Суд поддержал компанию и обвинил инспекцию в нереалистичности доказательств

25 октября 2023

Постановление Девятого ААС от 20.09.2023 года по делу № А40-59439/2023

По итогам выездной проверки компании доначислили НДС и налог на прибыль на общую сумму 172 млн руб., а также пени — 107 млн руб. и штраф в размере 293 млн руб. (п. 3 ст. 122 НК РФ). Вышестоящий налоговый орган по жалобе компании частично отменил решение инспекции, оставив к уплате НДС и налог на прибыль — 170 млн руб., пени −96 млн руб. и штраф — 12 млн руб.

Компания пошла дальше — обратилась в суд для признания налогового решения недействительным в части доначислений НДС свыше 12 млн руб. и налога на прибыль — свыше 14 млн руб.

Основанием для доначислений стал довод налоговых органов об умышленном формировании формального документооборота с сомнительными 9 контрагентами для получения необоснованной налоговой выгоды.

Суд поддержал компанию, указав среди прочего следующее:

  • компания учитывает все хозяйственные операции, связанные с приобретением результатов работ, услуг у контрагентов. Сумма НДС, полученная в составе их стоимости, предъявлена к вычету. Поставленная контрагентами продукция использована при осуществлении основной деятельности, реализована покупателям и оплачена ими. При реализации начислен и уплачен в бюджет НДС. Сумма реализации включена в налоговую базу по налогу на прибыль;
  • действия компании по приобретению результатов оказания работ, услуг, товаров у контрагентов имеют экономическое обоснование и не направлены на получение необоснованной налоговой выгоды;
  • у общества отсутствует обязанность при заключении сделки проверять контрагентов своих поставщиков. Проявив меры должной осмотрительности, общество удостоверилось в добросовестности своего контрагента. Возможности и обязанности проверять контрагентов 2-ого и 3-его звена у общества отсутствуют;
  • отсутствие контрагентов по адресам, указанным в учредительных документах, свидетельствует лишь о несоблюдении контрагентами порядка госрегистрации или внесения изменений в учредительные документы, но не может служить доказательством фиктивности хозяйственных операций и недобросовестности налогоплательщика;
  • нахождение контрагента по юридическому адресу не может быть проконтролировано налогоплательщиком ввиду отсутствия у него установленных законом прав на проверку таких фактов.

Следует отметить «изюминку» данного дела — суды «уличили» инспекцию в лукавстве и подробно описали это. Инспекция, например, ссылалась на отсутствие контрагентов по адресу местонахождения и подтверждала это протоколами осмотра объектов недвижимости, актами обследования и иными документами. Суды указали, что эти документы не доказывают отсутствие спорных контрагентов по адресам регистрации по следующим причинам:

  • протокол осмотра объекта недвижимости, проведенного налоговым органом, содержит отметку о времени начала (13:40) и окончания (14.10) осмотра объекта недвижимости. Т.е. осмотр якобы произведен за 30 мин., при этом в протоколе осмотра указано, что это 2-х этажное административное здание со складскими и офисными помещениями, очевидно значительной площади, в котором расположены десятки компаний. Т.е. проверить местонахождение каждой компании (в т.ч. опросить работающих там лиц, выяснить причину отсутствия в момент проверки исполнительных органов юрлиц) очевидно невозможно за 30 минут;
  • за эти 30 минут удалось еще составить протокол осмотра с указанием названий с ИНН/КПП всех зарегистрированных там компаний. Примечательно, данные свидетелей (по поразительному стечению обстоятельств — проживающих на одной улице в соседних домах) — не от руки, а в печатном виде, тогда как в протоколе не указано, что сотрудники ИФНС имели с собой переносной принтер, ноутбук, совместно со свидетелями проследовали в офис ИФНС для составления протокола осмотра в печатном виде;
  • только на поиск офиса каждой проверяемой компании (учитывая, что в протоколе не указан номер помещения каждой из них) и составление протокола осмотра очевидно должны были занять у проверяющих больше времени;
  • все вместе указанное вызывает у суда обоснованные сомнения в достоверности протокола осмотра объекта недвижимости.

Аналогичные выводы сделаны в отношении протоколов осмотров и актов обследования иных объектов недвижимости.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Расчет стоимости аудита
завтра
11:00
Налоговый контроль и безопасность 2024−2025: инструкция для бизнеса
Круглый-стол (online)
Записаться
Наверх