Постановление Девятого ААС от 20.09.2023 года по делу № А40-59439/2023
По итогам выездной проверки компании доначислили НДС и налог на прибыль на общую сумму 172 млн руб., а также пени — 107 млн руб. и штраф в размере 293 млн руб. (
Компания пошла дальше — обратилась в суд для признания налогового решения недействительным в части доначислений НДС свыше 12 млн руб. и налога на прибыль — свыше 14 млн руб.
Основанием для доначислений стал довод налоговых органов об умышленном формировании формального документооборота с сомнительными 9 контрагентами для получения необоснованной налоговой выгоды.
Суд поддержал компанию, указав среди прочего следующее:
- компания учитывает все хозяйственные операции, связанные с приобретением результатов работ, услуг у контрагентов. Сумма НДС, полученная в составе их стоимости, предъявлена к вычету. Поставленная контрагентами продукция использована при осуществлении основной деятельности, реализована покупателям и оплачена ими. При реализации начислен и уплачен в бюджет НДС. Сумма реализации включена в налоговую базу по налогу на прибыль;
- действия компании по приобретению результатов оказания работ, услуг, товаров у контрагентов имеют экономическое обоснование и не направлены на получение необоснованной налоговой выгоды;
- у общества отсутствует обязанность при заключении сделки проверять контрагентов своих поставщиков. Проявив меры должной осмотрительности, общество удостоверилось в добросовестности своего контрагента. Возможности и обязанности проверять контрагентов 2-ого и 3-его звена у общества отсутствуют;
- отсутствие контрагентов по адресам, указанным в учредительных документах, свидетельствует лишь о несоблюдении контрагентами порядка госрегистрации или внесения изменений в учредительные документы, но не может служить доказательством фиктивности хозяйственных операций и недобросовестности налогоплательщика;
- нахождение контрагента по юридическому адресу не может быть проконтролировано налогоплательщиком ввиду отсутствия у него установленных законом прав на проверку таких фактов.
Следует отметить «изюминку» данного дела — суды «уличили» инспекцию в лукавстве и подробно описали это. Инспекция, например, ссылалась на отсутствие контрагентов по адресу местонахождения и подтверждала это протоколами осмотра объектов недвижимости, актами обследования и иными документами. Суды указали, что эти документы не доказывают отсутствие спорных контрагентов по адресам регистрации по следующим причинам:
- протокол осмотра объекта недвижимости, проведенного налоговым органом, содержит отметку о времени начала (13:40) и окончания (14.10) осмотра объекта недвижимости. Т.е. осмотр якобы произведен за 30 мин., при этом в протоколе осмотра указано, что это 2-х этажное административное здание со складскими и офисными помещениями, очевидно значительной площади, в котором расположены десятки компаний. Т.е. проверить местонахождение каждой компании (в т.ч. опросить работающих там лиц, выяснить причину отсутствия в момент проверки исполнительных органов юрлиц) очевидно невозможно за 30 минут;
- за эти 30 минут удалось еще составить протокол осмотра с указанием названий с ИНН/КПП всех зарегистрированных там компаний. Примечательно, данные свидетелей (по поразительному стечению обстоятельств — проживающих на одной улице в соседних домах) — не от руки, а в печатном виде, тогда как в протоколе не указано, что сотрудники ИФНС имели с собой переносной принтер, ноутбук, совместно со свидетелями проследовали в офис ИФНС для составления протокола осмотра в печатном виде;
- только на поиск офиса каждой проверяемой компании (учитывая, что в протоколе не указан номер помещения каждой из них) и составление протокола осмотра очевидно должны были занять у проверяющих больше времени;
- все вместе указанное вызывает у суда обоснованные сомнения в достоверности протокола осмотра объекта недвижимости.
Аналогичные выводы сделаны в отношении протоколов осмотров и актов обследования иных объектов недвижимости.
ПРОСТО АУДИТ!