Учетная политика организации на 2018

12 декабря 2017

 

К началу нового финансового года организациям нужно проанализировать применяемую учетную политику и при необходимости внести в нее изменения или дополнения.

 

Новые форматы ЭДО

С момента вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», провозгласившего свободу форм первичных документов, ФНС взяла на себя функцию разработки форматов электронных документов.

Тем организаций, которые приняли решение о переходе на электронное взаимодействие с контрагентами, необходимо пересмотреть учетную политику с точки зрения внесения таких изменений.

С 1 июля 2017 г. утратили силу «старые» электронные форматы ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг), утвержденные еще в 2012 году (приказ ФНС России от 20.05.2016 г. N ММВ-7-15/329@). Теперь применяются только «новые» электронные форматы товарной накладной и акта приема-передачи работ и услуг, утв. приказами ФНС России от 30.11.2015 N ММВ-7-10/551@ и от 30.11.2015 N ММВ-7-10/552@.

Начиная с 1 июля 2017 года, стали обязательными «новые» форматы счетов-фактур (в том числе корректировочных), УПД, УКД (приказы ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@, от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@). До 30 июня 2017 включительно эти форматы использовались по выбору организации наряду со «старыми», утв. приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@.

Поэтому сведения в учетной политике об использовании утративших силу форматов необходимо скорректировать.

Основные рекомендации для учетной политики (УП) при использовании ЭДО:

  • УП должна содержать указание на использование ЭДО;
  • УП должна устанавливать, какие документы используются в целях признания факта хозяйственной жизни, а также порядок определения даты создания документов для целей бухгалтерского и налогового учета (например, если хозяйственная операция совершена на одну дату, а подпись получена в следующем отчетном периоде);
  • Форматы используемых первичных документов (включая электронные документы) должны быть включены в УП.
Разработка и актуализация учетной политики
Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.
Подробнее

Изменение способов ведения бухучета

Основные изменения связаны с вступлением с 06 августа 2017 г. в силу поправок в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н).

О применении новых положений ПБУ Минфин России выпустил Информационное сообщение от 2 августа 2017 г. N ИС-учет-9.

На что обратить внимание при изменении учетной политики на 2018 год:

Определено соотношение учетной политики разных организаций

Введена норма о самостоятельном выборе способа ведения бухучета, независимо от выбора других организаций. Но если основное общество утвердило свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами, то дочерние общества выбирают способы ведения из стандартов, утвержденным материнским обществом (п. 5.1 ПБУ 1/2008). Поскольку обеспечить сопоставимость консолидированных данных можно лишь в случае, если они оцениваются и отражаются по одним и тем же правилам. В прежней редакции ПБУ 1/2008 не оговаривался порядок формирования учетной политики дочерними компаниями.

Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации

В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:

  1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается этот способ.
  2. ФСБУ устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу – выбирается один из возможных.
  3. ФСБУ не содержит допустимые способы бухучета по конкретному вопросу - организация разрабатывает его сама, исходя из п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008 и рекомендаций по бухучету, последовательно обращаясь к стандартам МСФО, федеральным (ПБУ) и отраслевым стандартам учета (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

Таким образом, основным документом в данном случае является МСФО. И только при отсутствии необходимых способов в МСФО организация вправе ориентироваться на ФСБУ и отраслевые стандарты бухучета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Затем по нисходящей идут рекомендации органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Однако, чтобы выполнить новое предписание ПБУ 1/2008, необходимо достаточно свободно владеть международными стандартами. Например, в настоящее время нет федерального стандарта по аренде и лизингу. Но такой стандарт есть в МСФО. Следовательно, при выборе способа учета операций по аренде организации следует руководствоваться правилами, установленными МСФО (IAS) 17 «Аренда».

Прежняя редакция ПБУ 1/2008 не устанавливала приоритета МСФО при нестандартных операциях.

Фирмам, ведущим упрощенный бухучет (малые предприятия, некоммерческие организации, участники «Сколково»), а также в отношении несущественной информации при формировании учетной политики достаточно руководствоваться требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008).

При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

Право на упрощение бухучета имеют субъекты, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в т. ч. субъекты малого предпринимательства (СМП). Какие организации относятся к СМП указано в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Упрощенные способы ведения бухучета и составления отчетности не применяют СМП, подлежащие обязательному аудиту (пп.1 п. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, если ваша организация относится к СМП в силу Закона N 209-ФЗ, но подлежит обязательному аудиту в силу Закона N 307-ФЗ, то права вести упрощенный бухучет у нее нет.

Отметим, что определение требования рациональности в ПБУ 1/2008 дано в новой редакции. Теперь учетная политика должна обеспечивать среди прочего рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее — рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).

То есть затраты на учет указанного объекта не должны быть неоправданно высокими по сравнению с эффектом от использования этого объекта.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.
Подробнее
С 19 июля 2017 года действующие на территории РФ 24 ПБУ, утвержденные в период с 01.10.1998 по 01.01.2013, признаны федеральными стандартами. Их полный перечень приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 N ИС-учет-8.

Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО. Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

  • консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону "О консолидированной финансовой отчетности" составляется в соответствии с МСФО;
  • составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (часть 5 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности").

