Размещение рекламы в интернете: требования и ответственность 2025 (часть 1)

20 мая 2025

Контроль за размещением рекламы в Интернете усиливается. Каждый рекламный продукт в Интернете должен маркироваться, интернет-рекламе необходимо присвоить уникальный цифровой код — идентификатор, сведения о рекламе нужно отправлять в Роскомнадзор. Нарушение указанных требований может повлечь привлечение субъекта рекламной деятельности к административной ответственности и/или гражданско-правовой ответственности.

Сегодня рассмотрим, какие специальные требования установлены к интернет-рекламе, кто их должен соблюдать, в т.ч. обязательную маркировку рекламы и введение обязательных отчислений в бюджет с 01.04.2025 г. А в следующей статье разберем, какие санкции могут быть применены за их нарушение.

Понятие рекламы, интернет-рекламы

Отношения в сфере рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). Данный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории РФ (ч. 1 ст. 2 Закона о рекламе).

В соответствии со ст. 3 данного закона рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Интернет-реклама — это распространение указанной информации с использованием сети Интернет. С помощью интернет-рекламы можно донести нужное рекламное сообщение до конкретной аудитории в интернете, используя таргетинг (настройку на интересы, возраст, местоположение и другие параметры пользователей). Рекламные материалы (баннеры, видео, тексты, объявления в соцсетях или поисковиках) показываются тем, кто с большой вероятностью заинтересуется предложением. Например, если вы искали в поисковике Яндекс «купить кроссовки», позже можете увидеть рекламу спортивной обуви на других сайтах или в соцсетях.

Самостоятельным видом рекламы является социальная реклама. Она направлена не на продвижение на рынке или достижение иных коммерческих интересов, а на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п. 11 ст. 3 Закона о рекламе).

Основными форматами интернет-рекламы являются:

  • контекстная реклама (объявления в поисковиках, например, в Яндекс);
  • таргетированная реклама (в соцсетях);
  • медийная реклама (баннеры на сайтах, видео на видеохостингах, например, на RuTube);
  • еmail-рассылки.

Какая информация не считается рекламой

Не любая распространяемая информация о товарах или услугах является рекламой, на которую распространяется Закон о рекламе. В соответствии с ч. 2 ст. 2 данного закона его положения не распространяются на:

  1. политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;
  2. информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
  3. справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
  4. сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
  5. вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
  6. объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
  7. информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
  8. любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
  9. упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Пояснения относительно признания рекламой той или иной информации о товарах (услугах), размещаемой в сети Интернет, содержатся также в разъяснениях официальных органов.

Так, по мнению ФАС России не является рекламой (информация, опубликованная 26.10.2022 г. на официальном сайте ФАС России):

А.) Информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавца.

Например, если гостиница публикует на своем сайте и в социальных сетях данные о наличии платных услуг — таких как спа-зоны, теннисные корты или бассейн — это рассматривается как информирование клиентов о собственной инфраструктуре, а не как реклама. Подобные сведения носят справочный характер и помогают потенциальным гостям оценить возможности отеля.

Однако ситуация меняется, когда компания размещает на своем онлайн-ресурсе материалы, продвигающие продукты или услуги третьих лиц. Например, в Постановлении АС Волго-Вятского округа по делу № А43-3822/2022 арбитражный суд подтвердил позицию ФАС, признав такие публикации рекламой. На спорном сайте содержались предложения от сторонних организаций, что, по мнению суда, было направлено на привлечение внимания широкой аудитории к коммерческим интересам других компаний.

Кроме того, информация о товаре может быть признана рекламой, если в ней уделяется особое внимание какому-то отдельному товару, о нем дается избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов.

Б.) Обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера, если его основной целью не является продвижение товара на рынке.

3) Ограниченная интеграция.

