В Российской Федерации при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) осуществляются валютное регулирование и контроль за репатриацией валютной выручки, а также за возвращением уплаченных нерезидентам средств за непоставленный товар, невыполненные работы (неоказанные услуги), препятствующие неправомерному вывозу капитала из страны за границу.
При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны строго выполнять все требования валютного законодательства, включая требование по репатриации валюты, в соответствии с которым резидент обязан вернуть причитающиеся по внешнеторговым контрактам денежные средства в Россию.
За нарушение указанной обязанности предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Однако в последние годы ввиду действия экономических санкций выполнение резидентами требования по репатриации в значительной степени затруднено или стало полностью невозможно. Большинство российских банков находится под зарубежными санкциями, платежи в РФ от иностранных контрагентов блокируются, что существенно усложнило расчеты по внешнеторговым контрактам.
В связи с этим валютное законодательство РФ претерпело ряд изменений, в соответствии с которыми резиденты в большинстве случаев больше не обязаны получать валютную выучку на свои счета в российских банках, то есть в настоящее время обязанность по репатриации валюты фактически отменена.
Вместе с тем отмена требований репатриации не означает, что резидентам можно не получать оплату или возвращать предоплату по внешнеторговым контрактам, а иностранные контрагенты могут совсем не исполнять свои договорные обязательства. Закон предусматривает определенный порядок исполнения (прекращения) обязательств по внешнеторговым сделкам, по которым требования по репатриации отметены. Ниже рассмотрим этот порядок подробнее.
Отмена репатриации валютной выручки
Репатриация валютной выручки — это обязанность резидентов по возврату денежных средств в национальной или иностранной валюте на территорию РФ, предусмотренная ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).
В общем случае резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности или при предоставлении займов в установленные внешнеторговыми договорами сроки обязаны обеспечить:
получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся резидентам по внешнеторговым контрактам и/или договорам займа;
возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Перечень исключений, когда резиденты могут не соблюдать требования репатриации, определен статьей 19 Закона № 173-ФЗ. Долгое время этот перечень был довольно небольшим и содержал исчерпывающий список конкретных случаев, когда можно не возвращать в РФ валюту. В частности, обязанность по репатриации не действует при:
исполнении обязательств по кредитным договорам и договорам займа;
сооружении, модернизации, реконструкции резидентами объектов на территориях иностранных государств;
проведении резидентами выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами РФ;
зачете взаимных требований резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами территории РФ, резидентами - транспортными организациями, резидентами по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования, а также из договоров, предусматривающих купли-продажи газа природного в газообразном состоянии, и договоров, предусматривающих транзит газа природного в газообразном состоянии через территории иностранных государств и др.
Однако в последние годы перечень таких исключений был значительно расширен.
Так, с 01.01.2020 г. отменены требования о репатриации в отношении внешнеторговых договоров, сумма долга и платежа которых выражена в рублях, предусматривающих передачу нерезидентам товаров, включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) под кодами 2501 00 — 2522 30 000 0; 2524 — 2526 20 000 0; 2528 00 000 0 — 2530 90 000 9; 2601 — 2621 90 000 0; 2701 — 2703 00 000 0; 2704 00 — 2708 20 000 9; 2709 00 — 2709 00 900 9; 2710 — 2710 99 000 0; 2711 11 000 0; 2711 12 — 2711 19 000 0 (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0); 2711 21 000 0; 2712 — 2713 90 900 0; 2714 — 2714 90 000 0; 2715 00 000 0; 2902; 7101 — 7103 99 000 9 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8); 7112 — 7112 99 000 0; 7204 — 7204 50 000 0; 7401 00 000 0; 7404 00 — 7404 00 990 0; 7501; 7503 00 — 7503 00 900 0; 7602 00 — 7602 00 900 0; 7802 00 000 0; 7902 00 000 0; 8002 00 000 0; 8101 97 000 0; 8102 97 000 0; 8103 30 000 0; 8104 20 000 0; 8105 30 000 0; 8107 30 000 0; 8108 30 000 0; 8109 30 000 0; 8110 20 000 0; 8111 00 190 0; 8112 13 000 0; 8112 22 000 0; 8112 52 000 0; 8112 92 210; 8113 00 400 0 (Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»).
