Тотальный налоговый контроль в 2017 году: миф или реальность?

16 марта 2017
Контроль налогов никогда не был мягок и слаб по отношению к налогоплательщикам, особенно если он касался выездных проверок. При этом в настоящее время на фоне острой необходимости пополнения бюджета, особо заметен колоссальный рост мощи фискального механизма, поддерживаемый законодательными и судебными органами.

В результате серьезной реформы налогового администрирования финансово-хозяйственная деятельность любого налогоплательщика становится объектом тотального контроля. Поэтому сегодня очень важно быть в курсе основных трендов налогового контроля в 2017 году.

На Конференции-Форуме 12 апреля в центре Москвы нас ознакомит с новеллами налогового контроля, основными претензиями инспекций и практикой разрешения налоговых споров эксперт-практик Наталюк Наталья Вячеславовна.

В преддверии масштабного мероприятия мы решили задать несколько актуальных вопросов лектору.

Наталья Вячеславовна, добрый день!

Вопрос: Мы наслышаны о серьезной трансформации налогового контроля, так за счет чего именно она произошла?

Ответ: Переход к современным информационным технологиям уже сказался на эффективности контрольной работы и, несомненно, будет способствовать дальнейшему росту доначислений. Так, благодаря АИС «Налог» налоговые органы могут принимать и формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме. Введение в эксплуатацию АСК «НДС» существенно повысила эффективность проверок возмещения налога. Полным

ходом идет объединение информсистем ФНС и таможенных органов для отслеживания импорта и экспорта товаров. Активно внедряются функции централизованного администрирования информации в отношении физлиц (Реестр населения), в том числе для сбора информации в отношении бенефициаров. НК РФ пополняется нормами, расширяющими полномочия инспекций.

То есть на данный момент, налоговый контроль строится на мощной законодательной и технологической платформе в виде автоматизированных систем, позволяющих в считанные минуты получить ценную информацию о физических лицах, о компаниях и их контрагентах, о движении финансовых и товарных потоков не только внутри страны, но и за ее пределами.

Весь бизнес становится прозрачным! Именно к этому стремится ФНС России.

Вопрос: Кстати, о расширении полномочий налогового органа на законодательном уровне. Могли бы Вы рассказать, в каких случаях НК РФ допускает погашение недоимки за налогоплательщика третьими лицами?

Ответ: С 30.11.2016 года НК РФ допускает уплату налога за налогоплательщика третьими лицами (п.1 ст. 45 НК РФ). Также это возможно при исполнении гражданско-правовых обязательств поручителем, гарантом (ст. 74 и 74.1 НК РФ).

Помимо добровольной уплаты налога в рамках противодействия избежания от налогообложения НК РФ установлены случаи принудительного взыскания задолженности налогоплательщика с иного лица, в том числе с дочернего и (или) основного общества по отношению к налогоплательщику (пп.2 п.2 ст. 45 НК РФ). Причем в качестве «иных лиц» могут выступать организации, индивидуальные предприниматели и физические лица.

Вопрос: Получается, что за налоговые долги компании может ответить ее руководитель?

Ответ: Конечно! Задолженность по налогам можно взыскать с аффилированных лиц должника, поэтому если руководитель является таковым, например, является учредителем, долги компании могут взыскать с него (п. 2 ст. 45 НК РФ). Налоговые органы на сегодняшний день могут взыскать долги по налогам юридического лица со всех аффилированных лиц, без исключения.

Также, на практике не редки случаи, когда именно руководителя привлекаются к уголовной ответственности за неуплату налогов компанией. Особой популярностью пользуется ст. 199 УК РФ, количество уголовных дел, заведенных на руководителей по данной статье, увеличивается ежегодно. Усугубляется положение еще и тем, что правоохранительные органы не связаны трехлетним сроком охвата выездной налоговой проверкой, и могут расследовать преступления, совершенные и более трех лет назад!

Вопрос: Скажите, а сегодня вообще как-то можно обозначить зону налогового риска деятельности компаний, которую особо контролируют налоговые органы?

Ответ: Можно. Так, в зону высоких налоговых рисков входят компании, уклоняющиеся от уплаты налогов, применяющие агрессивные схемы минимизации налогов, использующие «фирмы-однодневки», подконтрольные организации. Также высокорискованными являются формальный документооборот при отсутствии реальности сделок и отсутствие ресурсов, для осуществления той деятельностью, которой компания якобы занимается.

Следует отметить, что работа с компаниями, входящими в высокую зону риска, основана на проведении качественных налоговых проверок с проведением инспекцией полного комплекса контрольных мероприятий и построением серьезной доказательственной базы. А судебные органы, при наличии указанных признаков, зачастую выносят судебные акты в пользу налоговых органов. Отстаивать интересы компании, входящей в высокую зону риска очень и очень не просто.

