Содержание
- Что отражается в учетной политике для целей налогообложения
- Способ уплаты налогов в 2023 году
- Нововведения по налогу на прибыль
- Установление повышающего коэффициента к норме амортизации для определенных видов ОС и НМА
- Установление повышающего коэффициента в размере 1,5 при формировании первоначальной стоимости ОС и НМА
- Повышающий коэффициент для расходов в виде лицензионных платежей
- Применение инвестиционного налогового вычета
Что отражается в учетной политике для целей налогообложения
Формируя Учетную политику для целей налогообложения (далее — УП), налогоплательщик выбирает для применения в своей деятельности один способ из нескольких, допускаемых НК РФ, прописывает особенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые он осуществляет.
Большая часть решений при формировании УП касается налогообложения прибыли и ведения налогового учета. В разделе УП по прибыли должны содержаться:
- элементы налогового учета, выбор которых прямо указан в законодательстве;
- самостоятельно разработанные методы учета (если их разработка возложена на организацию);
- обоснование используемого метода со ссылками на законодательство, позволяющее его использовать.
В части УП по НДС налогоплательщик самостоятельно разрабатывает порядок ведения раздельного учета для различных ситуаций, например:
- при наличии операций, облагаемых НДС и освобожденных от НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ, п. 4 ст. 170 НК РФ),
- при получении субсидий или бюджетных инвестиций (абз. 6 п. 21 ст. 170 НК РФ),
- при получении авансов на производство товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла, в случае, если налогоплательщиком избран момент определения налоговой базы только по отгрузке (п. 13 ст. 167 НК РФ),
- по операциям в рамках совместной деятельности, концессии, доверительного управления (п. 3 ст.174.1 НК РФ).
Кроме того, разный порядок применения налоговых вычетов по операциям, облагаемым по нулевой ставке (п. 1 ст. 164 НК РФ) и операциям, облагаемым НДС по другим ставкам также приводит к необходимости раздельного учета.
Изменения и дополнения в учетную политику для целей налогообложения вносятся в случаях:
- изменения законодательства о налогах и сборах;
- изменение применяемых методов учета.
Дополнения в УП вносятся при:
- осуществлении новых видов деятельности;
- создании обособленных подразделений (филиалов, представительств);
- реорганизации;
- смене режима налогообложения.
Рассмотрим, конкретные изменения налогового законодательства, которые могут повлиять на учетную политику на 2023 год.
ПРОСТО АУДИТ!
Способ уплаты налогов в 2023 году
Актуализируя учетную политику по налогам на 2023 год, надо отметить, что не так много оснований вносить в нее изменения, связанные с новыми правилами налогообложения.
Но есть обстоятельство, которое затрагивает всех налогоплательщиков — переход на ЕНС (Единый налоговый счет) и уплату ЕНП (Единый налоговый платеж). В связи с этим меняются сроки представления отчетности по налогам и уплаты налоговых платежей, возникает обязанность по удержанию НДФЛ при выплате аванса работникам. Однако все эти изменения регулируются прямыми нормами закона и не требуют обязательного отражения в УП. Возможно потребуется техническая коррекция регистров в связи с изменением сроков уплаты НДФЛ, а также появлением единого тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (сокращенно — Социальный фонд России (СФР).
При этом с 1 января 2023 налогоплательщик помимо представления налоговой отчетности (деклараций и расчетов) должен представлять налоговому органу уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховым взносам, уплаченным в качестве ЕНП. Это нужно для того, чтобы налоговый орган корректно разносил поступившие на ЕНС суммы по тем налогам и взносам, которые уплачиваются до представления отчетности (например, расчет по страховым взносам представляется ежеквартально, а взносы уплачиваются ежемесячно) или по тем платежам, по которым обязанность сдавать декларацию не предусмотрена НК РФ. У организаций есть возможность выбора на 2023 — отправлять уведомления или продолжать оформлять «платежки» (уведомления в виде распоряжений) на уплату конкретного налога с указанием КБК. Данный вариант доступен только тем налогоплательщикам, которые ранее не представляли уведомления в утвержденной форме (п. 12, п. 14 ст. 4 Закона N 263-ФЗ). Таким образом, есть 2 варианта перечисления налогов:
- единой суммой одним платежным поручением с предоставлением уведомлений;
- отдельным платежным поручением по каждому налогу.
Нововведения по налогу на прибыль
Установление повышающего коэффициента к норме амортизации для определенных видов ОС и НМА
С 1 января 2023 года для налогоплательщиков могут устанавливать повышающий коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (Реестр РЭП) (пп. 5 п. 2 ст. 259.3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Сделать это будет возможно с момента, как Минэкономразвития утвердит переходные ключи между кодами ОКВЭД, которые содержатся в Реестре РЭП и кодами Общероссийского классификатора основных фондов, которые должны быть утверждены Минэкономразвития (абз. 2 пп.5 п.2 ст. 259.3 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).