Получите
Аудиторское
Заключение
Получите максимум пользы от аудита: вместе с достоверной отчетностью и аудиторским заключением получите консультации аудиторов и налоговых экспертов по волнующим и спорным вопросам
При этом отмена репатриации по вышеуказанным договорам вступала в силу по определенному графику:
с начала 2020 г. — в отношении не более 10 % суммы внешнеторгового контракта,
в 2021 г. — в отношении не более 30%,
в 2022 г. — в отношении не более 50 %, в 2023 г. — в отношении не более 70% и
с 01.01.2024 г. — в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.
В отношении иных внешнеторговых договоров, сумма обязательств и оплата по которым определена в рублях, за исключением экспорта товаров под кодами ТН ВЭД ЕАЭС 4401 — 4403 99 000 9 — с 01.01.2020 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.
Также с 01.07.2021 г. вступила в силу ч. 8 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, которой отменено требование о репатриации выручки по экспортным контрактам, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и/или оплата по которым предусмотрена в валюте. Это касается экспортных контрактов:
на поставку нерезидентам несырьевых неэнергетических товаров;
Обратите внимание! В Законе № 173-ФЗ указаны коды ТН ВЭД ЕАЭС по сырьевым товарам, при экспорте которых репатриация валютной выручки по-прежнему обязательна, а именно к ним относятся сырьевые товары (нефть и нефтепродукты, лесоматериалы, отходы и лом из меди и т.д.) по следующим позициям ТН ВЭД ЕАЭС: 0302 — 0308, 0511 91 909 0, 2501 00 — 2522, 2524 — 2530, 2601 — 2704 00 (кроме 2601 11 000 0, 2601 12 000 0), 2709 00, 2710, 2711, 2712 — 2713, 2715 00 000 0, 2902, 4401 — 4403, 4407, 7101 — 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8), 7112, 7204, 7302, 7401 00 000 0, 7404 00, 7501, 7503 00, 7602 00, 7802 00 000 0, 7902 00 000 0, 8002 00 000 0, 8101 97 000 0, 8102 97 000 0, 8103 30 000 0, 8104 20 000 0, 8105 30 000 0, 8107 30 000 0, 8108 30 000 0, 8109 30 000 0, 8110 20 000 0, 8111 00 190 0, 8112 13 000 0, 8112 22 000 0, 8112 52 000 0, 8112 92 210, 8113 00 400 0);
на выполнение работ для нерезидентов, оказание им услуг;
на передачу нерезидентам информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Помимо вышеуказанных случаев, содержащихся в Законе № 173-ФЗ, определенные послабления в сфере репатриации валюты были введены Указами Президента РФ.
Так, подпунктом «а» п. 1 Указа Президента РФ от 05.07.2022 № 430 установлено, что требования ст. 19 Закона № 173-ФЗ о репатриации исполняются резидентами в определенном исходя из п. 2 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 размере, но не менее суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже.
Начиная с 10.06.2022 резидентам разрешено осуществлять обязательную продажу иностранной валюты в размере 0% суммы выручки в иностранной валюте (Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 9 июня 2022 года № 61, доведена Минфином России 10.06.2022 № 05-06-05/ВН-29704).
Установлением нулевого размера продажи валюты резиденты фактически были освобождены от соблюдения требований репатриации.
Аудит
все победит
Мы проверим отчетность, покажем риски и найдем финансовые резервы, а так же вы получите страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года
Кроме того, 08.08.2022 г. вступил в силу Указ Президента РФ № 529 «О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями» (далее — Указ Президента РФ № 529), пунктом 4 которого предусмотрено, что впредь до внесения изменений в Закон № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
не применяются требования ч. 1 и 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ;
если иное не предусмотрено Указами Президента РФ, резидентом может осуществляться зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними или замена обязательств нерезидентов новыми обязательствами, за исключением случаев, определенных Правительством РФ по согласованию с Банком России.