Как указывает ФАС России, органично интегрированной в то или иное произведение (включая видеоролик или пост блогера) можно признать информацию о товаре или лице, которая является составной частью общего сюжета произведения (отдельной его части) и выступает в качестве дополнительной характеристики героя или созданной ситуации. При этом, такие товар или организация не представлены в виде, когда внимание концентрируется именно на них, на их достоинствах и иных характеристиках, они не подменяют главных персонажей в произведении (отдельной его части), не нарушают сюжета и не могут быть изъяты из него без ущерба для целостного восприятия произведения.

Примеры органичной интеграции: упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров, а также обычное (органичное) употребление и использование блогерами товаров по назначению, например, продуктов питания, одежды, посуды в видеороликах.

Вместе с тем интеграция не является органичной и может быть признана рекламой, когда в видеоролике внимание акцентируется на товаре, в том числе за счет описания его характеристик, свойств или высказывания положительного отношения блогера к нему.

В Приказе ФАС России от 14.11.23 г. № 821/23 «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований „Понятие рекламы“» отмечено, что рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке.

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, а также иных сведений, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.

Но информация, текст которой содержит указание на профиль деятельности организации, оказывающей какие-либо услуги, а также номер телефона или адрес сайта, позволяющие получателю такой информации воспользоваться услугами, оказываемыми конкретной организацией, является рекламой, поскольку указанные сведения индивидуализируют данную организацию и направлены на привлечение внимания к деятельности такой организации (п. 4 Приложения к Приказу ФАС России от 14.11.2023 № 821/23).

Как указал ФАС России в вышеназванном приказе, не считается рекламой и не подпадает под его ограничения, размещенные в сети Интернет:

  1. Информационные материалы (статьи, телепередачи, посты в интернете и т.д.), если они не создают интерес к конкретному товару или бренду.
  2. Каталоги товаров/услуг на сайтах или в приложениях, где информация сгруппирована по определенным рубрикам (например, список компаний с описанием их ассортимента и ценами). Такая информация носит справочно-информационный характер, поскольку направлена на извещение потребителей о существовании того или иного товара (услуги), предлагаемых к продаже.
  3. Информация о товарах (услугах) на сайте владельца агрегатора, производителя или продавца товара и на их страницах в соцсетях, в мобильных приложениях, если они просто информируют об ассортименте товаров (услуг), условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования.
  4. Информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, контрагентах (партнерах) данной компании и т.п.

Главное правило: если информация нейтральная, носит информационный и справочный характер, не выделяет конкретный товар, не формирует к нему интерес и не призывает к покупке — это не реклама.

Примеры, что не является рекламой в интернет:

  • Справочные данные на сайте магазина (описания товаров, цены, правила доставки).
  • Раздел «Партнёры» с логотипами компаний, если там нет призывов купить их товары (услуги), и размещенная в данном разделе информация не формирует интерес непосредственно к партнерам.
  • Отзывы покупателей (если это личное мнение, а не заказной материал).
  • Результаты поиска в Google или Яндекс (кроме контекстной рекламы в виде баннеров).
  • Личные посты в соцсетях без рекламных призывов (например, «Мне нравится этот шампунь»).

Примеры, когда информация может быть признана рекламой:

  • Если она явно привлекает внимание к товару (например, баннер «Только сегодня скидка 50%!»).
  • Если выделяет один товар среди других (например, акцент на преимуществах конкретной модели в каталоге).
  • Если содержит чрезмерное описание товара и его достоинств, призывы к покупке (например, «Закажите сейчас!», «Лучший продукт на рынке!»).
Важно! Даже нейтральная информация может быть признана рекламой, если по факту она продвигает товар. Например, постоянные упоминания бренда в блоге компании или скрытая реклама партнёров.

Требования к распространению интернет-рекламы

Реклама может размещаться в любых местах, где она прямо не запрещена законом. Например, это может быть телевидение и радио, печатные СМИ, транспорт, наружная реклама, интернет и социальные сети.

