Списание ТМЦ по истечении срока годности: влияние на на­ло­го­об­ло­же­ние прибыли и НДС

24 декабря 2019

На складе организации числятся ТМЦ с истекшим сроком годности. Нужно ли восстанавливать НДС при их списании по данному основанию? Нужно ли оформлять документы, подтверждающие уничтожение просроченного материала (товара) (например, вывоз сторонней организацией на свалку), и будет ли влиять их наличие или отсутствие на возможность восстановления НДС? Можно ли учесть в расходах при расчете налога на прибыль стоимость списанных по данному основанию ТМЦ?

Согласно ст. 5 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — «Закон») изготовитель вправе устанавливать срок службы (годности) товара. Если по истечении какого-то периода может возникнуть опасность для жизни, здоровья потребителя, его имущества, или окружающей среды, то срок службы для товара длительного пользования должен быть установлен обязательно (п. 2 ст. 5 Закона). На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (п.4. ст.5 Закона). Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается, а если срок должен быть установлен обязательно, то товар с неустановленным сроком годности также запрещено продавать (п. 5 ст. 5 Закона).

На этом основании контролеры приходят к выводу, что расходы в виде стоимости товаров, а также расходы на их утилизацию могут быть учтены при налогообложении прибыли если утилизация конкретных видов товаров предусмотрена законодательством Российской Федерации. То есть расходы в виде стоимости товаров, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, а также расходы, связанные с уничтожением такой продукции, признаются в налоговом учете (письмо Минфина России от 23.04.2019 № 07-01-09/29286, письмо УФНС РФ по г. Москве от 30.10.2008 № 20-12/102001). При этом, при списании ТМЦ следует соблюдать процедуру, установленную законодательством для утилизации того или иного вида ТМЦ, если законодательством такая процедура установлена (письмо УФНС РФ по г. Москве от 18.04.2008 № 20-12/037680).

Касательно подтверждающих документов в письме Минфина России от 24.12.2014 № 03-03-06/1/66948 разъяснено:

«достаточным документальным подтверждением понесенных налогоплательщиком расходов на уничтожение продукции с истекшим сроком годности является представление налогоплательщиком следующих документов: акты (журналы) изменения статуса товара, в которых отражены причины отнесения продукции к некачественной (окончание срока годности); акты приемки товаров при их возврате; акты о проведении инвентаризации; акты уничтожения некачественной продукции, в которых содержится информация о наименованиях и количестве уничтоженных товаров, дате уничтожения; выписки из регистров налогового учета по учету товара, списанного в связи с его уничтожением (постановление ФАС Московского округа от 01.02.2008 № КА-А40/14839-07-2)».

Если истечение срока годности товара будет подтверждено актом, то при списании такого товара НДС восстанавливать не нужно (письмо Минфина России от 15.03.2018 № 03-03-06/1/15834 (с рекомендацией руководствоваться п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС»), письмо ФНС России от 21.05.2015 № ГД-4-3/8627@).

Получите
консультацию
эксперта
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.
Задать вопрос
22 ноя
11:00
Эффективное взыскание задолженностей: практика для бизнеса
Открытый вебинар
Записаться
Наверх