Учетная политика организации на 2025 год: бухгалтерский учет

01 апреля 2025

Ежегодно организации должны проанализировать применяемую учетную политику и при необходимости внести в нее изменения или дополнения. Рассмотрим нововведения в бухгалтерском законодательстве на 2025 год, которые нужно или можно отразить в учетной политике.

Общие правила изменения учетной политики

Напомним основные правила формирования и внесения изменений в учетную политику организации.

В общем случае, учетная политика должна применяться последовательно из года в год (п. 5, ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), а изменение учетной политики может происходить только если:

  • меняются требования законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
  • разрабатывается или выбирается новый способ ведения бухгалтерского учета, который приведет к повышению качества информации, отражаемой в учете;
  • существенно меняются условия деятельности организации.
Измененная учетная политика применяется с начала года, с которого компания вносит изменения (п. п. 10, 12 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). При этом дата приказа о внесении изменений должна быть не позднее 31 декабря 2024 года, чтобы она начала действовать с 1 января 2025 года.

Исключением являются случаи существенного изменения условий деятельности предприятия (например, реорганизация, создание обособленных подразделений, филиалов, представительств или изменение видов деятельности) или если в нормативно-правовом акте установлены другие сроки начала его действия. В этих случаях учетную политику можно дополнить в течение года (ч. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. 12 ПБУ 1/2008).

Общий алгоритм формирования положений учетной политики организации:

  • если федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается этот способ;
  • если ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу — выбирается один из возможных;
  • если ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу — организация разрабатывает его сама, исходя из пп. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь, в первую очередь, к стандартам МСФО, затем к федеральным (ПБУ, ФСБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).
Указанная иерархия предполагает, что если, например, какая-то ситуация по-разному отражена в международных стандартах финансовой отчетности и в рекомендациях в области бухучета, то подлежат применению положения МСФО.
Защитите свой бизнес
Вместе с достоверной отчетностью и аудиторским заключением вы получите страховку от штрафов ФНС и защиту налоговых юристов на 3 года
Рассчитать стоимость аудита

Изменения учетной политики на 2025 год в целях бухгалтерского учета

Порядок формирования бухгалтерской отчетности

В 2025 году изменений в бухгалтерском учете, которые нужно отразить в учетной политике немного.

Основное и самое существенное изменение — в учетной политике организация должна подробно отразить порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности организации с учетом специфики своей деятельности. Этого требует новый стандарт ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность». Он вступил в силу с 1 января 2025 года и применяется с отчетности за 2025 год, в том числе при формировании промежуточной бухгалтерской отчетности. Данный стандарт полностью заменяет положения ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н о формах бухгалтерской отчетности, которые утрачивают силу с 2025 года.

В отличие от ранее действующих положений ФСБУ 4/2023 не содержит обязательных форм бухгалтерской отчетности. В Приложениях NN 3 — 9 к Стандарту представлены только образцы форм отчетности и приведены основные требования к оформлению заголовочной части, минимальному наличию показателей. На их основе организации необходимо разработать свои формы, которые она будет применять с учетом специфики деятельности, и закрепить их в учетной политике (п. 62 ФСБУ 4/2023).

Таким образом, в учетной политике необходимо:

1) Исключить все положения о формировании бухгалтерской отчетности, основанные на ПБУ 4/99 и Приказе Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

2) Утвердить применяемые организацией формы бухгалтерской отчетности организации за 2025 год, в том числе промежуточной отчетности и особенности формирования показателей отчетности с учетом специфики деятельности.

Разберем основные моменты, которые должна содержать учетная политика на 2025 год.

В новом ФСБУ важное значение придается критерию существенности информации при раскрытии показателей отчетности. Основные факторы признания информации существенной: величина (как правило, относительная стоимостная характеристика информации) и характер информации, потенциальное влияние ее на экономические решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Существенной является информация, которая может оказать влияние на экономические решения пользователей отчётности. Организация в учетной политике должна самостоятельно определить, какая информация является важной для мнения пользователей и какими будут критерии существенности (п.10 ФСБУ 4/2023, Информационное сообщение Минфина России от 26.03.2024 N ИС-учет-50).

В учетной политике необходимо отразить, где будет раскрываться существенная информация: в расшифровке к строке бухгалтерской отчетности или в пояснениях к ней.

Если информация несущественна, даже если обязанность раскрывать ее установлена федеральными и (или) отраслевыми стандартами, то, учитывая требование рациональности, организация может не формировать ее в бухгалтерском учете по обязательной статье или не обособлять от других статей. В таком случае организация не приводит соответствующую строку в бухгалтерской отчетности. Если технически невозможно исключить строку из формы, в ней проставляют прочерк или ноль (п. п. 2, 4 Рекомендации БМЦ № Р-168/2025-КпР).

ФСБУ 4/2023 дает возможность группировать показатели, близкие по характеру (п. 11 ФСБУ 4/2023). Например, информацию об основных средствах можно представить, как отдельным показателем (непосредственно основные средства), так и группой показателей: основные средства, капитальные вложения в объекты основных средств, права пользования активами.

Информация об отдельных объектах бухгалтерского учета, обладающих сходными признаками, может объединяться и приводиться в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах, отчете о целевом использовании средств общей суммой с детализацией в пояснениях, если информация о каждом из этих объектов в отдельности несущественна, но существенна их общая сумма, либо представление общей суммы необходимо в связи с раскрытием другой информации в бухгалтерской отчетности. В данном случае в наименование общей суммы включается слово «прочие» (например, прочие внеоборотные активы, прочие доходы).