Особенностям распространения рекламы в сети Интернет посвящена статья 18.1 Закона № 38-ФЗ. Данной нормой установлены следующие требования в отношении интернет-рекламы:

  1. Обязанность направления сведений об интернет-рекламе в Роскомнадзор
  2. Обязательная маркировка интернет-рекламы
  3. Включение оператора рекламных данных в реестр операторов
  4. Хранение информации об интернет-рекламе
  5. Обязательные отчисления в бюджет с доходов от деятельности по распространению интернет-рекламы для потребителей в РФ

Рассмотрим каждый пункт подробнее.


Аудит риски предотвратит

Обязанность направления сведений об интернет-рекламе в Роскомнадзор

В соответствии с Законом о рекламе в случае размещения рекламы в Интернете информация о такой рекламе должна быть предоставлена в Роскомнадзор.

Кто обязан предоставлять информацию в Роскомнадзор

Предоставлять информацию об интернет-рекламе в Роскомнадзор обязаны следующие субъекты рекламной деятельности, размещающие рекламу (социальную рекламу) в сети Интернет, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ (ч. 3, 5 ст. 18.1 Закона о рекламе):

1) Рекламодатели — это лица, которые дают рекламу в Интернете. Им может быть изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

2) Рекламораспространители — лица, осуществляющие распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. К рекламораспространителям относятся лица, размещающие рекламу на своих ресурсах, например, на сайте или в блоге. К ним относятся владельцы социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов и других сервисов, которые транслируют рекламу в Интернете.

При этом важно подчеркнуть, что для саморекламы нет исключений. При размещении организацией на собственном интернет-ресурсе или на своей странице в соцсети собственных рекламных материалов, информация о такой рекламе подлежит предоставлению в Роскомнадзор (Письмо Роскомнадзора от 14.11.2022 № 03-100982, Информация Роскомнадзора от 22.09.2021).

3) Операторы рекламной системы — лица, осуществляющие деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы. То есть это лица, которые организуют и обеспечивают функционирование информационной системы для размещения и показа рекламы в Интернете на ресурсах третьих лиц. Например, к ним относятся рекламные платформы вроде Яндекс.Директ, Google Ads. Размещаемая в таких платформах реклама транслируется на сторонних сайтах.

4) Лица, указанные в ч. 3.13. ст. 10 Закона № 38-ФЗ — рекламораспространители, распространяющие в сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, на принадлежащих им информационных ресурсах (сайтах, страницах сайт, информационных системах и (или) программах для ЭВМ), владельцы сервисов размещения объявлений, владельцы агрегаторов информации о товарах (услугах), доступ к информационным ресурсам, сервисам размещения объявлений, агрегаторам информации о товарах (услугах) которых в течение суток составляет более 200 тысяч пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», находящихся на территории РФ.

Вышеуказанные субъекты рекламной деятельности обязаны предоставлять информацию об интернет-рекламе в Роскомнадзор если они отвечают определенным критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 25.07.2022 г. № 948. К таким субъектам относятся рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в сети «Интернет» рекламу, направленную на российскую аудиторию, за исключением рекламодателей, которые:

  • обладают исключительным правом на рекламируемый объект и/или являются изготовителем или продавцом товара,
  • если информацию об интернет-рекламе будет передавать рекламораспространитель или оператор рекламной системы в рамках договора, заключенного с рекламодателем.

Кроме того, указанные требования о предоставлении информации не распространяются на операторов социальной рекламы (ч. 4 ст. 18.1. Закона о рекламе).

Какую информацию необходимо предоставлять в Роскомнадзор

Вышеуказанные субъекты рекламной деятельности в случае размещения рекламы в интернете обязаны предоставить в Роскомнадзор информацию об интернет-рекламе. В частности, необходимо предоставить:

  • информацию о каждом участнике рекламной деятельности: полное и сокращенное наименования организации, ее ИНН, адрес, Ф.И.О. директора, информация о лице, заключившем рекламный договор, и пр.
  • идентификатор рекламы;
  • общее описание объекта рекламирования;
  • сведения об использованных средствах распространения интернет-рекламы (сайт, его страница, информационная система, программа для электронных вычислительных машин), а также о рекламных системах (при использовании таковых);
  • информация об объемах и распределении показов интернет-рекламы;
  • срок размещения интернет-рекламы или дата начала рекламной кампании в случае размещения рекламы в составе авторских произведений в форме текстового или текстово-графического блока, видеоролика или аудиозаписи;
  • параметры аудитории рекламы с учетом пола, возраста, территории нахождения, иных социально-демографических параметров дифференциации (при наличии такой информации);
  • сведения о всей цепочке заключенных договоров на распространение рекламы, а также информацию об их исполнении (реквизиты и содержание актов оказанных услуг).