На сегодняшний день обязанность по репатриации сохранена только для некоторых субъектов. Так, с 16.10.2023 г. до 30.04.2025 г. включительно определенные российские экспортеры, указанные в Перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 11.10.2023 № 771, обязаны зачислять на свои счета в уполномоченных банках и продавать выручку в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке РФ в установленный срок и в установленных размерах (п. п. 1, 5 Постановления Правительства РФ от 12.10.2023 № 1681 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 октября 2023 г. № 771»).
Таким образом, в настоящее время практически у всех резидентов за некоторым исключением фактически отсутствует обязанность по репатриации денежных средств, причитающихся к получению резидентами по внешнеторговым контрактам.
Сергей Худяков Ведущий юрист по гражданско-правовым и корпоративным спорам
Несмотря на отмену репатриации, для внешнеторговых контрактов сохраняется валютный контроль, то есть необходимость ставить контракты на учет в уполномоченном банке и предоставлять по ним необходимые документы и сведения.
Контракт ставится на учет, если сумма обязательств по нему не менее:
3 млн руб. — для импортных контрактов и кредитных договоров;
10 млн руб. — для экспортных контрактов.
Обращаем внимание, что за неполное и/или несвоевременное зачисление иностранной валюты или валюты РФ на свои банковские счета в уполномоченных банках установлена административная (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ) и уголовная (ст. 193 УК РФ) ответственность. Но поскольку вышеуказанными указами Президента РФ резиденты фактически освобождены от обязанности по репатриации, полагаем, что они не могут быть привлечены к ответственности за невозврат валюты в период действия такого освобождения.
Порядок исполнения (прекращения) обязательств по внешнеторговым договорам, на которые требования по репатриации не распространяются
Отмену репатриации не следует воспринимать как обстоятельство, позволяющее иностранным должникам не исполнять свои обязательства по оплате, а резидентам — не отвечать за такое неисполнение.
Да, резиденты могут не зачислять деньги на свои счета в российских уполномоченных банках по внешнеторговым контрактам, на которые требования о репатриации не распространяются, но тогда они обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств иными способами, разрешенными законодательством РФ (п. 4 ст. 24 Закона № 173-ФЗ).
Невыполнение резидентами в установленной срок указанной обязанности образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.3. ст. 15.25 КоАП РФ, за которое предусмотрен штраф:
от 5% до 30% суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента — для юридических лиц и ИП,
от 3% до 5% процентов суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, но не более 30 000 рублей — на должностных лиц.
Закон № 173-ФЗ не определяет, какими именно разрешенными способами можно исполнять или прекращать внешнеторговый контракт. Но на этот счет есть немногочисленные разъяснения официальных органов.
Так, ЦБ РФ в своем письме указал, что в связи с отсутствием в настоящее время у резидентов обязанности репатриировать денежные средства в силу п. 4 Указа Президента РФ № 529, они вправе выбрать любой разрешенный законодательством Российской Федерации способ надлежащего исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым контрактам (Письмо ЦБ РФ от 26.09.2022 г. № 12-4-1/8542).
Ранее по данному вопросу высказывалось ФНС России. По мнению этого ведомства, к разрешенным законодательством РФ способам, которыми можно прекратить исполнение внешнеторговых договоров, в том числе можно отнести следующие способы (п. 2.4 Письма ФНС России от 10.08.2020 № ВД-4-17/12881@):
получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) на свои счета в зарубежных банках;
зачет встречного требования;
уступка требования иному лицу;
новация и др.
Судебная практика также подтверждает правомерность прекращения обязательств по внешнеторговой сделке указанными способами (см., например, постановления Двенадцатого ААС от 05.04.2023 № 12АП-1863/23, Девятнадцатого ААС от 21.06.2024 № 19АП-1653/24).
Далее поподробнее остановимся на этих способах.
Защитите свой бизнес
Вместе с достоверной отчетностью и аудиторским заключением вы получите страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года
Право резидентов зачислять на свои зарубежные счета причитающуюся оплату по внешнеторговым контрактам, по которым требования о репатриации отменены, прямо предусмотрено в ч. 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ.
