Случаи, при которых налоговый орган имеет доступ к базе 1С налогоплательщика

15 июля 2020

Имеет ли право налоговая инспекция требовать базу 1С в рамках проведения выездной или камеральной проверки?

В каких случаях налоговые органы могут затребовать данные 1С?

Налоговый орган не вправе в рамках ст. 93 НК РФ требовать у налогоплательщика базу 1С в рамках налоговых проверок, поскольку нормы указанной статьи обязывают налогоплательщика представлять по требованию налогового органа документы, связанные с исчислением налогов. В статье 93 НК РФ отсутствует обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу свои электронные базы.

Между теми при проведении такого мероприятия налогового контроля как осмотр (ст.92 НК РФ) налоговая инспекция имеет право доступа к компьютерам и соответственно к электронной базе 1С.

Так, осмотр территорий, помещений, документов и предметов (ст. 92 НК РФ) предусматривает возможность налогового органа осматривать производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые используются налогоплательщиком для извлечения дохода или которые связаны с содержанием объектов налогообложения, независимо от того, где они находятся, а также возможность осматривать принадлежащие налогоплательщику документы и предметы, находящиеся в указанных помещениях.

На практике достаточно часто проверяющие в ходе выездной налоговой проверки прибегают к осмотру находящихся в помещениях проверяемого налогоплательщика электронных носителей информации (компьютеров, серверов, жестких дисков, флеш-накопителей и др.), в том числе требуют доступ к базе 1С, с последующим их изъятием в рамках уже проведения выемки.

При этом налоговый орган вправе провести осмотр территорий, помещений, документов и предметов не только в рамках выездной налоговой проверки, но и в рамках камеральной налоговой проверки, однако только в двух случаях: когда в налоговой декларации по НДС налогоплательщиком был заявлен НДС к возмещению из бюджета либо когда налоговым органом был выявлены противоречия в декларации по НДС либо расхождения с отчетностью контрагентов налогоплательщика, свидетельствующие о занижении НДС к уплате (завышении НДС к возмещению из бюджета).

Для проведения осмотра в ходе выездной налоговой проверки не нужно вынесение отдельного решения о проведении осмотра, достаточно предъявить налогоплательщику лишь решение о проведении выездной налоговой проверки и служебные удостоверения налоговых инспекторов. Однако для проведения осмотра при камеральной налоговой проверке требуется обязательное наличие мотивированного постановления, которое должно быть утверждено руководителем налогового органа либо его заместителем.

Судебная практика подтверждает, что действия по осмотру содержимого компьютеров проверяемого налогоплательщика не противоречат положениям налогового законодательства (см. постановление АС Восточно-Сибирского округа от14.03.2017 N Ф02-94/2017 по делу N А19-916/2016, Определение ВС РФ от 17.07.2017No302-КГ17-8315 и др.).

Получите
консультацию
эксперта
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
22 ноя
11:00
Эффективное взыскание задолженностей: практика для бизнеса
Открытый вебинар
Записаться
Наверх