Помимо минимального состава показателей, предусмотренного в пункте 9 ФСБУ 4/2023, в бухгалтерском балансе должны раскрывается иные показатели (с учетом существенности) в следующих случаях:

  • когда такие показатели предусмотрены другими федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • по собственному решению экономического субъекта исходя из особенностей его деятельности и (или) с целью детализации показателей, предусмотренных в пункте 9 настоящего Стандарта.

В частности, в бухгалтерский баланс могут быть включены показатели:

  • нематериальных поисковых активов
  • материальных поисковых активов;
  • капитальных вложений в объекты нематериальных активов;
  • капитальных вложений в объекты основных средств;
  • прав пользования активами;
  • инвестиций в аренду;
  • не предъявленной к оплате начисленной выручки;
  • обязательств по аренде.
Некоммерческая организация должна отразить решение о составе приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.

Если организация принимает решение о составлении промежуточной бухгалтерской отчетности, этот факт также нужно указать в учетной политике. При этом, в промежуточной бухгалтерской отчетности (пп. 56 ФСБУ 4/2023):

  • либо полностью раскрывается информация, аналогичная по составу и содержанию годовой отчетности,
  • либо по решению экономического субъекта раскрывается информация только об имевших место в промежуточный отчетный период существенных фактах хозяйственной жизни, актуализирующая информацию, раскрытую в годовой бухгалтерской отчетности за год, предшествовавший промежуточному отчетному периоду.
  • могут быть объединены показатели, приведенные в годовой бухгалтерской отчетности за год, предшествовавший промежуточному отчетному периоду, по которым отсутствовали существенные изменения в промежуточном отчетном периоде;
  • либо могут быть приведены обособленно показатели, значения которых существенно изменились в промежуточном отчетном периоде.

При этом, в промежуточной отчетности в обязательном порядке приводятся наименования и значения всех итоговых показателей, которые были приведены в годовой бухгалтерской отчетности за год, предшествовавший промежуточному отчетному периоду. При этом, так как организация может объединять показатели, по которым отсутствовали существенные изменения, то сами формы отчетности могут содержать меньшее количество показателей.

Если организация имеет право на применение упрощенных способов бухгалтерского учета, то организации вправе формировать бухгалтерскую отчетность в общеустановленном или упрощенном порядке. Соответствующее решение также отражается в учетной политике. При составлении бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут объединять показатели в группы и приводить только их итоговые показатели (без детализации по входящим в них показателям) (п. 53 ФСБУ 4/2023). При этом в отчетности как минимум должны быть приведены пояснения, указанные в п. 54 ФСБУ 4/2023.

Аудит все победит!
В рамках аудиторской проверки аттестованные аудиторы и эксперты по налогам проконсультируют вас по волнующим и спорным вопросам, помогут защитить ваше имущество и деньги.
Рассчитать стоимость аудита

Новые правила инвентаризации

Согласно п.2 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» стандарт применяется с 1 апреля 2025 года. Но организация может принять решение о применении настоящего Стандарта до указанного срока.

В случае принятия решения о досрочном применении, в учетной политике необходимо отразить, что новое ФСБУ применяется с 01 января 2025 года.

Существенных изменений по сравнению с ранее действующими положениями, которые требовали бы внесения корректировок в учетную политику, в Стандарте нет.

В основном нужно внести технические правки, исключив ссылки на Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, и на Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и заменить их ссылками на ФСБУ 28/2023.

Внесены уточнения и изменения по порядку признания и срокам отражения результатов инвентаризации.

Результаты инвентаризации необходимо принять к бухгалтерскому учету в оценке, определенной на дату, по состоянию на которую проводится инвентаризация:

  • излишки активов — по справедливой стоимости, либо по их балансовой стоимости, либо по балансовой стоимости аналогичных активов;
  • недостачи активов — по балансовой стоимости.
  • пересортица активов — по балансовой стоимости
  • расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств — в суммах, вытекающих из документов, подтверждающих эти задолженности, обязательства и признаваемых правильными организацией;
  • расхождения в суммах оценочных обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств — в суммах, подтвержденных соответствующими расчетами.

Стандартом не установлен состав документов инвентаризации, следовательно, этот вопрос отнесен к компетенции самой организации и должен быть отражен в учетной политике и графике документооборота.

Если в 2025 году у организации появятся новые виды деятельности, операций или сделок, потребуется дополнить учётную политику с отражением особенностей их отражения.

***

Начиная аудит в текущем году, бухгалтерия СРАЗУ получает помощь и поддержку опытных аудиторов, которые помогут не накапливать ошибки в учете, ведь мы проводим аудит в диалоге с клиентом и вы всегда можете получить квалифицированный ответ на любой сложный вопрос по бухучету и налогам.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ
ПРОСТО АУДИТ!
Особое внимание налогам и «первичке», помощь с новыми ФСБУ, исправление ошибок, минимизация рисков, применение льгот, страховка от штрафов ФНС и поддержка налоговых юристов.
Рассчитать стоимость аудита
АУДИТ СЕГОДНЯ — ЭТО ВАША УВЕРЕННОСТЬ И СТРАХОВКА, ЧТОБЫ НЕ ПЛАТИТЬ ЗА ОШИБКИ ЗАВТРА
Узнать цену за 1 минуту
Наверх