Более того, в настоящее время можно зачислять на зарубежные счета денежные средства, полученные по любым основаниям, включая выручку по экспортным контрактам, возврат авансового платежа в рамках импортного контракта или возврат займа (Официальное разъяснение Банка России от 29.06.2023 № 4-ОР).
При этом в случае, если нерезидент возвращает заем резиденту-физическому лицу, то требования о репатриации должны быть соблюдены, сумма возвращаемого займа должна быть зачислена на банковский счет физического лица в российском уполномоченном банке.
Если этого не сделать, то физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. Ответственность применяется через 45 дней после окончания срока, установленного для выполнения соответствующей обязанности, если она не выполнена в течение этого времени (прим. 9 к ст. 15.25 КоАП РФ).
Следует отметить, что резидентов не привлекут к ответственности за данное правонарушение, если:
денежные средства были переведены с зарубежного счета на счет в уполномоченном банке в течение 45 дней с даты их зачисления на зарубежный счет (прим. 7 к ст. 15.25 КоАП РФ);
требования о репатриации не выполнены из-за иностранных санкций (прим. 10 к ст. 15.25 КоАП РФ).
Зачет взаимных требований
В соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны (ст. 410 ГК РФ).
Стороны вместо направления заявления могут составить соглашение о зачете и предусмотреть в нем иной порядок прекращения встречных требований, отличный от определенного в ст. 410 ГК РФ. Несмотря на то, что закон не упоминает о таком соглашении, его можно заключить в силу свободы договора (п. 2 ст. 421 ГК РФ, п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 6).
Что касается проведения зачета при осуществлении внешнеторговой деятельности, то исчерпывающий перечень случаев, когда зачет разрешен, перечислен в ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ.
Кроме того, возможность зачета встречных требований между резидентом и нерезидентом по внешнеторговому контракту прямо предусмотрена пунктом 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 № 529, в соответствии которым впредь до внесения изменений в Закон № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
не применяются требования ч. 1 и 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ;
если иное не предусмотрено Указами Президента РФ, резидентом может осуществляться зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними или замена обязательств нерезидентов новыми обязательствами, за исключением случаев, определенных Правительством РФ по согласованию с Банком России.
Таким образом, положения вышеназванного указа Президента РФ позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время резиденты (организации и ИП) могут производить зачет своих требований к нерезидентам в рамках внешнеторговых контрактов и договоров займа.
Сергей Худяков Ведущий юрист по гражданско-правовым и корпоративным спорам
Уступка права требования
Закон № 173-ФЗ не содержит запрет на осуществление уступки прав требования по внешнеторговым сделкам. Организация, являющаяся стороной внешнеторгового договора (контракта), вправе передать свои права (требования) другому лицу путем заключения договора уступки прав требования (цессии) (п. 1 ст. 382, ст. 388 ГК РФ, ст. 14 Закона № 173-ФЗ, вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2015)).
Возможность уступки и перевода долга резидентом другому лицу (резиденту или не резиденту) предусмотрена также Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — Инструкция № 181-И) (пункты 6.1.3, 6.1.4.).
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона № 173-ФЗ, по обязательствам, по которым отменены требования о репатриации, резиденты обязаны обеспечить их надлежащее исполнение (прекращение) разрешенными российским законодательством способами. Это может быть получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) на свои счета в зарубежных банках, зачет встречного требования, уступка требования иному лицу, новация и др. (п. 2.4 письма ФНС России от 10.08.2020 № ВД-4-17/12881@, подп. «в» п.4 Указа Президента РФ № 529).
С учетом этого полагаем, что по смыслу указанной нормы российский кредитор вправе по внешнеторговому контракту уступить свое право требования к иностранному должнику другому лицу, но при этом резидент должен обеспечить возврат причитающейся ему задолженности на территорию РФ, например, от третьего лица и/или по иному основанию (сделке).