Поэтому на практике желательно избегать попадания деятельности компании в эту «красную» зону особого налогового контроля иначе миллионных доначислений не избежать.

Вопрос: Подскажите, возможно ли заранее узнать о назначении выездной налоговой проверки?

Ответ: Налоговые органы не обязаны предупреждать заранее о назначении выездной проверки компании. Поэтому при желании инспекция может предупредить, позвонив накануне. Но чаще на практике это является «сюрпризом» для налогоплательщика.

Однако можно спрогнозировать риск назначения выездной проверки, оценив деятельность компании на основании критериев, обозначенных в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Рекомендую особо обратить внимание на такие критерии назначения выездной налоговой проверки, как низкая налоговая нагрузка (ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли) и ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Вопрос: Хотелось бы узнать, сейчас так же актуальна проверка контрагентов перед заключением договора или уже можно обойтись без этого?

Ответ: Проверка контрагентов, как и раньше актуальна. Не смотря на то, что ФНС активно работает с ЕГРЮЛ по его зачистке от фактически недействующих юридических лиц и компаний с недостоверной информацией об их руководителях и учредителях, адресах и пр., сам по себе факт установления действительности таких сведений, вовсе не исключает вероятность использования контрагентом различных налоговых схем, а это может крайне негативно отразиться на проверяемом налогоплательщике.

Налоговые и судебные органы также продолжают настаивать на наличии у налогоплательщиков доказательств этой осторожности и осмотрительности. Поэтому проявлять осмотрительность и осторожность в отношении контрагентов необходимо! Кстати, в уже упомянутой мной Концепции ФНС России перечислены признаки, свидетельствующие о высокой степени риска квалификации инспекцией контрагента, как проблемного, а сделки с ним — сомнительными.

Например, отсутствие у проверяемого налогоплательщика документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.).

Вопрос: Сейчас многих интересует вопрос возможности налогового контроля инспекцией уровня цен по неконтролируемым сделкам в ходе выездной проверки. Так это действительно возможно?

Ответ: С 01.01.12 раздел V.1 НК РФ сузил круг контролирующих органов, наделенных полномочиями по контролю цен в сделках между взаимозависимыми лицами на соответствие цен рыночным, предоставив такие полномочия исключительно ФНС.

Однако в течение двух последних лет судебная практика на уровне ВС РФ пестрит судебными актами, согласно которым, инспекции на местах в рамках выездной проверки вправе проверять соответствие цен по сделкам уровню рыночных цен, если имеет место не контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а оценка сделки, как направленной на получение необоснованной налоговой выгоды, выявлен факт уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках между взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми.

Получается, что на данный момент есть риск проверки инспекцией уровня цен по сделкам между взаимозависимыми лицами по неконтролируемым сделкам при наличии признаков получения компанией необоснованной налоговой выгоды.

При этом следует отметить, что отличие цены сделки от рыночной не может служить самостоятельным основанием для вывода о неисполнении участником сделки обязанности по уплате налогов. Но при наличии многократного превышения рыночной цены в совокупности с другими факторами у инспекции есть шансы отстоять свою позицию в суде.

Вопрос: Как вообще на сегодняшний день обстоят дела налогоплательщиков в арбитражных судах?

Ответ: Сразу хочу отметить, что судебная практика по налоговым спорам была всегда очень изменчива. Чаши весов Фемиды по налоговым спорам постоянно колеблются, то в пользу налогоплательщиков, то в пользу налогового органа.

На сегодняшний день, увы, перевес в пользу налоговых органов, а если быть более точной — около 80 % решений за 2016 год вынесено в их пользу.

Но это не значит, что надо сразу «опускать руки» и «падать духом»! Ни в коем случае! Выход есть из любой ситуации! Надо менять подход к отбору, проверке своих контрагентов, анализировать требования контролирующих и судебных органов и избегать попадания в опасную зону налогового риска, чтобы не оказаться в числе кандидатов на выездную проверку.

Также нельзя не отметить наличие положительной для компаний судебной практики и будем надеяться, что количество выигрышных дел будет только расти и по итогам 2017 года 80 % побед будет у налогоплательщиков!

Наталья Вячеславовна, большое спасибо.

Вопросов по налоговому контролю очень много и задать их все в рамках интервью невозможно. Поэтому ждем Вас на конференц-форуме в историческом центре Москвы в замечательном конгресс-зале Торгово-Промышленной Палаты РФ 12 апреля 2017 г.!

Уверены, что все участники, которые попадут на это профессиональное мероприятие, будут довольны и получат ответы на свои вопросы, узнают о новых реалиях налогового контроля.

Компания «Правовест Аудит» WiseAdvice Consulting Group
8 (495) 134-32-23 (многоканальный)
сайт: www.pravovest-audit.ru

завтра
9:30
КЕЙС-СТАДИ: разбор кейсов защиты и развития бизнеса, налоговой реформы-2025
Бизнес-встреча
Записаться
Наверх