Перечень предоставляемой информации о размещаемой интернет — рекламе достаточно обширный. Полный состав передаваемых сведений определен Распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р «Об утверждении состава информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором».

Обращаем внимание, что предусмотрены исключения. Не нужно передавать информацию о следующей рекламе:

  • рекламе собственных товаров, которая направляется по электронной почте или в виде электронных сообщений через Интернет группам пользователей;
  • рекламе в составе телепрограмм, телепередач, радиопрограмм и радиопередач, распространяемой через Интернет. При этом не должно быть никаких изменений по сравнению с их оригинальными каналами вещания (наземным эфирным, спутниковым или кабельным вещанием).

Порядок и срок предоставления информации

Субъекты рекламной деятельности, за исключением операторов социальной рекламы, обязаны предоставить информацию об интернет-рекламе или обеспечить предоставление такой информации в Роскомнадзор через оператора рекламных данных. Делать это обязаны лица, отвечающие установленным критериям (ч. 3, 5 ст. 18.1 Закона о рекламе).

Предоставление информации об интернет-рекламе осуществляется через специальное ПО операторов рекламных данных, интегрированное с разработанной Роскомнадзором информационной системой «Единый реестр интернет-рекламы» (ИС ЕРИР).

Правила взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 974 (далее — Правила № 974). Взаимодействие оператора с Роскомнадзором осуществляется исключительно в электронном формате с использованием информационной системы радиочастотной службы, обеспечивающей осуществление организационных и технических мер, необходимых для реализации Роскомнадзором полномочий по учету, хранению и обработке информации о рекламе в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе».

Информационная система подлежит подключению к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Взаимодействие Роскомнадзора с оператором рекламных данных может осуществляться также посредством СМЭВ.

Рекламодатель (рекламораспространитель, оператор рекламных систем) обязан передать информацию о рекламе оператору рекламных данных в течение 30 дней после окончания календарного месяца, в котором реклама была распространена в сети Интернет (п. 10 Правил № 974).

Операторы в свою очередь передают такие данные в Роскомнадзор в течение 10 дней после их получения от рекламодателей (рекламораспространителей, операторов рекламных систем) (п. 8 Правил № 974).

Информация о размещенных рекламных материалах хранится в Едином реестре интернет — рекламы (ЕРИР), который ведет Роскомнадзор. На официальном сайте данного этого ведомства имеется ссылка на данную информационную систему.

Личный кабинет ЕРИР доступен всем российским организациям и гражданам, зарегистрированным на Портале государственных услуг РФ, а также иностранным компаниям и физическим лицам после прохождения процедуры регистрации на сайте системы.


Выбор за вами

Обязательная маркировка интернет-рекламы

Любая реклама, распространяемая в сети Интернет, должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта, содержащие информацию о рекламодателе (ч. 16 ст. 18.1. Закона № 38-ФЗ). Исключением является интернет-реклама, размещаемая в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в сети «Интернет». Такую рекламу маркировать не нужно.

Надлежащим указанием на рекламодателя может считаться, например, (Письмо ФАС России от 30.12.2022 № КТ/118754/22):

  • размещение в рекламе, распространяемой в Интернете, полного или краткого его наименования, включая организационно-правовую форму или ИНН, ОГРН;
  • указание в рекламе товарного знака рекламодателя, если такой товарный знак содержит его наименование. Если товарный знак содержит лишь отдельные элементы наименования, размещение в рекламе этого товарного знака требует дополнительной оценки;
  • указание в рекламе сайта с информацией о рекламодателе. В этом случае на сайте должна быть размещена информация о рекламодателе, позволяющая его однозначно идентифицировать.
Обращаем внимание! Если организация на собственном интернет-ресурсе или своей странице в соцсети размещает собственные рекламные материалы, то такие материалы могут быть признаны рекламными, подлежащими обязательной маркировке. Информация о такой рекламе должна направляться в Роскомнадзор (Письмо Роскомнадзора от 14.11.2022 № 03-100982).