На наш взгляд, это может быть реализовано резидентом путем установления в договоре цессии условия о цене передаваемого требования. Полагаем, что в этом случае резидент, выходя из внешнеторгового контракта, соблюдает установленные валютным законодательством требования о надлежащем способе его прекращения (исполнения) — обеспечивает получение причитающейся ему задолженности на территорию РФ, пусть не от самого иностранного должника, но от другого лица — нового кредитора и по другому основанию — на основании соглашения об уступке в виде перечисления цены цессии, что согласуется и не противоречит положениям ч. 4 ст. 24 Закона № 173-ФЗ.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Отметим, что закон не содержит каких-либо требований относительно размера стоимости уступки или порядка ее определения, из чего можно сделать вывод, что стороны вправе самостоятельно определить размер цены уступки и прописать его в соглашении.
Вместе с тем по смыслу валютного законодательства цена уступки должна быть соразмерной стоимости уступаемого требования. При этом, по мнению официальных органов, резидент вправе уступить права требования по внешнеторговому контракту с «дисконтом».
Так, ЦБ РФ разъясняя на своем официальном сайте вопросы применения специальных экономических мер указал, что законодательство не ограничивает российских участников ВЭД в уступке прав требования нерезиденту с «дисконтом», в том числе и размером такого «дисконта», ввиду чего обязательства по внешнеторговому контракту могут быть исполнены таким способом (Меры поддержки финансового сектора | Банк России, вопрос 76).
Аналогичной позиции придерживается и ФНС России (Письмо ФНС России от 18.11.2022 № КВ-3-17/12899@).
Итак, можно подытожить, что резидент может уступить право требования по внешнеторговой сделке как резиденту, так и нерезиденту, при этом цена уступки может быть определена с дисконтом.
Однако учитывая, что пределы и основания применения дисконта на уровне законов или подзаконных актов не определены, а судебная практика по данному вопросу нами не выявлена, во избежание рисков привлечения резидента к ответственности за нарушение валютного законодательства представляется целесообразным цену уступки определять таким образом, чтобы размер продаваемого долга и его цена были соразмерны. В противном случае контролирующие органы и суды могут переквалифицировать такую сделку в договор дарения, который, во-первых, запрещен в отношениях между коммерческими организациями, во-вторых, не предусмотрен валютным законодательством в качестве допустимого способа прекращения исполнения обязательств при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Новация
Обязательства нерезидентов по внешнеторговому контракту могут быть прекращены путем новации, то есть замены первоначального обязательства новым (ст. 414 ГК РФ), о чем прямо указано в подпункте «в» пункта 4 Указа Президента РФ № 529.
ФНС России относит данный способ к числу допустимых способов прекращения обязательств по внешнеторговому контракту (п. 2.4 письма ФНС России от 10.08.2020 № ВД-4-17/12881@).
В Инструкции № 181-И предусмотрены соответствующие коды подтверждающих документов, предоставляемых в банк в случае прекращения обязательств новацией:
код 09_3 — в случае новации обязательства должника-нерезидента, за исключением новации, осуществляемой посредством передачи должником-нерезидентом резиденту векселя или иных ценных бумаг;
код 09_4 — в случае новации обязательства должника-резидента, за исключением новации, осуществляемой посредством передачи должником-резидентом нерезиденту векселя или иных ценных бумаг.
Таким образом, стороны внешнеторгового контракта вправе заключить соглашение о новации, в соответствии с которым нерезидент вместо выплаты долга возьмет на себя новое обязательство, например, обязательство по возврату займа. Причем первоначальное обязательство, заменяемое на заемное, не обязательно должно быть денежным, это может быть обязательство по передаче имущества, выполнении работ, оказании услуг и т.п. (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 6).
Прощение долга
Гражданское законодательство помимо вышеуказанных способов прекращения обязательств, приведенных ФНС России в своем письме, предусматривает также иные способы, в частности, прощение долга.
В силу п. 1 ст. 415 ГК РФ прощение долга — это сделка по освобождению кредитором должника от лежащих на нем обязательств, если это не нарушает прав других лиц по отношению к имуществу кредитора.
Обязательство считается прекращенным с момента получения должником уведомления кредитора о прощении долга, если должник в разумный срок не направит кредитору возражений против прощения долга (п. 2 ст. 415 ГК РФ).
Как правило, на практике такая сделка оформляется сторонами соглашением о прощении долга.
