Признание офиса, арендованного для проведения переговоров, обособленным подразделением

21 октября 2020

Организация планирует арендовать офис в городе Москве с единственной целью — проведение переговоров, и не предполагает, что кто-либо из сотрудников будет пребывать в данном офисе на постоянной основе. Организация поставлена на учёт в налоговых органах в другом субъекте РФ.

Будет ли данный арендованный офис признаваться обособленным подразделением?

По общему правилу, организация, открывшая обособленное подразделение, обязана в течение одного месяца сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. На основании данного сообщения осуществляется постановка на учёт организации по месту нахождения вновь открытого обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, п. 4 ст. 83 НК РФ).

При этом для целей НК РФ под обособленным подразделением следует понимать любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создаётся на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).

Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 ТК РФ).

Таким образом, руководствуясь формальным подходом, в рассматриваемой ситуации все признаки создания обособленного подразделения соблюдаются:

  • арендованный офис располагается вне места нахождения организации;
  • офис оборудован стационарными рабочими местами (например, офисная мебель);
  • рабочее место находится под контролем организации (на основании договора аренды);
  • офис арендован на срок свыше одного месяца;
  • работнику необходимо прибыть в арендованный офис на основании распоряжения работодателя (например, в командировку).

Аналогичную позицию занимает и Минфин РФ в своих официальных разъяснениях (письма от 10.04.2018 No 03-02-07/1/23401, от 21.05.2018 No 03-02-07/1/34515).

Однако, по нашему мнению, арендованное офисное помещение, периодически используемое для проведения переговоров, в полной мере не удовлетворяет признакам «стационарного рабочего места», так как пусть и систематическое, но временное использование помещений заведомо неопределенным и меняющимся числом работников не позволяет признавать такое помещение «оборудованным стационарным рабочим местом» для целей применения НК РФ.

Судебная практика, рассматривающая периодически используемый для проведения переговоров арендованный офис в качестве стационарного рабочего места, в настоящее время отсутствует.

При этом, неподача сообщения об открытии обособленного подразделения может повлечь за собой ответственность в виде штрафов размере 200 рублей на основании п. 1 ст. 126 НК РФ (в Определении СК ВС РФ от 26.06.2017 No 303-КГ17-2377 был сформулирован вывод, согласно которому привлечение к ответственности за данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ неправомерно).

Дополнительно отмечаем, что поскольку в рассматриваемом арендуемом офисе отсутствуют работники и основные средства, то у организации также отсутствует обязанность по уплате по месту нахождения такого офиса:

  • НДФЛ (п. 7 ст. 226 НК РФ);
  • страховых взносов (п. 11 ст. 431 НК РФ);
  • авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ (п. 2 ст. 288 НКРФ).

Учитывая однозначную позицию Минфина РФ, мы полностью не можем исключить риск возникновения претензий со стороны налоговых органов. Однако учитывая невысокую величину штрафных санкций и отсутствие судебной практики, риск возникновения споров считаем невысоким.

Получите
консультацию
эксперта
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
завтра
11:00
НДС и налог на прибыль: что нового в отчетности и с 1 июля 2024?
Круглый стол (Online-формат)
Записаться
Наверх