При этом в соответствии с официальной позицией ФАС России, не нужно маркировать рекламу в Telegram, если он используется в качестве мессенджера для обмена сообщениями между конкретными пользователями. Однако маркировка обязательна, если ресурс используется для донесения информации до широкого круга пользователей через предлагаемые сервисные возможности (через Telegram-каналы). Такая реклама подпадает под действие ст. 18.1 Закона о рекламе.

Присвоение уникального идентификатора для интернет-рекламы

Размещение рекламных материалов в сети «Интернет» допустимо исключительно при условии присвоения уникального идентификатора, генерируемого оператором рекламных данных с помощью специализированного ПО. Данное требование закреплено в ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе и направлено на обеспечение прослеживаемости интернет-рекламы, прозрачности и подотчетности рекламной деятельности. Без такого идентификатора интернет-рекламу размещать нельзя.

Идентификатор рекламы представляет собой уникальный цифровой код, выполняющий важную функцию — отслеживания распространения рекламного контента в интернет-пространстве. Этот механизм также обеспечивает систематизацию данных о рекламных кампаниях для последующего аудита и анализа.

В соответствии с разъяснениями Роскомнадзора идентификатор присваивается любому рекламному материалу: баннеру, текстово-графическому блоку, видеоролику и т.д. (Письмо Роскомнадзора от 07.12.2022 № 03-108552).

Обязательные реквизиты идентификатора

Требования к идентификатору определены Приказом Роскомнадзора от 30.11.2022 г. № 191 (далее — Приказ № 191). Генерация идентификатора осуществляется алгоритмически посредством специализированного ПО, используемого операторами рекламных данных. В его структуре обязательно присутствие:

  1. Кода оператора рекламных данных (уникальный регистрационный индекс, присваиваемый Роскомнадзором).
  2. Произвольной алфавитно-цифровой комбинации, формируемой оператором с возможностью дополнительного включения буквенных символов (пример: ERID: 7BQ-W45-89Z).

Порядок и сроки присвоения идентификатора

Идентификатор необходимо получить у оператора рекламных данных — специальной организации, соответствующей установленным требованиям, включенной Роскомнадзором в специальный реестр операторов рекламных данных (ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе).

В общем случае оператор рекламных данных присваивает идентификатор незамедлительно до размещения рекламы в сети Интернет после ее передачи в специализированное ПО оператора рекламных данных, используемое им для установления факта распространения рекламы в интернете (п. 3 Приказа № 191).

Для рекламы, интегрированной в авторские произведения (текстовые/текстово-графические блоки, видеоролики, аудиозаписи), идентификатор присваивается после ее публикации в течение 30 календарных дней после окончания календарного месяца, в котором было осуществлено распространение рекламы в сети Интернет (п. 4 Приказа № 191, п. 10 Правил взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с операторами рекламных данных, включая порядок, формат и сроки предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 мая 2022 г. № 974 (далее — Правила № 974).

Присвоенные идентификаторы предоставляются оператором рекламных данных в Роскомнадзор соответствии с протоколом информационного взаимодействия, подписываемом уполномоченными должностными лицами радиочастотной службы и оператора рекламных данных, который должен содержать технические характеристики взаимодействия и сведения об уполномоченных на такое взаимодействие лицах оператора (п. 5 Приказа № 191, п. 6 Правил № 974).

Идентификаторы передаются оператором через его личный кабинет в информационную систему радиочастотной службы, выполняющей функции организационно-технического обеспечения учета, хранения и обработки рекламы (п. 6 Приказа № 191).