Важно различать прощение долга и дарение, последнее в соответствии с гражданским законодательством запрещено в отношениях между коммерческими организациями (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ). Соответственно, если под видом прощения долга сторонами внешнеторгового контракта совершается сделка дарения, и на такую сделку распространяется российское законодательство (например, во внешнеторговом контракте в качестве применимого права определено право РФ или право РФ распространяется на контракт в силу закона), то такая сделка, в том числе заключенная между резидентом и нерезидентом, может быть признана недействительной и не будет иметь никаких последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью (п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 167, ст. 168 ГК РФ).
Мы на вашей стороне!
В нашей компании работают 100% только штатные специалисты. Мы не передаем никакие данные третьим лицам и не пытаемся подставить бухгалтера. Находим резервы и даем рекомендации по устранению ошибок.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ прощение долга не будет дарением, если у прощающей стороны нет намерения одарить другую сторону, о чем может свидетельствовать, в частности, взаимосвязь между прощением долга и получением кредитором имущественной выгоды по какому-либо обязательству (например, признанием долга, отсрочкой платежа по другому обязательству, досудебным погашением спорного долга в непрощенной части и т.п.), достижение кредитором иного экономического интереса, прямо не связанного с прощением долга, и т.п. Сделка квалифицируется как дарение только если установлено намерение кредитора освободить должника от оплаты долга в качестве дара (п. 31 Постановления Пленума ВС РФ № 6).
Таким образом, в отношениях между коммерческими организациями прощение долга допустимо, если у кредитора нет намерения такой сделкой освободить должника от обязанности по уплате долга в качестве дара и это не следует из заключенного соглашения о прощении долга, а также из фактических действий, осуществленных сторонами в ходе исполнения такого соглашения. Что касается правомерности прощения резидентом долга нерезиденту с точки зрения валютного законодательства, следует отметить следующее.
Сергей Худяков Ведущий юрист по гражданско-правовым и корпоративным спорам
Валютное законодательство не содержит положений, как запрещающих резиденту прощать долг нерезиденту, так и разрешающих такую сделку.
В пользу того, что резидент вправе простить долг нерезиденту, могут служить следующие аргументы:
Как было отмечено выше, требования о репатриации валюты в настоящее время для организаций и ИП приостановлены. Соответственно российский кредитор не обязан обеспечивать возврат валюты на территорию РФ и в силу п. 4 ст. 24 Закона № 173-ФЗ и может прекратить обязательство любым способом, разрешенным законодательством РФ.
Закон № 173-ФЗ не содержит запрета на использование такого способа прекращения обязательств по внешнеторговому контракту, как прощение долга резидентом нерезиденту.
Как указано Банком России, являющимся органом валютного регулирования и контроля, в связи с отсутствием у резидентов обязанности по репатриации валюты они вправе прекратить обязательства по внешнеторговому контракту любым разрешенным российским законодательством способом (Письмо ЦБ РФ от 26.09.2022 г. № 12-4-1/8542). Учитывая, что такой способ прекращения обязательств, как прощение долга, прямо предусмотрен законодательством РФ (ст. 415 ГК РФ), можно сделать вывод, что резидент вправе простить нерезиденту долг по внешнеторговому контракту.
Кроме того, в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И прямо предусмотрена возможность предоставления в уполномоченный банк в качестве документа, подтверждающего исполнение (прекращение) обязательств, документа о прощении резидентом долга нерезиденту:
по кредитному договору (код 05_3);
по контракту за переданные ему товары, выполненные работы, оказанные услуги, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в разрешенных законодательством РФ случаях (код 27_3).
Таким образом, сделки по прощению долга резидентом нерезиденту не исключены.
В то же время, на наш взгляд, вопрос правомерности прощения долга иностранному должнику — спорный и неоднозначный.
Исходя из положений Закона № 173-ФЗ репатриация валюты означает обязанность резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить получение причитающихся им денежных средств именно от нерезидентов-должников и именно на свои банковские счета в уполномоченных банках.
То есть отмена требований репатриации может трактоваться контролирующими органами и судами в том смысле, что резиденты такой отменой полностью не освобождаются от обязанности обеспечить возврат задолженности нерезидента, снимаются лишь ограничения по способу ее возврата. Они все равно должны поручить причитающуюся задолженность иным разрешенным способом, например, получить денежные средства на свои зарубежные счета, путем проведения зачета, уступки долга другому лицу и т.п.