Данные организации при формировании учетной политики на 2018 год могут руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Поэтому, если применение какого-то способа ведения бухучета по ФСБУ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т. е. препятствует соблюдению этих требований), то организация вправе не применять данный способ ведения бухучета.

Вместо этого способа применяется способ, предусмотренный МСФО. Свое право необходимо закрепить в учетной политике.

Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бух в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Разумеется, речь идет об исключительных случаях.

Организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики при соблюдении всех следующих условий:

  1. Определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства.
  3. Альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

Подведем резюме

Сама по себе новация ПБУ 1/2008 не оказывает какого-либо существенного влияния на деятельность большинства организаций. Ведь, как и прежде, в работе надлежит руководствоваться правилами, утвержденными привычными всем бухгалтерам ПБУ (ныне переименованных в ФСБУ). А вот компаниям, составляющим отчетность по МСФО, консолидированную финансовую отчетность, ведущим упрощенный бухучет, имеющим дочерние подразделения или при ведении нестандартных операций, не описанных в действующих ПБУ, следует привести свою учетную политику в соответствие с новой редакцией ПБУ 1/2008.

РАЗРАБОТКА И АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Учетная политика (УП), составленная в конструкторе, не способна учесть все индивидуальные тонкости ведения конкретного бизнеса. Грамотная УП помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах. Ежегодная актуализация УП нужна для учета: изменений законодательства и новых фактов хозяйственной жизни организации.
Подробнее

Налоговая учетная политика на 2018 год

Изменения, вступающие в силу с 2018 года незначительны. Принять их во внимание необходимо тем налогоплательщикам, деятельности которых коснулись новые положения НК РФ. Нововведения следующие.

Учет расходов на приобретение основных средств

На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Но повышающий коэффициент может применяться к тем объектам, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3НК РФ в ред. с 01.01.2018, п.3 ст.5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Если у компании есть такие объекты и она собирается применять специальный коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ введено понятие «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения установлен новой ст. 286.1 НК РФ.

С 2018 года налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств, относящихся к 3 — 7 амортизационным группам).

Указанные расходы можно будет вычитать полностью: до 90% из региональной части, до 10% — из федеральной части налога.

Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т. е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект ОС, либо изменена его первоначальная стоимость.

Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет не подлежат амортизации.

В случае продажи имущества, в отношении которого применялся инвестиционный вычет, после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство, по которому был применен инвестиционный налоговый вычет будет реализовано до истечения срока его полезного использования, налогоплательщику придется восстановить суммы налога, не уплаченного в связи с применением вычета, а также уплатить соответствующие пени. При этом в расходах будет учтена первоначальная стоимость такого основного средства.

Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый пункт 8.8 статьи 88 НК РФ).

Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ).

Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

Учитывая, что такие нововведения улучшают положения налогоплательщиков, субъекты РФ смогут принять соответствующие законы и распространить их действие на период с 1 января 2018 г. Однако, решение об использования вычета должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку его применение — право налогоплательщика, а не обязательная норма.

Учет расходов на НИОКР

Произошли дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ). В частности, перечень затрат на НИОКР будет дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, которые разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Сейчас такие затраты можно включать в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы работ. Однако с 01.01.2018 расходы по Перечню с коэффициентом 1.5 будут также формировать первоначальную стоимость амортизируемых НМА — исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР. В налоговой учетной политике необходимо закрепить выбранный порядок признания расходов.

Правило 5% при раздельном учете входного НДС

С 1 января 2018 года вступают в силу поправки, касающиеся компаний, у которых есть облагаемые и не облагаемые НДС операции. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

Как известно, при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС. Но если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превышают 5%, налогоплательщик вправе не вести раздельный учет и всю сумму НДС принять к вычету.

Выполнение «правила 5%» в налоговом периоде больше не позволит налогоплательщикам не вести раздельный учет входного НДС при осуществлении облагаемых и освобождаемых от налогообложения операций. Сохраниться лишь возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования одновременно и в облагаемых и необлагаемых операциях.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы и Минфин РФ дают аналогичные разъяснения применения «правила 5%», опираясь на определение ВС РФ от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015. Верховный Суд РФ указал, что по товарам (работам, услугам), приобретенным исключительно для необлагаемых операций принять к вычету НДС нельзя, даже при соблюдении «правила 5%». С 1 января 2018 года позиция ВС РФ будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ.

Поэтому положения учетной политики для целей налогообложения на 2018 год в части ведения раздельного учета НДС нужно привести в соответствии с новой нормой статьи 170 НК РФ.

В завершении добавим, что по общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения и оформляется приказом, распоряжением, стандартом организации, датированным декабрем 2017г.

При этом нет смысла переписывать в учетную политику то, что и так сказано в Налоговом кодексе или ПБУ. Вносить надо только те условия, в которых вы выбираете один из предложенных законодателем способов учета. Это справедливо и для изменений. Вписывать их в учетную политику необходимо, если поправки касаются способов учета, которые применяет ваша организация.

22 ноя
11:00
Эффективное взыскание задолженностей: практика для бизнеса
Открытый вебинар
Записаться
Наверх