Интеграция идентификатора в рекламные материалы

Субъекты рекламной деятельности (рекламодатель, рекламораспространитель, оператор рекламной системы) обязаны интегрировать в рекламные материалы уникальный идентификатор, предоставленный оператором рекламных данных. Данный идентификатор кодируется посредством протокола сериализации структурированных данных и выражается в формате латино-цифрового текста, обеспечивая машинно-читаемость и унификацию метаданных.

Идентификатор внедряется в цифровой контент путем его присоединения к URL-адресу веб-страницы сайта в формате:

https://site.ru/?erid=base58(protobuf), где:

  • site.ru — доменное имя ресурса;
  • erid — наименование идентификатора;
  • base58(protobuf) — закодированная последовательность, сгенерированная на основе бинарного протокола (например, Protocol Buffers) и конвертированная в латино-цифровой формат.

Данная техническая ссылка служит цифровым маркером, транслируемым серверу при взаимодействии с контентом.

При невозможности интеграции идентификатора в URL он должен быть явно размещен в виде пометки «erid: xxx», где где «erid» — наименование идентификатора рекламы, а «xxx» — набор буквенно-цифрового текста на основе букв латинского языка:

  • в текстовых блоках — в начале текста;
  • в текстово-графических элементах — поверх основного контента;
  • в видеороликах — в начале и (или) поверх видеоролика.

Идентификатор обязан сохранять контрастность и читаемость для пользователя, в том числе посредством использования программных средств.

Для обеспечения гибкости интеграции оператор рекламных данных вправе расширять технические параметры идентификатора, модифицируя их в соответствии со спецификой рекламного носителя (аудио, видео, динамические баннеры и т.д.). Эти параметры включаются в протоколы информационного обмена, регламентированные п. 6 Правил № 974, что позволяет сохранять единый стандарт при разнообразии медиаформатов.

Хранение идентификаторов

Оператор рекламных данных обязан архивировать все присвоенные идентификаторы в течение 1 года с момента их присвоения. Это обеспечивает ретроспективный аудит и выполнение регуляторных требований к прозрачности рекламных кампаний.

Если идентификатор интегрирован в URL через закодированную техническую ссылку (например, при использовании оператором рекламной системы), для хранения идентификаторов в информационные системы должны передаваться ключи декодирования. Это гарантирует возможность верификации данных как регуляторами, так и участниками рекламного рынка.

Таким образом, идентификатор выступает цифровым «паспортом» интернет-рекламы, обеспечивая его интеграцию в систему публичного мониторинга и соответствие регуляторным стандартам. Реализация данного механизма минимизирует риски анонимного распространения контента, усиливая легитимность digital-коммуникаций.


Аудит 2025

Включение оператора рекламных данных в реестр операторов

Как было упомянуто выше, субъекты рекламной деятельности могут предоставить информацию об интернет-рекламе в Роскомнадзор через оператора рекламных данных, который в свою очередь в течение 1 месяца со дня получения передает ее в Роскомнадзор.

Операторов рекламных данных отбирает специальная комиссия, порядок создания и деятельности которой определен Положением о создании и деятельности комиссии по отбору оператора рекламных данных, а также условий отбора оператора рекламных данных, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 966.

Оператор рекламных данных должен отвечать определенным критериям, в частности:

  • являться российским юридическим лицом;
  • владеть специальным ПО, предназначенным для установления факта размещения рекламы в Интернете. Требования к такому ПО установлены Приказом Роскомнадзора от 11.04.2022 № 64 «Об утверждении Требований к программам для электронных вычислительных машин, используемым операторами рекламных данных для учета рекламы в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и предоставления информации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»;
  • владеть сайтом в сети «Интернет», содержащим информацию об операторе;
  • иметь в наличии на праве собственности или на ином законном основании программно-аппаратных средств, необходимых для функционирования программного обеспечения;
  • размер уставного капитала должен составлять не менее 200 млн руб.

Оператор рекламных данных, соответствующий всем установленным требованиям и отобранный созданной Роскомнадзором комиссией, включается в реестр операторов рекламных данных. Порядок ведения такого реестра определен Приказом Роскомнадзора от 11.04.2022 № 62 «Об утверждении Порядка ведения реестра операторов рекламных данных».