Этот вывод согласуется с теми разрешенными способами прекращения исполнения внешнеторговых контрактов, которые приведены ФНС России в письме от 10.08.2020 № ВД-4-17/12881@:
получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) на свои счета в зарубежных банках; зачет встречного требования; уступка требования иному лицу; новация. Во всех перечисленных способах прекращения обязательств долг нерезидента не аннулируется, а в зависимости от способа прекращения обязательств:
сохраняется, меняется лишь кредитор (уступка резидентом права требования другому резиденту);
или погашается встречным предоставлением (зачет встречных требований);
или трансформируется в долг по другому основанию (новация);
либо выплачивается, но не на счет в уполномоченном банке, а на счет резидента в зарубежном банке.
Исходя из вышеуказанного можно сделать следующий вывод: хотя такой способ прекращения обязательств как прощение долга и разрешен ГК РФ, однако легальность его использования в качестве допустимого способа прекращения обязательств по внешнеторговой сделке вызывает сомнение.
Начать аудит сейчас
Сразу получить помощь аудиторов, в т.ч. по новым ФСБУ, выявить налоговые риски и ошибки до сдачи отчетности
Представляется, что резидент вправе прекратить обязательство по внешнеторговому контракту любым способом, предусмотренным законодательством РФ, но при условии, что такой способ не приводит к нарушению общего принципа валютного законодательства по возврату резиденту причитающейся по внешнеторговой сделке выручки, пусть и не в виде перечисления резиденту денежных средств на его счет в уполномоченном банке.
В противном случае, например, если резидент простит долг нерезиденту, не получив взамен какого-либо встреченного предоставления или иной экономической выгоды, то это, по нашему мнению, может быть расценено как нарушение валютного законодательства, влекущее административную ответственность по ст. 15.25 КоАП РФ.
Наличие такого риска вытекает из свежего Обзора судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 КоАП РФ об административных правонарушениях, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2024 г.
Так, в соответствии с п. 10 данного Обзора невозвращение резидентом в РФ денежных средств, уплаченных им нерезиденту за неввезенные товары, в связи с прощением резидентом долга нерезиденту образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Вместе с тем следует отметить, что в приведенном пункте Обзора судом сделан вывод о наличии нарушения основываясь на том, что резидентом при прощении долга не были исполнены обязанности, предусмотренные п. 2 ч.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ (т.е. неисполнение требований о репатриации), от соблюдения которых резиденты в настоящее время освобождены. Исходя из этого можно предположить, что рассмотренная судом ситуация касалась периода, когда требования о репатриации еще действовали. Но это только предположение, в указанном пункте Обзора ничего не говорится о том, когда именно резидентом было допущено нарушение, в связи с чем нельзя полностью исключать возможность того, что нижестоящие суды будут основываться на данном разъяснении Президиума ВС РФ и рассматривать прощение резидентом долга нерезиденту в качестве нарушения валютного законодательства и в ситуациях, когда долг был прощен после освобождения резидентов от обязанности по репатриации валюты.
Учитывая вышеуказанное и отсутствие каких-либо официальных разъяснений, а также актуальной судебной практики по вопросу допустимости прощения долга резидентом нерезиденту, в целях минимизации рисков привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства мы бы не рекомендовали использовать такой способ прекращения обязательств по внешнеторговым контрактам или использовать его только в крайнем случае, предусматривая в соглашении о прощении долга имущественную или иную выгоду, которую получит резидент в счет такого прощения.
Сергей Худяков Ведущий юрист по гражданско-правовым и корпоративным спорам
Вопрос репатриации выручки и соблюдения валютного законодательства – один из самых распространенных вопросов, который задают нашим юристам и аудиторам (наряду с вопросами налогообложения и бухучета). И мы всегда готовы помочь в разрешении таких ситуаций.
Не дайте повода
для выездной
проверки
Получите максимум пользы от аудита: проверьте отчетность, устраните риски и найдите финансовые резервы