Риск-ориентированный подход к налоговому контролю и пути его развития в 2017 – 2018 гг.

19 июля 2017
Что означает риск-ориентированный подход налоговых инспекторов? Какие последствия несет он налогоплательщикам? На эти вопросы эксперты компании «Правовест Аудит» отвечают в данной статье

В июле состоялся ежегодный деловой конгресс «Актуальные вопросы администрирования юридических лиц. Новшества налогового законодательства в 2017 году», организованный компанией «Такском» и редакцией журнала «Налоговая политика и практика».

По результатам конгресса у нас, экспертов компании «Правовест Аудит», сложилось понимание о том, как будет развиваться система налогового контроля. Какая роль в этом развитии отведена риск-ориентированному подходу. И мы считаем необходимым поделиться своими мыслями с вами.

Итак, риск-ориентированный подход означает выборочную проверку подозрительных компаний или операций по признакам налогового риска. Налоговая служба не в состоянии контролировать все. Поэтому инспекторы вынуждены как можно точнее выбирать объект контроля.

Но налогоплательщикам не стоит бояться такого подхода. Наоборот, точность работы налоговиков надо приветствовать. У контролеров нет задачи мешать законному и прозрачному бизнесу. Им нужно выявлять нарушения. А стандартизированные риски сигнализируют им о потенциальных нарушениях. И, по сути, ограничивают деятельность контролеров общением с уклонистами.

Если же инспектор подозревает всех подряд, значит, его профессионализм не дотягивает до применения риск-ориентированного подхода.


О возникновении риск-ориентированного подхода

Принципы риск-ориентированного подхода были заложены еще в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Но сами налогоплательщики столкнулись с таким подходом вплотную лишь пару лет назад. Первоначально риск-ориентированный подход применили к налогоплательщикам, возмещающим из бюджета НДС.

Принцип очень простой. В управлении камерального контроля ФНС России определили показатели, по которым поделили всех налогоплательщиков на три группы: с высоким риском, средним и низким (Письмо ФНС от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@).

Всего таких показателей 84. Их актуализация идет постоянно. Сейчас, например, в связи с интеграцией рисков налоговой и таможенной служб, и объединением информационных ресурсов.

Сама система управления рисками ФНС России закрыта как для компаний, так и для территориальных налоговых инспекций. Минусы секретности очевидны: правила односторонние, и компании не знают, что требуют контролеры. Но и плюсы тоже понятны: систему сложнее обмануть, создав видимость соответствия заранее известным показателям.

О выборе контрагентов при риск-ориентированном подходе

Чтобы компании оценивали своих контрагентов с учетом критериев налоговой службы, контролеры на сайте nalog.ru публикуют то, что не запрещает им 102 статья НК РФ: сведения об уплаченных налогах, о нарушениях, среднесписочная численность и т.п. Создано множество специальных сервисов: «проверь себя и контрагента», «проверка счета-фактуры», база заявлений о ввозе товаров. Готовится сервис «прозрачный бизнес».

Кроме того, в планах у налоговиков создать внешний, общедоступный контур риск-системы. В личных кабинетах в ближайшей перспективе разместят информацию о критериях оценки каждого налогоплательщика. Правда, только ту, которая касается каждого конкретного налогоплательщика. Инспекторы пояснят, что считают «плохим», а что «хорошим». Но инспекторы не хотят применять свои критерии как знак качества. Брать на себя ответственность за принятое решение, по мысли контролеров, должны налогоплательщики.

Они понимают, что по их критериям любая новая компания попадет в зону высокого риска. Для налоговиков все новое признак риска. Нет истории, нет типовых операций, с которыми можно сравнить отклонения, не понятен бизнес-план и деятельность и т.д. Если служба откроет свои критерии, то она не только внесет ясность, но и навредит новым компаниям. Налоговая служба на такое пойти, конечно же, не может.