Повышающий коэффициент к основной норме амортизации с 1 января 2023 года также допускается устанавливать для НМА в виде исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (Российский реестр ПО). При этом повышающий коэффициент нельзя применять к НМА в виде программ ЭВМ и баз данных, включенных в Российский реестр ПО, если срок полезного использования по таким НМА определен в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ (пп. 6 п. 2 ст. 259.3 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Напомним, что абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определить срок полезного использования программ ЭВМ и баз данных, который не может быть менее двух лет. Так что налогоплательщику нужно сделать выбор:
- или установить сокращенный СПИ (но не менее 2-х лет);
- или применить повышающий коэффициент к основной норме амортизации НМА.
Напомним, что основная норма амортизации рассчитывается из СПИ, обусловленного договорами и иными документами (или исходя из 10 лет, если СПИ не представляется возможным определить исходя из документов).
Комментируя данную норму Минфин отметил, что специальный коэффициент к основной норме амортизации может применяться с 01.01.2023 только в тех отчетных (налоговых) периодах, в течение которых программы для ЭВМ и базы данных будут находиться в Российском реестре ПО, при этом его применение не зависит от даты ввода в эксплуатацию соответствующего объекта нематериального актива. Применение спец. коэффициента — право налогоплательщика, поэтому решение о его применении, а также конкретный размер коэффициента (в пределе, установленном НК РФ) должны будут отражены в УП, утверждаемой приказом руководителя на соответствующий налоговый период (письмо Минфина РФ от 08.11.2022 N 03-03-06/1/108245).
Установление повышающего коэффициента в размере 1,5 при формировании первоначальной стоимости ОС и НМА
С 1 января 2023 года при формировании первоначальной стоимости основных средств, включенных в Реестр РЭП, относящихся к сфере искусственного интеллекта, а также НМА в виде исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных, включенных в Российский реестр ПО, относящихся к сфере искусственного интеллекта, налогоплательщики имеют право учитывать фактически понесенные расходы на приобретение таких ОС и НМА с коэффициентом 1,5 (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 3 ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).
Данная возможность позволяет сэкономить на налоге за счет амортизации, увеличенных на коэффициент 1,5 фактически понесенных затрат на амортизируемое имущество. Но есть условие: повышающий коэффициент, применяемый для первоначальной стоимости ОС и НМА применяется только в том случае, если в Реестрах (Реестре РЭП, Российском реестре ПО) будет указан специальный признак, указывающий что такие ОС, программы ЭВМ, базы данных относятся к сфере искусственного интеллекта и НМА (ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ).
Комментируя новшество Минфин РФ отметил:
- первоначальная стоимость объектов ОС и НМА должна быть определена на дату ввода соответствующего амортизируемого имущества в эксплуатацию;
- новые положения п. 1 и п. 3 ст. 257 НК РФ распространяются только на те объекты, которые будут введены в эксплуатацию начиная с 01.01.2023;
- применение коэффициентов возможно начиная с того налогового периода, УП на который будет предусматривать соответствующие положения (письмо Минфина РФ от 08.11.2022 N 03-03-06/1/108245).
Повышающий коэффициент для расходов в виде лицензионных платежей
С 1 января 2023 фактически понесенные затраты на приобретение прав на программы ЭВМ и базы данных, включенных в Российский реестр ПО, относящиеся к сфере искусственного интеллекта могут учитываться в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль с применением коэффициента 1,5 (пп.26 п. 1 ст. 264 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ). В новой редакции пп.26 п.1 ст. 264 НК РФ нет упоминания о необходимости «специального признака» в реестре, указывающего на отнесение программы ЭВМ или базы данных к сфере искусственного интеллекта, но полагаем, что и в этой ситуации следует учитывать нормы п. 4 ст. 257 НК РФ, т.е. определить принадлежность ПО к области искусственного интеллекта, изучив Российский реестр ПО. Соответственно, те, кто имеет право на повышающий коэффициент закрепляют его в своей УП.
Применение инвестиционного налогового вычета
Напомним, инвестиционный налоговый вычет уменьшает не налоговую базу, а сумму налога на прибыль (авансового платежа по налогу на прибыль) и применяется налогоплательщиками, уплачивающими налог на прибыль по основной ставке (п. 1 ст. 284 НК РФ). Список затрат, по которым возможен инвестиционный налоговый вычет, а также и условия предоставления различных видов этих вычетов приведен в п. 2 ст.286 НК РФ. С 1 января 2023 года к перечню расходов, по которым может быть заявлен инвестиционный налоговый вычет, добавлены новые виды затрат (не более 100%):
- на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ ЭВМ и баз данных, включенных в Российский реестр ПО (при условии, что эти затраты не учитываются при формировании первоначальной стоимости НМА);
- на объекты основных средств, включенных в Реестр РЭП, при условии, что эти затраты не учитываются при формировании первоначальной стоимости основных средств.
- на обучение работников, обслуживающих указанные программы для ЭВМ и базы данных и (или) объекты основных средств (пп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ);
- расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию (пп. 9 п. 2 ст. 286.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2022 N 430-ФЗ).
Если субъектом РФ принят закон, устанавливающий право налогоплательщика на применение на территории этого субъекта РФ инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль организаций, налогоплательщик вправе после вступления в силу этого закона внести изменения в УП, отразив, применение такого вычета.
В рамках актуализации учётной политики рекомендуем проанализировать свои возможности по применению налоговых льгот. Налоговые юристы и аудиторы компании ПА готовы проконсультировать вас по использованию возможностей льготного налогообложения и помочь с актуализацией УП.