Сделки между взаимозависимыми лицами: обзор Президиума ВС РФ по налоговым спорам

27 февраля 2017

ВС РФ подготовлен обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с налоговым контролем за уровнем цен по сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)

ВС РФ определены следующие правовые позиции:

  1. Налоговый контроль за соответствием примененных налогоплательщиком цен рыночному уровню осуществляется непосредственно ФНС России согласно разделу V.1 НК РФ и по общему правилу не может выступать предметом выездных и камеральных проверок, проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями.
  2. Инспекции на местах вправе применять методы определения доходов (выручки, прибыли), предусмотренные главой 14.3 НК РФ для целей определения рыночной цены товаров (работ, услуг), если использование рыночных цен при исчислении налогов по отдельным операциям налогоплательщика предусмотрено частью II НК РФ.
  3. Несоответствие примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды. Однако многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может быть одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции.
  4. Суд вправе признать лица взаимозависимыми для целей налогообложения в случаях, не указанных в НК РФ (п. 2 ст. 105.1 НК РФ), если у контрагента налогоплательщика (взаимозависимых лиц контрагента) имелась возможность оказывать влияние на принимаемые налогоплательщиком решения в сфере его финансово-хозяйственной деятельности.
  5. Взаимозависимость участников сделки может являться основанием для корректировки их доходов (прибыли, выручки) только, если в отношении этой сделки соблюдается вся совокупность условий, при наличии которых она признается контролируемой.
  6. Суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения соответствия цены рыночному уровню, но не должен допускать отступление налоговым органом от установленных законом правил определения рыночной цены для целей налогообложения.
  7. Отчет об оценке рыночной стоимости может приниматься в качестве доказательства по спорам, если он позволяет сделать вывод об уровне дохода (прибыли, выручки) по контролируемым сделкам, который действительно мог быть получен налогоплательщиком.
  8. Назначение экспертизы не должно быть направлено на восполнение недостатков проведенной в отношении налогоплательщика проверки. Например, в связи с недопустимостью и (или) недостоверностью заключения эксперта, полученного налоговым органом в порядке статьи 95 НК РФ, как доказательства.
  9. Размер штрафа, налагаемого на налогоплательщика за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверных сведений), не зависит от числа сделок, которые должны быть указаны в уведомлении.
  10. Недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления о контролируемых сделках является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, если допущенные ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки.
  11. Решение вопроса о привлечении к налоговой ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверного уведомления) входит в компетенцию той инспекции, в которую налогоплательщиком было или должно быть представлено такое уведомление.
  12. Суд вправе признать контролируемой задолженность по долговым обязательствам перед иностранной компанией, если иностранная компания, участвующая в капитале налогоплательщика, имела возможность оказывать влияние на принятие решения о предоставлении займа связанным с ней лицом.
  13. Возникновение контролируемой задолженности в результате выдачи займа российской организацией приводит только к ограничению вычета процентов у заемщика при исчислении налога на прибыль.
  14. Если выплачиваемый иностранному лицу доход признается дивидендами в результате изменения квалификации этого платежа на основании п. 4 ст. 269 НК РФ, такое изменение учитывается при определении права иностранного лица (налогового агента) на применение пониженной налоговой ставки для дивидендов, предусмотренной международным соглашением об избежание двойного налогообложения.

Февраль 2017 г.

Подготовлено налоговыми юристами
WiseAdvice ConsultingGroup

Закажите анализ сделок со взаимозависимыми лицами — бесплатно по СпецПредложению

завтра
9:30
КЕЙС-СТАДИ: разбор кейсов защиты и развития бизнеса, налоговой реформы-2025
Бизнес-встреча
Записаться
Наверх