Однако, чтобы не было проблем, компании обязаны учитывать мнение налоговой инспекции. В идеале понимание должной осмотрительности и необоснованной налоговой выгоды должно совпадать. Поэтому информацию контролеров о контрагентах компании должны рассматривать как концептуальные требования. Но без фанатизма. В каждом конкретном случае определяя порядок применения концепции на практике.

О контроле транзакций по принципам риск-ориентированного подхода

Налоговые инспекторы применяют риск анализ не только по отношению к субъектам (компаниям), но и к транзакциям, то есть к объектам контроля. Самый плотный контроль операций налажен на камеральной проверке декларации НДС. Автоматическая проверка декларации НДС проходит два этапа.

В первую очередь система АСК НДС-2 проверяет контрольные соотношения строк декларации. Эти соотношения всем известны. Выложены на сайте и реализованы в бухгалтерских системах сдачи отчетности. Но инспекторы жалуются, что до сих пор много усилий уходит на обработку выявленных расхождений строк.

При этом в 99% случаях эти арифметические ошибки связаны с невнимательным или неправильным заполнением декларации. На втором этапе камеральной проверки декларации НДС автоматика сопоставляет данные покупателя и продавца. Здесь количество ошибок на порядок больше. Но основные ошибки неизменны:

  • неверный ИНН контрагента (или его отсутствие)
  • неправильный номер и дата счетов-фактур
  • неверный код вида операций

Конечно же, попадаются ошибки не только технического характера. Удается выявлять и злой умысел. По признанию налоговых инспекторов, НДС остается самым «популярным» налогом для схем уклонения от налогообложения.

Когда автоматика АСК НДС-2 выявляет расхождения (любого характера), она тут же отправляет требование о представлении пояснений без участия инспектора. Это и хорошо и плохо. Человек сразу мог бы сообразить, где техническая опечатка, а где злой умысел. Но зато машина беспристрастна, и с одинаковым усердием отработает как опечатку, так и схему уклонения от уплаты налогов.

О контроле кодов видов операций в декларации НДС

Особо стоит отметить ошибки с кодами видов операций. Эти коды определяли алгоритм автоматической проверки. Но налогоплательщики часто относились к кодам небрежно. Присваивали операциям коды, которых быть не может. Например, в книге покупок ставят код 10. Машина не понимает этого и запускает проверку по ложному пути. Требуется вмешательство эксперта, чтоб внести ясность. В результате коды из инструмента контроля превращались в помеху.

И вот инспекторы в формат налоговой декларации НДС зашили только допустимые коды. Теперь коды, которые заведомо не применимы к операциям, машина не пропустит. Эти ограничения реализованы всеми операторами систем электронного документооборота.

Надо отдать должное налоговикам. Перед этим они провели долгую разъяснительную работу. Подготовили методичку с примерами использования кодов видов операций, которую довели до территориальных инспекций письмом ФНС России от 20 сентября 2016 г. № СД-4-3/17657. Выложили ее на сайте ФНС России в разделе «НДС 2016» подраздел «Информационные письма для налогоплательщиков». Методичка обязательно понадобится бухгалтерам, ведущим налоговый учет по НДС.

О выявлении схем уклонения от уплаты налогов

Налоговикам приходится менять не только привычки налогоплательщиков, но и психологию собственных инспекторов. Начальник Управления камерального контроля ФНС России А.В. Егоричева, на конгрессе отметил, что видит свою задачу в том, чтоб поменять сложившиеся подходы к проверке и сформировать новые лояльные для добросовестных налогоплательщиков. ФНС направляла инспекторам свои рекомендации в письме от 23.03.17 № ЕД-5-9/547@.

Инспекторам запрещено теперь доначислять налоги или отказывать в вычете НДС только потому, что один из контрагентов цепочки не заплатил налоги. За однодневки во втором или последующих звеньях цепочки компания отвечать не должна.

По новым требованиям руководства инспекторы сначала должны проверить взаимозависимость или согласованность действий. Если взаимозависимости нет, нужно доказать, что компания неосмотрительно выбрала контрагента, и операций с ним фактически не было. Такой подход Президиум Верховного суда озвучил в пункте 31 Обзора судебной практики № 1 от 16.02.17.

