помогут защитить ваше имущество и деньги.
Рассчитать стоимость аудита

Пояснения в налоговую по требованию: образец

Ниже размещаем образец оформления ответа на требование инспекции о представлении пояснений (на примере истребований пояснений о причинах убытков, заявленных в декларации по налогу на прибыль).

В Инспекцию ФНС России № 15 по г. Москве

от ООО «Х»

ИНН/КПП ___/___

«04» апреля 2025 г.


ООО «Х» (далее — «Общество») получило требование о представлении пояснений № 2 от 30.03.2025 (далее — «Требование»), направленное ИФНС России № 15 по г. Москве (далее — «Инспекция»).

Согласно Требованию Инспекция просит Общество представить пояснения о причинах отражения в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2024 год убытков в сумме 2 700 000 руб.

В ответ на Требование Общество сообщает следующее.

ООО «Х» было зарегистрировано 03.09.2024 г. Организация специализируется на оптовой торговле транспортным оборудованием.

В 2024 г. расходы ООО «Х» составили 11 700 000 руб., а доходы — 9 000 000 руб.

В состав расходов, в частности вошли:

  • приобретение оборудования (можно писать подробно по видам/позициям) — 9 000 000 руб.;
  • аренда склада для хранения — 1 000 000 руб.;
  • расходы на оплату труда и страховые взносы — 1 000 000 руб.;
  • иные расходы (в том числе расходы на рекламу, банковское обслуживание и пр.) — 700 000 руб.

Все расходы соответствуют требованиям главы 25 НК РФ, экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Обстоятельства превышения расходов над доходами, которые привели к образованию убытка, связаны с тем, что Общество на стадии запуска деятельности понесло значительные расходы в связи с необходимостью закупки значительного количества оборудования разных видов, аренды склада, организации рекламных компаний для привлечения клиентов. При этом в силу того, что ООО «Х» только начало свою хозяйственную деятельность, у него еще отсутствовала постоянная клиентская база.

При этом уже в 2025 году Общество прогнозирует получение прибыли исходя из следующих показателей: (указать положительные экономические показатели: например, заключены договоры с клиентами на поставку крупной партии оборудования на сумму; при наличии можно также представить прогнозируемые экономические показатели доходности (бизнес-план).

С учетом вышеизложенного, наличие у Общества убытков является временным и обусловлено объективными экономическими факторами.

С уважением,

Директор ООО «Х»

________/Иванов А.А./

Как направить ответ на требование о представлении пояснений в налоговый орган

Пояснения могут быть представлены удобным для налогоплательщика способом: на бумаге или в электронном виде по ТКС (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Исключение, как указано выше, установлено НК РФ для пояснений к декларации по НДС, в ситуации, когда такая декларация должна быть подана электронном формате. Соответствующие пояснения также могут быть представлены по определенному формату в электронном виде по ТКС.

В какой срок необходимо направить пояснения в инспекцию?

Срок для представления пояснений будет указан в требовании налогового органа.

По общему правилу такой срок составляет 5 рабочих дней со дня получения требования (п. п. 3, 6 ст. 88 НК РФ).

Если последний день срока выпадает на выходной, нерабочий праздничный и (или) нерабочий день, пояснения нужно подать не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Ответственность за непредставление пояснений или за нарушение сроков

Непредставление пояснений, которые налогоплательщик обязан представить в соответствии с положениями НК РФ, равно как и пропуск срока на представление пояснений влечет за собой риск привлечения к налоговой ответственности на основании ст. 129.1 НК РФ.

В частности, налогоплательщику может быть вменен штраф в размере 5 000 руб. в случае разового непредставления пояснений и 20 000 руб., если правонарушение будет совершено повторно в течение календарного года.

Но самое неприятное это не указанные штрафы, а вероятное повышение интереса налоговой к вашей компании. Инспекторы могут предположить, что вам «есть что скрывать».

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов
Рассчитать стоимость аудита
АУДИТ СЕГОДНЯ — ЭТО ВАША УВЕРЕННОСТЬ И СТРАХОВКА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ЗА ОШИБКИ ЗАВТРА
Узнать цену за 1 минуту
Наверх