Актуальный список операторов приведен на сайте Роскомнадзора в разделе «Учет интернет-рекламы». В настоящее время в реестр включены 7 операторов:

  • ООО «ЯНДЕКС ОПЕРАТОР РЕКЛАМНЫХ ДАННЫХ»;
  • ООО «ОЗОН ОРД»;
  • ООО «ОРД-А»;
  • ООО «ЛАБОРАТОРИЯ РАЗРАБОТКИ»;
  • ООО «ПЕРВЫЙ ОРД»;
  • ООО «ВК РЕКЛАМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»;
  • ООО «МедиаСкаут».

Хранение информации об интернет-рекламе

Интернет-реклама подлежит обязательному хранению. Росконадзор хранит информацию об интернет-рекламе в течение 5 лет со дня ее получения от субъектов рекламной деятельности.

Обязательные отчисления в бюджет с доходов от деятельности по распространению интернет-рекламы для потребителей в РФ

Федеральным законом от 26.12.2024 № 479-ФЗ в Закон о рекламе внесены ряд важных изменений. В частности, закон дополнен новой статьей 18.2., предусматривающей обязательные отчисления за распространение рекламы в Интернете, вступившей в силу с 01.04.2025 г.

Согласно этой нормы с указанной даты участники рынка интернет-рекламы обязаны перечислять 3% от квартального дохода в федеральный бюджет. Это касается доходов от рекламы, направленной на потребителей в России (ч. 1, 3, 4, 10, 11 ст. 18.2 Закона о рекламе).

Отчисления обязаны уплачивать:

  • рекламораспространители;
  • операторы рекламных систем;
  • лица, которые размещают рекламу по поручению и за счет рекламодателя/распространителя или оказывают услуги по её продвижению.

Вместе с тем есть исключения из общего правила, отчисления не уплачиваются в следующих случаях:

1. Реклама размещается на сайтах, принадлежащих:

  • теле- и радиовещателям — владельцам телеканалов или радиоканалов;
  • информационным агентствам.

2. Реклама размещается на сайтах, зарегистрированных как сетевые издания по Закону РФ № 2124-I «О СМИ». При этом редакции и (или) учредители сетевых изданий должны соответствовать одному из следующих условий:

а) они созданы органами власти (федеральными, региональными, муниципальными) или имеет долю РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном (складочном) капитале;

б) в течение года получали средства из бюджета (включая субсидии) на поддержку СМИ;

в) осуществляют деятельность редакции, и (или) издателя, и (или) учредителя периодического печатного издания в случае, если совокупный тираж выпускаемой продукции, вышедшей в свет в течение года, составил не менее чем:

  • 15 млн экз. — для изданий, выходящих 2 и более раз в неделю;
  • 2,5 млн экз. — для еженедельных, двухнедельных или трехнедельных изданий;
  • 700 тыс. экз. — для ежемесячных или раз в два месяца;
  • 300 тыс. экз. — для изданий, выходящих раз в квартал или реже.

3. Реклама на общероссийских обязательных телеканалах:

  • общедоступные федеральные телеканалы (например, обязательные для всех операторов);
  • цифровые телеканалы, вещающие на всей территории РФ через эфирные мультиплексы (на основании ст. 32.1 Закона О СМИ).

Реклама на таких каналах освобождается от отчислений, если распространяется через ресурсы, указанные в ст. 10.5 ФЗ № 149 «Об информации».

Мы рассказали об обязанностях рекламораспространителей и рекламодателей. В следующей статье рассмотрим другие особенности размещения интернет-рекламы, запреты, ограничения и ответственность за нарушение ее распространения.


Аудит риски предотвратит
АУДИТ СЕГОДНЯ — ЭТО ВАША УВЕРЕННОСТЬ И СТРАХОВКА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ЗА ОШИБКИ ЗАВТРА
Узнать цену за 1 минуту
Наверх