От инспекторов требуется не перегибать палку и действовать в рамках сложившейся арбитражной практики. Территориальные инспекции должны тщательнее собирать доказательства недобросовестности компании при выборе контрагента. Раньше налоговики позволяли себе обвинить компанию в необоснованной налоговой выгоде, если документы контрагента подпишет неустановленное лицо.

ФНС запретила инспекциям опираться лишь на это доказательство. Ведь большинство судей снимают доначисления, если налоговики не оспаривали реальность операций (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.01.17 № Ф09-11383/2016).

Кто хоть раз подавал НДС к возмещению, тот прекрасно понимает, как сложно будет налоговикам отказаться от формального подхода. Инспекторы требуют у вас как можно больше дополнительных документов лишь для того, чтоб показать, что они сделали все что могли. Руководство налоговой службы признает, что 98% этих документов бесполезны. Это психология, которую руководство ФНС будет менять.

О развитии системы налогового контроля

Система контроля будет развиваться в сторону углубления и расширения риск-ориентированного подхода. Его принципы неизбежно будут охватывать все большее количество операций и ситуаций. Уже сегодня есть не только технологии сплошного онлайн-контроля операций, но и конкретные технические средства.

Имея данные таможни, банковские данные о безналичных расчетах, информацию с онлайн ККТ и счетов-фактур из налоговых деклараций, ФНС в состоянии полностью контролировать всю цепочку формирования НДС в России. Нужно лишь организовать применение этих технических возможностей на практике. Поэтому среднесрочное развитие системы пойдет по следующим направлениям:

  1. Объединение товарного и безналичного денежного потока.
    Налоговики имеют договоренности с Центральным банком об обмене данными «массив на массив». То есть контролерам доступны все межбанковский операции. Поэтому схлопнуть товарный и денежный оборот вполне реально. Нужно лишь проработать методологию контроля и сопоставления информации о движении денег и товаров.
  2. Интеграция с онлайн-ККТ.
    После того как все поменяют кассовые аппараты налоговики обязательно проведут интеграцию фискальных данных со своими базами.
  3. Анализ связей и определение бизнес-периметра компаний.
    Для инспекторов всегда было не просто доказать недобросовестную согласованность. А новые требования к администрированию честных налогоплательщиков просто вынуждают налоговиков всерьез заняться наращиванием и систематизацией информации о связях компаний. Они обязательно будут анализировать и сопоставлять законные и незаконные связи. Учитывать можно все: от адресов размещения до биографий директоров.
  4. Автоматизация процесса налогового контроля.
    Камеральная проверка движется к полному бесконтактному общению с налогоплательщиком. Очевидно, что опыт НДС будет распространен и на другие налоги. Первым шагом в этом направлении обязательно будут контрольные соотношения по другим налоговым декларациям. Далее риск-ориентированный подход охватит контроль льгот. Затем в контрольную автоматику будут зашиты типизированные схемы уклонения от уплаты всех налогов и т.д.

Как только контролеры решат эти вышеуказанные задачи о консолидации баз данных и автоматизации алгоритмов контроля, перед ними неизбежно возникнут новые глобальные цели. Так, если базы будут консолидированы, и налажена их автоматическая обработка, то очевидно, что в не таком уж далеком будущем налоговики смогут формировать декларации без участия налогоплательщиков.

Июль 2017 г. Подготовлено экспертами «Правовест Аудит»

Остались вопросы?

Обращайтесь, как практикующие налоговые эксперты и юристы, мы поможем максимально эффективно защитить интересы вашей компании.

Приглашаем на Круглые столы по практике применения законодательства — записывайтесь на ближайшие темы

АУДИТ СЕГОДНЯ — ЭТО ВАША УВЕРЕННОСТЬ И СТРАХОВКА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ЗА ОШИБКИ ЗАВТРА
Узнать цену за 1 минуту
Наверх